Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения - СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения - СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: научить вычленять из текста сложносочинённые предложения, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи; формировать умения анализировать текст с точки зрения выразительных возможностей, находить в тексте сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом; развивать умение различать простые предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения; воспитывать трудолюбие.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между частями ССП; различать простые предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Объяснительный диктант

1) Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. (И. Пущин) 2) Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадёжно. (Н. Гоголь) 3) Днём мы заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. (В. Астафьев)

— Выделите основы, укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения; отметьте ряды однородных членов; укажите виды сложных предложений, объясните постановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 68 — обсуждение вопросов и заданий; морфемный и морфологический разбор выполняется у доски.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение правил и теоретических сведений (с. 43-44).)

2. Формулирование выводов

• Части сложносочинённого предложения разделяются запятой, перед союзами ставится запятая.

• Иногда между частями сложносочинённого предложения ставится тире перед союзом и, если в предложении содержится резкое противопоставление или указание на быструю смену событий.

• Между простыми предложениями в сложносочинённых предложениях с союзом и при наличии общего члена или общей придаточной части запятая не ставится. Общим может быть и вводное слово.

• Между простыми предложениями в сложносочинённых предложениях с союзом и запятая не ставится, если эти предложения являются двумя вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.

• Сложносочинённое предложение надо отличать от простого с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 69 — комментированное письмо, составление схем предложений на доске и в тетрадях.

2. Упр. 71 — самостоятельная работа с последующей проверкой.

3. Упр. 70 — конструирование предложений; составление схем предложений на доске и в тетрадях.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 45).

— Составьте с ними предложения.

3. Конструирование предложений — синтаксических синонимов

— Составьте из двух предложений одно сложносочинённое с общим второстепенным членом.

1) Когда это бывает?

• Ласточки летают низко.

• Рыба не клюёт.

(Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюёт.)

2) Где это можно увидеть?

• Тигры послушны.

• Слоны легки.

(На арене цирка тигры послушны и слоны легки.)

3) Когда это случается?

• Обязательно зуб заноет.

• Рука разболится.

(Перед контрольной обязательно зуб заноет или рука разболится.)

V. Подведение итогов урока

— Когда в сложносочинённых предложениях не ставится запятая перед союзом и?

— Как отличить предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, от сложносочинённых предложений?

Домашнее задание

1. § 16.

2. Упр. 72, 74 (устно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]