Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения - СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: научить производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать прилежание.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между частями ССП; владеть навыками устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка
— Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЧУВСТВОВАЛ буква В обозначает непроизносимый звук.
2) В слове ВСКОРЕ первый звук — [ф].
3) В слове ЗАНЯЛО ударение падает на первый слог.
4) В слове ЗНАНИЕ количество звуков равно количеству букв.
2. Проверка домашнего задания
1. Упр. 73 — обсуждение вопросов и заданий.
2. Упр. 78 — чтение и обсуждение ССП, выписанных из книг, газет, журналов.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Чтение теоретического материала (с. 47—48).
2. Упр. 75, 76 — устный разбор; выполнение по вариантам (письменный разбор по одному предложению из каждого упражнения) с последующим обсуждением.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 77 — самостоятельная работа.
2. Упр. 79 — обсуждение вопросов и заданий; выполнение синтаксического разбора ССП у доски.
3. Упр. 80 — устно.
2. Выполнение заданий
— Запишите предложения под диктовку.
— Объясните орфограммы и знаки препинания.
— Составьте схемы предложений на доске и в тетрадях.
— Укажите средства выразительности в 1-м и 2-м предложениях.
1) Густеют молодые ели, и льётся запах от берёз! (Ф. Глинка) 2) Прохладой дышит степь, а ветер мчится вскачь. 3) Отец, не споря, согласился на мою просьбу, и я остался на всю зиму один в опустевшем доме. (В. Брюсов) 4) К утру подморозило и выпал первый снег.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
— Что нового вы узнали о сложносочинённых предложениях?
— Какие трудности вы испытывали при изучении темы?
— Какие виды работ вас привлекают?
Домашнее задание
1. § 11-17.
2. Упр. 81.
3. Контрольные вопросы и задания (с. 49).