Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными - ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цели: познакомить с придаточными изъяснительными; формировать умения устанавливать значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять их место в сложноподчинённых предложениях, средства связи придаточного предложения с главным; развивать умение правильно расставлять знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными; развивать навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные изъяснительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; владеть навыками выразительного чтения, сжатого изложения текста; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 115 — чтение и обсуждение составленных предложений.)
III. Работа по теме урока
1. Актуализация знаний
— Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное? (Дополнению.)
— На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
— К каким членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные?
— Какое общее значение имеют сказуемые, к которым относятся придаточные изъяснительные?
— Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.
— Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?
— Что такое косвенная речь?
— С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (Что, как, будто.)
— Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные побуждения.)
— Как строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.)
— Обязательны ли указательные слова в главном предложении?
2. Работа с синтаксическими синонимами
— Перестройте предложения с прямой речью так, чтобы получились предложения с косвенной речью; отметьте особенности синтаксических синонимов.
1) По радио сообщили: “Такого засушливого лета не было тридцать лет”.
(По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.)
2) Собака словно просила: “Не прогоняйте меня!”
(Собака словно просила, чтобы её не прогоняли.)
3) Нас не спрашивают: “Вы хотите сдавать экзамены?”
(Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.)
Комментарии
В косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся.
4) Суеверные люди уверяют: “Встреча с чёрной кошкой сулит несчастье”.
(Суеверные люди уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Анализ предложений
— Запишите предложения, сделайте их синтаксический разбор, поставьте вопросы к придаточным изъяснительным. Укажите средства выразительности в предложениях.
1) Знаешь, я читала, что бессмертны души. (А. Ахматова)
2) О, я была уверена, что ты придёшь назад. (А. Ахматова)
3) Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
С. Есенин
4) Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
С. Есенин
Комментарии
Отметим, что в 4-м примере придаточные предложения имеют добавочное значение причины.
2. Работа с таблицей
— Заполните графы таблицы “Виды придаточных предложений”, относящиеся к придаточным изъяснительным, подберите примеры придаточных изъяснительных.
3. Использование сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными при цитировании
— Запишите цитаты (полностью или частично) в виде сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Составьте схемы сложноподчинённых предложений.
1) “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе”. (Д.С. Лихачёв)
(Д. С. Лихачёв считал, что “любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе”.)
2) “То были годы её (А. Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов”. (К. Чуковский)
(К. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ахматовой в годы “её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов”.)
3) “Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто”. (В. Некрасов)
(В. Некрасов вспоминал, что “Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто”.)
4. Работа по учебнику
1. Упр. 117 — комментированное письмо.
2. Упр. 118 — работа по трём вариантам с последующим обсуждением.
3. Упр. 120 — обсуждение вопросов и заданий, самостоятельная работа.
V. Подведение итогов урока
— На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
— С помощью каких средств связи придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению?
Домашнее задание
1. § 23.
2. Упр. 119, 121 (устно).
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Упр. 119 — чтение составленных предложений, обсуждение заданий.
2. Упр. 121 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопроса.
III. Закрепление изученного материала
1. Графический диктант с самопроверкой
(Учитель читает предложения, ученики записывают только их схемы, вопросы к придаточным предложениям и определяют их вид. После диктанта учитель открывает на доске правильные ответы.)
1) И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. (Р. Тагор)
([... того ...], (в котором ...). Какого? Определительное (местоименно-определительное).)
2) Ах! То было и моим,
Чем так сладко жить,
То, чего, расставшись с ним,
Вечно не забыть.
В. Жуковский
([то ..., (чем ...), то], (чего ...). Какое? Что именно? Определительные.)
3) Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л. Фейхтвангер)
((Кто...), [тот ...]. Какой? Кто именно? Определительное.)
4) Художник видит то, чего не видят остальные.
([...то ], (чего...). Что именно? Определительное.)
5) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? (Н. Гоголь)
([ ], (отчего ...). Что? Изъяснительное.)
6) За всё, что человек берёт, он платит собой. (М. Горький)
([За всё, (что...),...]. За что именно? Определительное (местоименно-определительное).)
7) Счастлив тот, кому зарёю тёплый ветер веет. (И. Бунин)
([... тот], (кому...). Какой? Кто именно? Определительное.)
8) Прасковья Фёдоровна Михель была самая привлекательная, умная, блестящая девушка того кружка, в котором вращался Иван Ильич. (Л. Н. Толстой)
([... того], (в котором ...). Какого? Определительное.)
9) Пел он старинную русскую песню, слушать которую без волнения было невозможно.
([ ], (... которую ...). Какую? Определительное.)
10) Ясно было, кто стрелял.
([ ], (кто...). Что? Изъяснительное.)
11) Будешь знать, как с ружьём баловать!
([ ], (как...). Что? Изъяснительное.)
2. Изложение
1. Чтение текста упр. 123, обсуждение вопросов.
2. Написание сжатого изложения.
3. Тест по теме “Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными”
(См.: КИМы, тест 9.)
IV. Подведение итогов урока
(Чтение и обсуждение изложений.)
Домашнее задание
1. § 23.
2. Упр. 122.