Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными - ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными - ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цели: познакомить с придаточными изъяснительными; формировать умения устанавливать значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять их место в сложноподчинённых предложениях, средства связи придаточного предложения с главным; развивать умение правильно расставлять знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными; развивать навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные изъяснительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; владеть навыками выразительного чтения, сжатого изложения текста; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 115 — чтение и обсуждение составленных предложений.)

III. Работа по теме урока

1. Актуализация знаний

— Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное? (Дополнению.)

— На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?

— К каким членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные?

— Какое общее значение имеют сказуемые, к которым относятся придаточные изъяснительные?

— Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.

— Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?

— Что такое косвенная речь?

— С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (Что, как, будто.)

— Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные побуждения.)

— Как строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.)

— Обязательны ли указательные слова в главном предложении?

2. Работа с синтаксическими синонимами

— Перестройте предложения с прямой речью так, чтобы получились предложения с косвенной речью; отметьте особенности синтаксических синонимов.

1) По радио сообщили: “Такого засушливого лета не было тридцать лет”.

(По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.)

2) Собака словно просила: “Не прогоняйте меня!”

(Собака словно просила, чтобы её не прогоняли.)

3) Нас не спрашивают: “Вы хотите сдавать экзамены?”

(Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.)

Комментарии

В косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся.

4) Суеверные люди уверяют: “Встреча с чёрной кошкой сулит несчастье”.

(Суеверные люди уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Анализ предложений

— Запишите предложения, сделайте их синтаксический разбор, поставьте вопросы к придаточным изъяснительным. Укажите средства выразительности в предложениях.

1) Знаешь, я читала, что бессмертны души. (А. Ахматова)

2) О, я была уверена, что ты придёшь назад. (А. Ахматова)

3) Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

С. Есенин

4) Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

С. Есенин

Комментарии

Отметим, что в 4-м примере придаточные предложения имеют добавочное значение причины.

2. Работа с таблицей

— Заполните графы таблицы “Виды придаточных предложений”, относящиеся к придаточным изъяснительным, подберите примеры придаточных изъяснительных.

3. Использование сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными при цитировании

— Запишите цитаты (полностью или частично) в виде сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Составьте схемы сложноподчинённых предложений.

1) “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе”. (Д.С. Лихачёв)

(Д. С. Лихачёв считал, что “любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе”.)

2) “То были годы её (А. Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов”. (К. Чуковский)

(К. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ахматовой в годы “её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов”.)

3) “Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто”. (В. Некрасов)

(В. Некрасов вспоминал, что “Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто”.)

4. Работа по учебнику

1. Упр. 117 — комментированное письмо.

2. Упр. 118 — работа по трём вариантам с последующим обсуждением.

3. Упр. 120 — обсуждение вопросов и заданий, самостоятельная работа.

V. Подведение итогов урока

— На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

— С помощью каких средств связи придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению?

Домашнее задание

1. § 23.

2. Упр. 119, 121 (устно).

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 119 — чтение составленных предложений, обсуждение заданий.

2. Упр. 121 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопроса.

III. Закрепление изученного материала

1. Графический диктант с самопроверкой

(Учитель читает предложения, ученики записывают только их схемы, вопросы к придаточным предложениям и определяют их вид. После диктанта учитель открывает на доске правильные ответы.)

1) И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. (Р. Тагор)

([... того ...], (в котором ...). Какого? Определительное (местоименно-определительное).)

2) Ах! То было и моим,

Чем так сладко жить,

То, чего, расставшись с ним,

Вечно не забыть.

В. Жуковский

([то ..., (чем ...), то], (чего ...). Какое? Что именно? Определительные.)

3) Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л. Фейхтвангер)

((Кто...), [тот ...]. Какой? Кто именно? Определительное.)

4) Художник видит то, чего не видят остальные.

([...то ], (чего...). Что именно? Определительное.)

5) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? (Н. Гоголь)

([ ], (отчего ...). Что? Изъяснительное.)

6) За всё, что человек берёт, он платит собой. (М. Горький)

([За всё, (что...),...]. За что именно? Определительное (местоименно-определительное).)

7) Счастлив тот, кому зарёю тёплый ветер веет. (И. Бунин)

([... тот], (кому...). Какой? Кто именно? Определительное.)

8) Прасковья Фёдоровна Михель была самая привлекательная, умная, блестящая девушка того кружка, в котором вращался Иван Ильич. (Л. Н. Толстой)

([... того], (в котором ...). Какого? Определительное.)

9) Пел он старинную русскую песню, слушать которую без волнения было невозможно.

([ ], (... которую ...). Какую? Определительное.)

10) Ясно было, кто стрелял.

([ ], (кто...). Что? Изъяснительное.)

11) Будешь знать, как с ружьём баловать!

([ ], (как...). Что? Изъяснительное.)

2. Изложение

1. Чтение текста упр. 123, обсуждение вопросов.

2. Написание сжатого изложения.

3. Тест по теме “Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными”

(См.: КИМы, тест 9.)

IV. Подведение итогов урока

(Чтение и обсуждение изложений.)

Домашнее задание

1. § 23.

2. Упр. 122.






Для любых предложений по сайту: [email protected]