Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях - СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Цели: дать понятие о многочленных предложениях; формировать умения определять виды синтаксической связи между частями многочленного сложного предложения, составлять схемы многочленных сложных предложений; отрабатывать навыки постановки знаков препинания между частями сложных предложений разных типов; развивать грамотность.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки многочленного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями многочленного предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 209 — обсуждение заданий.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение теоретического материала (§ 37, с. 143).)
2. Слово учителя
Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях. Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи.
Рассмотрим предложение со всеми видами связи:
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А. Пушкин
(Куда бы ...) и (... куда б ...), [ ]: [ ]; [ ]. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное. Сочинительная связь соединяет два придаточных (несмотря на что? — уступительное значение). Они оба, в свою очередь, относятся к первому главному предложению (Всё те же мы), поэтому между ними не нужна запятая. Второе и третье главные предложения со значением перечисления (нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село) уточняют первое (перед двоеточием можно вставить а именно).
Чтобы понять смысл подобных сложных предложений, необходимо вычленить основы, указательные слова, разобраться в роли союзов, мысленно оставив только “каркас” предложения. Установив связи между частями предложения, мы правильно расставим знаки препинания и проясним смысл всего предложения.
3. Анализ предложений
— Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды связи предложений.
1) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И. Тургенев)
(Примерный ответ. [... так ...], (что ...): [ ]. Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно). Первая часть — сложноподчинённое предложение с придаточным степени, которое относится к указательному слову так в главном. Вторая часть — простое предложение, осложнённое однородными членами.)
2) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В. Астафьев)
(Примерный ответ. (Чем ...), [тем ...], [ ], [ ]. Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное. Придаточное сравнительное относится сразу к трём главным предложениям. Указательное слово тем в первом главном предложении подразумевается и в двух остальных. Третье главное предложение осложнено двумя рядами однородных членов: усмирялась, катила; без шума и суеты.)
IV. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 210 — устно.
2. Упр. 211 — комментированное письмо, составление схемы на доске и в тетрадях.
3. Упр. 212 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
V. Подведение итогов урока
— Какие предложения называются многочленными?
— Назовите комбинации видов синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.
Домашнее задание
1. § 37.
2. Упр. 213.