Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи - СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Цели: познакомить с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи; научить производить синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи; развивать чувство языка, способность писать грамотно.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения с различными видами связи; владеть навыками устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора такого предложения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка
— Выпишите грамматические основы предложения:
Загремел засов, и мы ощупью вошли в сени; в них пахло сеном, которое толстым слоем лежало вдоль стены.
2. Проверка домашнего задания
(Упр. 214 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий, составление схемы на доске.)
III. Работа по теме урока
(Чтение и обсуждение теоретического материала (порядок синтаксического и пунктуационного разбора, образцы разбора): § 39, с. 150-151.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 218 — работа по двум вариантам с последующим обсуждением.
2. Упр. 219 — подробный пересказ текста и обсуждение выступлений; анализ записанных предложений, составление схем на доске.
2. Выполнение заданий
— Запишите предложения под диктовку.
— Объясните орфограммы и знаки препинания.
— Составьте схемы предложений на доске и в тетрадях.
— Укажите средства выразительности во 2-м предложении.
1) Князь Андрей редко смеялся, но зато когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху. (Л. Толстой)
2) Простите пехоте,
что так неразумна бывает она:
всегда мы уходим,
когда над Землёю бушует весна.
Б. Окуджава
V. Подведение итогов урока
— Каков порядок синтаксического и пунктуационного разбора бессоюзных сложных предложений?
Домашнее задание
1. § 39, 40 (самостоятельное изучение).
2. Упр. 220.