Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Итоговый контрольный диктант. Сложные предложения с различными видами связи - СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Цели: проверить уровень знаний по теме “Сложные предложения с различными видами связи”; развивать умение применять на практике полученные знания; развивать орфографическую зоркость; воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Планируемые результаты: уметь применять полученные знания на практике; владеть орфографическими и пунктуационными навыками, навыками грамматического разбора; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Закрепление изученного материала
Контрольный диктант
В степи
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (1)Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. (2)Едешь-едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. (3)Сначала далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. (4)Что-то тёплое коснулось Егорушкиной спины; полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
(5)Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.
(157 слов) (А. Чехов)
Грамматическое задание
1. Составить схемы всех сложных предложений.
2. Определить вид придаточных.
3. Дать характеристику предложений.
(Сложные предложения отмечены цифрами.)
(Примерные ответы.
1) [...], (которая ...). Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным; главное предложение осложнено обособленными однородными обстоятельствами, выраженными одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, придаточное — однородными сказуемыми.
2) [ ], (где ...) и (где ...). Сложноподчинённое предложение
с придаточными изъяснительными с однородным подчинением. Главное предложение осложнено однородными сказуемыми.
3) [..., (где ...), ..., (которая ...), ...]. Сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением придаточных. Первое — придаточное места, второе — определительное. Главное предложение осложнено однородными обстоятельствами, второе придаточное — обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
4) [ ]; [...], и [...]. Сложное предложение с бессоюзной и со
чинительной связью со значением перечисления. Второе предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и двумя рядами однородных членов; третье предложение осложнено однородными сказуемыми.
5) [ ], (чтобы ...). Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Главное предложение осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом и обособленными однородными определениями.)
Домашнее задание
1. Контрольные вопросы (с. 158).
2. Упр. 227.
3. Подготовить доклады о русском языке (задание на с. 158).