Тексты для изложений - ПРИЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Тексты для изложений - ПРИЛОЖЕНИЯ

Тексты для изложений подбирались с учётом формата ОГЭ: они сравнительно небольшого объёма (в демоверсии — 152 слова), содержат по три микротемы. Эти тексты можно использовать как для подробных, так и для сжатых изложений, для выработки навыков сжатия текста. Задания к каждому тексту можно выполнять по выбору учеников.

Текст 1

Лирика дружбы занимает в творчестве Пушкина особое место. Вся жизнь поэта была пронизана светом лицейского братства. Многие стихотворения разных лет датированы 19 октября — это день основания Лицея, который его воспитанники ежегодно отмечали. Несколько стихотворений Пушкин посвятил Ивану Пущину, или Жанно, как звали его друзья. Поводом к написанию одного из стихотворений, которое начинается строкой “Мой первый друг, мой друг бесценный!”, стал случай, описанный Пущиным в его воспоминаниях.

Пущин приехал к опальному поэту во время его ссылки в Михайловское в январе 1825 года. Радость встречи для Пушкина была усилена неожиданностью приезда друга. Пущин привёз с собой приветы близких Пушкину людей, признание читателей, надежду на избавление от насильственного уединения.

В стихотворении всего десять строк. Первая строфа является благодарным воспоминанием о чувствах, испытанных поэтом в момент приезда лицейского товарища. Второе пятистишие намекает на сходную ситуацию: Пущин был сослан в Сибирь за участие в декабрьском восстании, а возвращён из ссылки только в 1856 году. Голос Пушкина поддержал и укрепил его, даровал утешение, как страстно желал этого поэт. “Лучом лицейских ясных дней” освещены были все годы дружбы Пушкина и Пущина.

(174 слова)

Задания

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

2. Подчеркните числительные, определите их разряд, укажите падеж.

Текст 2

Среди многообразия народных промыслов в России особое место занимает игрушка. Это один из старейших видов народного искусства. Игрушки находят археологи в раскопках древних поселений, когда-то они служили оберегами, отпугивали злые силы (например, свистульки). Постепенно игрушка стала детской забавой, а потом и сувениром, в некотором роде “визитной карточкой” той или иной местности. Например, дымковской игрушке, говорят, более трёхсот лет. Её родина — село Дымково, что стоит на берегу Вятки, недалеко от города Кирова.

Дымковская игрушка очень нарядная, декоративная. Каких только фигурок не делают дымковские мастера! Это и разряженные барыни, и няни с детьми, и птички-свистульки, и фантастические кони, и расписные карусели, и надутые индюки с огромными, как у жар-птицы, хвостами. Иногда лепят целые композиции, сценки, в которых бывает до двадцати фигурок.

Как рождается дымковская игрушка? Её лепят из глины, потом обжигают, после покрывают мелом, разведённым в молоке. Высохшую заготовку покрывают яркой краской, узорами из кружочков, овалов, полосок. Синяя, жёлтая, красная краски дополняются сусальным золотом, серебряной краской. “Дымка”, как ласково называют эту игрушку, известна не только по всей России, но и за рубежом. Она, как и матрёшка, — один из традиционных сувениров для гостей нашей страны.

(182 слова)

Задания

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

2. Объясните роль союзной и бессоюзной связи в предложениях.

Текст 3

Среди игрушечных промыслов наиболее популярна матрёшка. А ей, оказывается, чуть больше ста лет. Она появилась в девяностых годах XIX века. В игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку добродушного лысого мудреца, голова которого вытянулась вверх от постоянных раздумий. Внутри находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эта игрушка и послужила прообразом нашей матрёшки.

Первая русская матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке, с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, потом опять девочка. Завершал этот ряд спелёнутый младенец.

Игрушка понравилась, и уже в 1900 году новые игрушки появились на выставке в Париже. А в начале XX века матрёшки начали делать по всей стране. Родина матрёшки — Сергиев Посад. Делают фигурки из берёзы и липы, а потом расписывают. Самая большая матрёшка насчитывает сорок восемь фигурок!

(130 слов)

Задания

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

2. Подчеркните числительные, определите их разряд, укажите падеж.

Текст 4

В первом отряде космонавтов было много достойных кандидатов на роль первооткрывателя космоса. Но эта честь выпала именно Юрию Гагарину. Какие черты характера позволили ему стать первым космонавтом?

Несомненно, у Гагарина были к этому предпосылки: хорошие знания, отличная профессиональная подготовка, соответствующая физическая форма — ведь космонавт подвергается в полёте страшным перегрузкам, попадает в необычные для организма состояния. Долгие тренировки на Земле помогли справиться с трудностями в космосе. Надо было обладать и большим мужеством, и чувством ответственности: Гагарин был первым человеком на Земле, достигшим космоса и вернувшимся на родную планету, представителем всего человечества.

А ещё, очевидно, сыграли роль истинно человеческие качества Гагарина: его умение удивляться, радоваться, видеть красоту и испытывать душевный трепет. Вспомним обаятельную, открытую, искреннюю гагаринскую улыбку.

Наверное, исследовать космос могли бы и роботы. Но только человек способен испытывать счастье открытия.

(129 слов)

Задания

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

2. Определите роль двоеточий в тексте.

Текст 5

Уникальное явление — деревянные храмы в Кижах. Древние зодчие передали нам свои представления о мире, свои традиции, завещали нам беречь наши национальные богатства, любить свою страну.

Наши далёкие предки строили эти удивительные церкви не только для себя. Они знали, что новые поколения будут любоваться делом их рук. Труд и любовь, вложенные в деревянные храмы, сделали их настоящим чудом. Кстати, говорят, что церкви в Кижах сделаны без единого гвоздя — все детали деревянные. В свои творения мастера вложили всю душу, доброту, изобретательность, свой взгляд на мир. Они понимали, что такое красота, и сами создавали красоту.

Оказывается, обычная осина может быть материалом для покрытия церковных куполов. “Купола в России кроют чистым золотом...” — поётся в песне Высоцкого. Осиновые дощечки кажутся золотыми на куполах кижских церквей. Умение видеть необыкновенное, прекрасное в простом, знакомом — это тоже завещали нам предки.

(132 слова)

Задания

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

2. Определите роль цитаты в тексте.

Текст 6

Одно из сокровищ, хранящихся в Третьяковской галерее, — картина Михаила Васильевича Нестерова “Видение отроку Варфоломею”. Она создана в 1890 году и рассказывает о становлении выдающейся исторической личности. Сергий Радонежский сыграл большую роль в объединении враждующих русских князей накануне Куликовской битвы, основал Троице-Сергиеву лавру.

На картине Нестерова изображён эпизод встречи отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского) со святым старцем. Вокруг головы старца — золотистое сияние, чуть заметное на фоне осеннего леса. Его тёмная одежда почти сливается с деревом. Лицо старца скрыто от зрителей. Зато лицо мальчика находится в центре картины. Этот деревенский пастушок с ясными синими глазами, белоголовый, худенький, кажется олицетворением Древней Руси.

Спокойный, негромкий колорит картины, мягкий вечерний свет несут умиротворение. Художник бережно выписал каждый листик, каждую травинку, каждое деревце. Он нарисовал русский пейзаж с такой любовью, нежностью, что картина трогает до глубины души.

(131 слово)

Задания

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

2. Определите роль прилагательных в тексте.

Текст 7

Причины нашего равнодушия, наверное, в том, что люди заняты только собой. Может быть, потому, что в семье часто только один ребёнок, которому не надо заботиться о братьях и сёстрах, которого оберегают от жизни. А почему тогда и пожилые люди часто равнодушны или обвиняют в чёрствости молодёжь? Ведь это их же дети и внуки. Неужели нам нужна большая общая беда, например война, чтобы мы стали внимательнее друг к другу? А пока каждый стремится утвердиться в жизни за счёт другого, заработать побольше денег. Мы разучились ставить себя на место другого человека. А если бы со мной такое случилось?

Так что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь? Быть внимательнее друг к другу, учиться слушать и понимать других и себя самого. Каждый может оказаться в трудном положении, каждому может понадобиться помощь других людей.

Вы замечали: если возле упавшего человека, пусть даже он пьяный, остановится хоть один человек, заглянет ему в лицо, сразу начинают подходить и другие люди, предлагать помощь. То есть добро имеет свойство распространяться. Так что если каждый сделает хоть чуть-чуть, приложит хоть немножко душевного тепла, потратит минуту драгоценного времени, всем от этого будет лучше, тогда милосердие и начнёт согревать наши души.

(190 слов)

Задания

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

2. Определите роль вопросительных предложений в тексте.

Текст 8

Интересна история создания всем известной картины, которая хранится в Третьяковской галерее. Это картина Ильи Ефимовича Репина “Бурлаки”.

Однажды Репин катался с приятелем на пароходе по Неве. День был солнечный, яркий. У художника, всё время проводившего в мастерской, зарябило в глазах от пестроты красок. Вдруг эту праздничность нарушило странное, зловещее пятно. Пятно приблизилось, и стало видно, что это ватага бурлаков, бредущих по песчаному берегу. Этот резкий контраст роскоши и нищеты, праздности и рабства поразил Репина. Сначала он даже хотел на одной картине изобразить нарядных барышень на пароходе и измученных бурлаков, но друг посоветовал Репину оставить одних бурлаков, зато уж поехать за ними на Волгу.

Всё лето работал Репин на этюдах, испытывая настоящий восторг и упоение от работы, а к осени привёз работу в Петербург, показал этюды в Академии. Картина была заказана великим князем Владимиром Александровичем, которому очень понравились наброски Репина. По иронии судьбы картина “Бурлаки”, которая всегда была символом народного бесправия, угнетения, висела до самой революции во дворце великого князя.

(159 слов)

Задания

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

2. Определите роль антонимов в тексте.

Текст 9

Из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине? Это любовь, которую надо воспитывать с детства. Любовь, которая вырастает из неразрывной связи поколений. Мы порой забываем о ней в повседневной суете, в заботах о хлебе насущном.

Память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны даёт почувствовать эту связь. И тогда ты не просто случайный человек, который почему-то родился в этой стране и ничем с ней не связан. Ты — одно из звеньев в бесконечной цепи поколений. Тебе надо будет передать память следующим поколениям и так далее. Поэтому надо беречь всё, что сделали наши предки: храмы и старинные постройки, изделия народных промыслов и шедевры живописи, древние книги и документы, могилы великих людей, героев, могилы дедов.

Если понимать слово Родина таким образом, то всё, что содержит это слово, — твоё, и ты в ответе за сохранение бесценного наследия.

(134 слова)

Задания

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

2. Определите роль местоимений в тексте.

Текст 10

Один из известных героев Отечественной войны 1812 года — Денис Давыдов. Это знаменитый партизан и поэт. Он служил в кавалергардском полку, был гусаром, участвовал во многих военных кампаниях. В 1812 году, во время войны с Наполеоном, он организовал партизанский отряд. Сначала начальство было недовольно этим, но потом все увидели, что партизаны приносили много вреда французам.

Отряд Давыдова действовал на большой Смоленской дороге: отбивал у врага продовольствие, перехватывал переписку. Партизаны наводили страх на французов, поднимали дух русских войск и всего общества. У Давыдова появились подражатели, стали появляться другие партизанские отряды. Служил Денис Давыдов под началом Багратиона и Кульнева. О Давыдове ходили легенды.

Он был ещё и поэтом. Его называли “поэт-гусар”, “певец-герой”. Героем его стихотворений был лихой рубака, гусар-гуляка, острослов. В стихах Давыдов выражал удаль, отчаянную смелость, страстность, благородство, рыцарские чувства. На его стихи написаны романсы. Его поэзией восхищался Пушкин. Воинские подвиги и слава Дениса Давыдова соперничали с его славой поэта.

(148 слов)

Задания

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

2. Определите роль приложений в тексте.

Текст 11

Край России — Владивосток. Рассыпанный по сопкам город...

Тут нет прямых улиц — они смяты распадками во всех мыслимых и немыслимых направлениях: и вверх, и вниз, и вкривь, и вкось. Проспект здесь — понятие чисто условное, в нём явно больше желаемого, чем реально существующего. Конечно, рельеф усложняет жизнь. Но зато, как ни уродуй город стандартными коробками, единообразия не получается. Сопки и море, окружающие город со всех сторон, сопротивляются безликости современной архитектуры и побеждают её.

Старые города не похожи друг на друга. Они в отличие от нынешних близнецов — что на юге, что на севере, что в степи, что в горах — имеют своё лицо, свой норов. Наверное, потому и не спутаешь коренных питерцев с москвичами, одесситов с нижегородцами, туляков с “пскопскими”, поморов с чалдонами и всех вместе — с дальневосточниками, носителями духа которых являются старожилы Владивостока.

Спросите у старожила, где начинается город и что он вообще называет Владивостоком? В ответе можете не сомневаться — он назовёт вам старый город. Современные же кварталы Санкт-Петербурга, Москвы и прочих городов и весей матушки-Росс и и взаимозаменяемы, как гайки на конвейере, и потому они прижились везде. Не приживаясь в то же время нигде. В них никогда не будет характера города, потому что они так задуманы — безликими. Ну разве может здесь возникнуть у человека чувство Родины? Большой ли, малой — всё равно...

(207 слов)      (По Б. Дьяченко)

Задания

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Ответьте на вопрос: “Согласны ли вы с автором текста в том, что “чувство Родины” не может возникнуть в безликих городах?” Обоснуйте своё мнение.

2. Определите роль антонимов в тексте.






Для любых предложений по сайту: [email protected]