Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Занимательная лингвистика - ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Как превратить надоедливую мошкару в полевой цветок? (Переставить буквы: мошкара — ромашка.)
2. Когда прозвучал приказ “По машинам!”, я вспомнил, о чём просили меня родители, нашёл их в толпе провожающих и сделал это. Что именно? (Родители попросили: “Помаши нам!” Это явление омофонии, одинакового звучания разных слов.)
3. Прочитайте предложение; Лейбористы, воду лей! Попробуйте найти, услышать в этой фразе другой смысл. (На письме понадобится перераспределить буквы первого слова и знаки, чуть изменить графику: Лей, Борис, ты воду, лей!)
4. Как вы думаете, на юге или севере России родилась поговорка Старый друг лучше новых двух? Какой раздел языкознания поможет найти ответ? (Ответ подскажет фонетика: слово друг на юге России произносят [друх], оно рифмуется со словом двух.)
5. Найдите “четвёртое лишнее”:
1) Дом невелик, да скучать не велит.
2) Хлеб да каша — пища наша.
3) Маленький, да удаленький.
4) Хороша Маша, да не наша.
(Лишнее предложение — 2: да=и, в остальных случаях да=но.)
6. Как называются слова и предложения, которые можно одинаково читать как слева направо, так и справа налево? Наиболее известный пример встречаем в “Приключениях Буратино”
A. Н. Толстого: “А роза упала на лапу Азора”. Приведите свои примеры. (Примерный ответ. Это палиндромы, или перевёртыши. Слова: казак, кок, поп, потоп, топот, довод и т. д. Фразы: Голод, чем меч долог? (В. Хлебников); Ишаку казак сено нёс — казаку каши. Город дорог. Палиндромы использованы и в раннем стихотворении B. Маяковского “Из улицы в улицу”.)
Придумана даже небольшая история, построенная на палиндромах:
Возвращался с войны боец, шёл по пыльной просёлочной дороге, догнал старика. “Здравствуй, отец!” — поприветствовал его солдат. “Здравствуй и ты, только я для тебя, скорее, не отец, а тот, чьё название как ни читай: справа налево или слева направо — одинаково получится. И имя у меня так же можно прочитать”. Смекнул солдат, что старик загадал, и отвечает: “Я и сам таков, чьё прозвание как ни крути, не ошибёшься. Да и жена меня дома дожидается: как ни позови её — откликнется”. Понравилась старику догадливость солдата. Спрашивает он служивого: “Путь-то, небось, у тебя долгий впереди. Где ночевать будешь? У меня рядом с домом есть такое, что, как ни скажи, прямо ли, наоборот ли, всё одно не изменится. Там и тебе места хватит”. “Благодарствуй, добрый человек, — говорит солдат. — Домой спешу”. Расстались старик и боец довольные друг другом, смекалкой своей.
— Догадайтесь и вы, что имели в виду герои истории. (Дед, Тит, казак, Анна, шалаш.)
7. Об одном лингвистическом историческом парадоксе.
Писатель Юрий Тынянов в рассказе “Подпоручик Киже” описал историю, случившуюся в конце XVHI века.
В то время не существовало не только компьютеров и ксероксов, но и пишущих машинок, и все документы приходилось переписывать от руки. Вспомним, что таким делом занимался Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя “Шинель”.
Так вот, один писарь из канцелярии Преображенского полка копировал приказ, в котором значилось: “Подпоручики же Стивен, Рыбин, Азанчеев назначаются...” Что-то отвлекло его на секунду, и, вернувшись к работе, он вывел на бумаге: “Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Азанчеев назначаются...” Таким образом, в приказе появилась лишняя фамилия некоего подпоручика Киже.
А так как приказ был подписан самим императором, Павлом I, то мифический подпоручик продолжал существовать на бумаге. Фикция обретала всё более вещественные черты: за чужую провинность подпоручик Киже был высечен, а после сослан в Сибирь; спустя положенное время вернулся из ссылки, получил чин поручика и даже женился на фрейлине. Затянувшаяся мистификация довела до того, что несуществующий офицер дослужился до генерала и был замечен царствующей особой: император пожелал видеть Киже. Пришлось срочно искать выход: скоротечная “болезнь” в три дня свела генерала Киже в могилу.
Это случилось более двухсот лет назад, но и сейчас грамматические ошибки приводят порой к парадоксальным ситуациям.
8. Игра “Аукцион фильмов”.
Задание 1. Вспомните фильмы, в название которых входят имена числительные. (Примерный ответ. “Пятый элемент”, “Два капитана”, “Первая перчатка”, “Великолепная семёрка”, “Семеро смелых”, “Один и без оружия”, “Трое в лодке, не считая собаки”, “Четыре танкиста и собака”, “Три тополя на Плющихе”, “Восемь с половиной”, “Сердца четырёх”, “Сердца трёх”, “Пираты двадцатого века”, “Седьмое путешествие Синдбада”, “Тридцать три”, “Триста спартанцев”, “Миллион лет до нашей эры”, “Двенадцатая ночь”, “Двенадцать стульев”, “Двенадцать”, “Семь стариков и одна девушка”, “Седьмая печать”, “Девять дней одного года”, “Два бойца”, “Тайна двух океанов”, “Три мушкетёра”, “Семь невест ефрейтора Збруева”, “Два билета на дневной сеанс” и т. д.)
Примечание
Можно усложнить задание — назвать фильмы только с порядковыми или только с количественными числительными; вспомнить не фильмы, а художественные произведения. Игра проводится в командах (по рядам), или каждый ученик играет за себя. Для игры необходимо заранее приготовить фишки, например, из цветной бумаги, и символические призы. За каждый правильный ответ — фишка. Кто набрал их наибольшее количество (или кто последний назвал фильм), тот и победитель. На игру достаточно выделить 3—5 минут.
Задание 2. Вспомните фильмы, в название которых входят глаголы. (Примерный ответ. “Найти и обезвредить”, “Убить дракона”, “Остановился поезд”, “Место встречи изменить нельзя”, “Жди меня”, “Живёт такой парень”, “Иван Васильевич меняет профессию”, “Никто не хотел умирать”, “О бедном гусаре замолвите слово”, “Любить по-русски”, “Доживём до понедельника” и т. д.)
Примечание
Можно усложнить задание — дать характеристику глаголам: определить их вид, спряжение, форму и другие грамматические характеристики.
Задание 3. Вспомните фильмы, названия которых представляют собой оксюмороны (сочетания противоположностей). (Примерный ответ. “Живой труп”, “Горячий снег”, “Плохой хороший человек”, “Мой ласковый и нежный зверь”, “Зимняя вишня”, “Криминальный талант”, “Белые ночи”, “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Обыкновенное чудо” и т. д.)
9. Прослушайте фрагмент стихотворения В. Я. Брюсова.
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели...
— В чём заключается необычность? (Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита.)
Комментарии
Полный текст стихотворения В. Я. Брюсова “Июльская ночь”:
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и іюль
Колыбельной лаской млеет...
Нежно отзвуки пропели...
Разостлался синий тюль.
Улетели феи — холить
Царство чары шаловливой,
Щебет Ђдких эпиграмм.
Начинаеть сны неволить,
Mνpo льёт нетерпеливый
Юга ясный θимиам.
Брюсов, ставивший цель написать стихотворение, первые буквы слов которого были бы расположены в порядке современного ему алфавита, закончил словом на θ (фита), поэтому в дополнение к названию дал в скобках подзаголовок “Азбука от до θ”.
Звуковые значения букв θ (фита) и ф (ферт) совпадали, но в заимствованных словах греческого происхождения писались разные буквы: философ, θимиам (изначально их звуковые облики отличались).
Русский алфавит до реформы 1918 г. выглядел так:
а б в г д е ж з и і к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь Ђ э ю я θ ν.
10. Какими частями речи могут быть слова мой, гол, стекло, сев? (Примерный ответ. Мой — местоимение и глагол в повелительном наклонении; гол — имя существительное и краткое прилагательное; стекло — имя существительное и глагол прошедшего времени среднего рода; сев — имя существительное и деепричастие.)
11. Что означает выражение попасть впросак и каково его происхождение?
(Примерный ответ. “Попасть впросак” означает “оказаться в неловком положении по своей же вине”. Выражение пришло в русский язык из речи кустарей, изготавливавших канаты, верёвки и т. п. с помощью приспособления, которое называлось просаком. Это был небольшой прядильный станок с вращающимся колесом. Если по неосторожности мастера его одежда или волосы попадали в просак, это заканчивалось печально. Судя по тому, что выражение “попасть впросак” стало распространённым, такие случаи были нередкими. В дальнейшем предлог слился с существительным, которое потеряло самостоятельное лексическое значение.)
12. Найдите лишнее слово:
1) Прервать, премия, премудрый. (Слово премия — нет приставки, в остальных случаях — приставка пре-.)
2) Исходный, испуганный, известный. (Слово известный — приставка из-, в остальных случаях — ис-.)
3) Подьячий, подробный, подсобить. (Слово подсобить — приставка под-, в остальных случаях — по-.)
13. Определите, какими частями речи является слово столько:
1) На стадионе столько людей!
2) Я столько должен тебе сказать!
(В первом случае — местоимение, заменяет имя числительное; во втором — наречие, обозначает степень действия.)
14. В чём видовая особенность слов миновать, молвить, казнить? Приведите примеры предложений с этими словами.
(Примерный ответ. Эти глаголы двувидовые: определить их вид можно только по контексту. Тёплые дни миновали (сов. вид.). Приходилось миновать этот опасный участок пешком (несов. вид). И вдруг щука молвила человеческим голосом (сов. вид). Не вели казнить (несов. вид), вели слово молвить (несов. вид). Царь казнил стрельцов (сов. и несов. вид).)
15. К какой части речи относятся слова: пила, запас, надел, лёгкие, белила, жгут, простой? (Примерный ответ. Значение слов можно определить только в контексте. Все они могут быть существительными, пять из них — глаголами (пила, запас, надел, белила, жгут), два — прилагательными (лёгкие, простой). Слова, отдельные формы которых совпадают, называются омоформами.)
16. Жители Москвы — москвичи и москвички. А как называют жителей Петербурга, Тулы, Воронежа, Архангельска, Перми, Курска, Нижнего Новгорода?
(Примерный ответ. Петербуржец, петербурженка, петербуржцы; туляк, тулячка, туляки; воронежец, воронежка, воронежцы; архангелогородец, архангелогородка, архангелогородцы; пермяк,пермячка, пермяки; курянин, курянка, куряне; нижегородец, нижегородка, нижегородцы.)
17. Поставьте глагол вылечу в начальную форму. (Вылететь и вылечить.)
— Как называются совпадающие формы слов? (Омоформы.)
18. Найдите омоформы глагола гнуть среди существительных. (1-е лицо ед. ч. настоящего времени — гну — антилопа; 3-е лицо ед. ч. настоящего времени — гнёт — груз.)
19. Попробуйте “организовать” разрозненные буквы в хорошо знакомые слова:
1) ТИВОНКР. (Вторник.)
2) КАРАМ ЕЛ. (Реклама.)
20. Вспомните перифразы (“окольные обороты”, описательные выражения) к следующим понятиям:
1) Петербург, 2) Киев, 3) юность, 4) старость, 5) заснуть, 6) умереть, 7) родиться, 8) хлопок, 9) женьшень, 10) нефть, 11) лев, 12) японцы, 13) мужчина, 14) женщина, 15) человек.
(Примерный ответ: 1) Северная Пальмира, Северная Венеция; 2) мать городов русских; 3) весна жизни; 4) закат дней; 5) очутиться в объятиях Морфея; 6) уйти в мир иной, отправиться к праотцам; см. “Двенадцать стульев” И. Ильфа и Е. Петрова: почить в Бозе, отдать концы, дать дуба, отбросить коньки и т. д.; 7) появиться на свет (Божий), прийти в этот мир; 8) белое золото, 9) корень жизни; 10) чёрное золото; 11) царь зверей; 12) жители Страны восходящего солнца; 13) сын Адама; 14) дочь Евы; 15) царь природы, венец творения.)
Можно дать обратное задание — по перифразам определить понятия.
21. На каком языковом явлении основана шутка: То потухнет, то погаснет; поговорка Переливать из пустого в порожнее? (На синонимии.)
22. Что общего во фразеологизмах зарубить на носу, остаться с носом, совать нос не в свои дела? (Примерный ответ. В этих фразеологизмах действуют омонимы. В первом случае нос — устаревшее слово, им называли дощечку, на которой делали памятные зарубки, заметки. Во втором нос означал приношение, подарок, который делал молодой человек родителям предполагаемой невесты. Если ему отказывали, он оставался “с носом”, то есть обманывался в своих расчётах. Лишь в третьем случае нос означает часть лица.)
23. Объясните, почему золотая рыбка, обращаясь к старику, называет его так непривычно для нас: Чего тебе надобно, старче?
(Примерный ответ. В русском языке, кроме шести современных падежей, существовал седьмой — звательный, который употреблялся при обращениях. Именно в звательном падеже стоит слово старик — старче.)
Вспомните аналогичные примеры. Есть ли подобное явление в современном русском языке?
(Примерный ответ. Устойчивые формулы языка сохранили до наших дней выражения: Отче наш (Отец), Господи (Господь), Боже мой! (Бог), неизменные в течение многих веков. В современном русском языке звательный падеж совпал с именительным и был упразднён за ненадобностью. Но в разговорной речи встречаются обращения, не совпадающие с именительным падежом: Мам!, Коль!, Тань! и т. д.)
24. Разгадайте синтаксическую загадку.
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую. Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы его решение.
(Примерный ответ. Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую. Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую. Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.)
25. Вспомните фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки, где фигурируют разные значения существительного язык; раскройте эти значения.
(Можно устроить аукцион: кто последний приведёт пример, тот и победил. Также ученики могут разбиться на команды и выполнить это задание письменно — выигрывает команда, которая привела больше примеров.)
Примеры
Длинный язык, язык без костей (о болтливом человеке).
Суконный язык (казённый, канцелярский, шаблонный язык).
Язык на плече, высунув язык (об усталом человеке).
Язык не повернётся (не осмелиться, не решиться сказать — подразумеваются негативные последствия для того, к кому обращена речь).
Найти общий язык (договориться).
Держать язык за зубами, придержать язык (молчать, не выдавать секретов, не говорить лишнего).
Проглотить язык (лишиться дара речи, онеметь от чего-либо: страха наказания, например).
Прикусить язык (пожалеть о сказанном, замолчать, не договорив фразы).
Язык развязался, язык распустил (человек заговорил после долгого молчания, запирательства).
Болтать языком, чесать языком (неудержимо говорить о пустяках или о том, что надо скрыть).
Язык чешется (о нестерпимом желании высказаться).
Чёрт за язык дёрнул, сорвалось с языка (пожалеть о невольно сказанном).
Ломать язык (коверкать, искажать речь, говорить неправильно).
Язык сломаешь (о труднопроизносимых словах).
Языками зацепиться (долго разговаривать с кем-либо).
Укоротить язык (кому-либо) (поставить излишне болтливого человека на место).
Не сходить с языка (постоянно упоминаться в разговорах).
Говорить русским языком (говорить, объяснять или приказывать что- либо понятно и просто с точки зрения того, кто говорит).
Говорить на разных языках (говорить, не понимая друг друга).
Тянуть за язык (заставлять говорить, заставлять высказаться).
Просится на язык (о желании поскорее высказаться).
Вертится на языке (о невозможности вспомнить и сформулировать что-либо).
Злой язык что стрела (словом можно ранить, обидеть, оскорбить человека).
Язык хорошо подвешен (о красноречивом человеке).
Язык мой — враг мой (обвинение себя в чрезмерной болтливости, невоздержанности речи).
Язык до Киева доведёт (люди помогут найти дорогу).
Чтоб у тебя язык отсох! Типун тебе на язык! (обвинение в словесной невоздержанности, грубости).
Отсохни мой язык, если я вру! (уверение в правдивости сказанного).
Притча во языцех (то, о чём все говорят, что у всех на устах). (Древняя форма предложного падежа слова язык сохранилась, “законсервировалась” во фразеологизме.)
* Материалы для внеклассной работы.