№ 1 - № 10 - ТЕКСТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДРОБНЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ - ИЗЛОЖЕНИЯ

Диктанты и изложения по Русскому языку 9 класс Л. М. Кулаева - 2016 год

№ 1 - № 10 - ТЕКСТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДРОБНЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ - ИЗЛОЖЕНИЯ

№ 1

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге — это уникальный историко-архитектурный памятник.

Крепость была основана на небольшом Заячьем острове в 1703 году в ходе Северной войны. Этот день считается днём основания города.

История крепости связана с борьбой русского народа за исконные новгородские земли. По замыслу создателей крепость должна была защищать невские берега от шведов, перекрывая вражеским судам вход в Неву со стороны Финского залива. Однако ей никогда не приходилось принимать непосредственного участия в военных действиях.

В плане крепость имеет вид вытянутого шестиугольника. Первоначально крепостные стены были деревянно-земляными, но с 1706 года в течение 35 лет велись работы по перестройке крепости в камне. Строительством бастионов руководил Петр I и его приближённые, отсюда и их названия: Государев, Зотов, Нарышкинский, Трубецкой, Меншикова, Головкина.

Парадным входом в крепость служили деревянные Петровские ворота, построенные по проекту Д. Трезини в виде триумфальной арки, обращённой к городской площади. Ворота украшала статуя святого Петра в человеческий рост. В верхней части ворот изображены Бог Саваоф в облаках и воинские доспехи. Ниже расположен деревянный барельеф К. Оснера “Низвержение Симона-волхва апостолом Петром”. Христианский миф повествует о том, как Симон силой волшебства вознёсся на небеса, но молитвой апостола Петра был “низвергнут с великим шумом” на землю. Содержание этого барельефа — аллегорическое изображение победы России над Швецией в Северной войне.

В 1720 году над аркой появился Российский герб — двуглавый орёл. В боковых нишах ворот установлены скульптуры мифологических богинь Минервы и Беллоны, олицетворяющих государственную мудрость и полководческий талант основателя города — Петра I.

Находясь внутри крепости нельзя не залюбоваться Петропавловским собором. Колокольня с позолоченным шпилем, крестом и “летящей” фигурой ангела стала символом Санкт-Петербурга.

(253 слова)

(По О.Н. Котомину)

Задание

1. Перескажите текст сжато.

2. Расскажите о какой-либо достопримечательности вашего города.

№ 2

Былины

Слово “былина” происходит от слова “быль”. Означает ли это слово, что рассказанное в них действительно было, происходило на самом деле? Попробуем разобраться.

Былины — это героические песни. У них нет автора. Они сложены народом по горячим следам памятных событий: войн и вражеских нашествий, побед и поражений. Былины не рассказывали подобно сказкам. Их пели. Иногда исполнителями были сразу несколько человек, но чаще кто-то один. Иные сказители знали по три-четыре десятка былин с разными вариантами зачинов (запевов) и концовок. Ведь в каждой русской стороне сохранившиеся предания о подвигах богатырей и поединках со злыми недругами излагали по-своему.

Широко известны былины про славных богатырей: Микулу, Святогора, Вольгу, Василия Буслаева, Садко и, конечно, про трёх знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.

Разумеется, в былинах немало вымысла, но все же в них рассказывается о реальных событиях и людях. В былинах много исторических примет, реальных деталей, достоверных имен, названий городов, сел, рек, а главное — в них проступает правда жизни.

Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих богатырей — защитников Земли русской. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми врагами.

Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком. Даже всесильному князю Владимиру богатыри говорят правду в глаза.

Не считают зазорным богатыри взяться за плуг и поработать на земле, как это сделал Илья Муромец. А мужик-пахарь Микула Селянинович, который один посрамил княжескую дружину, предстает в былине истинным богатырем. В этом заключена народная мудрость: крестьянин не только кормилец родной земли, но и ее опора. Случись беда — именно он подставит могучее плечо и избавит страну от напасти.

(277 слов)

(По В.М. Соловьеву)

Задание

1. Перескажите текст сжато.

2. Ответьте письменно на вопрос: “Какая народная мудрость заключена в былинах”?

№ 3

Свеча над Енисеем

Напротив села, на скале, обкатанной дождями и временем, похожей на запёкшийся кулич, чуть ниже гор и отрогов скал, отдаляясь, скорее отскочив от прибрежного леса, растёт берёза. Я помню её с детства. Она уже старая, но по росту всё девушка — не хватило ни почвы, ни свету, ни размаха дереву.

Эта берёза распочинает осень на левом, скалистом берегу Енисея: числа двадцатого — двадцать пятого августа приоткрывается на ней полоска едва видной прожелтины, и быстро-быстро, за несколько дней, от низу до верху вся берёза сделается, будто свечка восковая. Последним пламенем, словно ярким вскриком в конце лета, заявит она о себе и сразу же отделится от мира, от леса, от реки и всего своего земного окружения.

Стоит деревце одиноко и тихо светится, молитвенно догорает. Только белый ствол, будто кость, с каждым утренником проступает всё явственней, всё отчётливей от корня до вершинки.

Но вот конец августа, завершение прошлогоднего лета. Вышел я на берег, нашёл взглядом деревце, которому так и суждено вековать в девичьем облике. Зелёная стоит берёзка, разве что чуть приморилась, ужалась в себе.

Быть благодатной осени, извещает. Молчит святая душа берёзки, которую язык не поворачивается назвать бобылкой. Но ласточки уже улетели, в палисаднике моём со стороны солнца окалиной покрылись листья на черёмухе.

Всё равно быть осени, быть непогоде, всё равно зазимиться и на сей раз за день облететь и погаснуть, но пока стоит, молчит тихая вещунья на голой скале.

Ниже её в камне пещера таинственно щурится, под нею ключ шевелится, ещё ниже Енисей под солнцем сиянием исходит, вроде бы и не шевелится, только дышит холодом, навевает предчувствие неминуемой осени.

Свечечка, родная, не зажигайся подольше, не сгорай дотла, пусть дни погожие и ясные дольше постоят, порадуют людей, их, кроме природы, уже некому и нечем радовать.

И останься за нами, красуйся, как и до нас красовалась на утёсе. Г ори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы негасимым жёлтым огоньком свечи вечности.

(В. Астафьев. Из книги “Затеей”)

Задание

1. Перескажите текст подробно.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: “Как вы понимаете смысл названия миниатюры В. Астафьева?”

№ 4

Каждое утро огромный серый кот с белой грудкой говорил себе: “Я гений”.

Бродяга, так прозвали кота жители района, вызывал уважение. Даже те редкие хулиганы, которые играли в метких охотников и посылали огромные камни вслед убегающей кошке или собаке, побаивались Бродягу. Всем своим видом он напоминал царя, способный в любую минуту наказать обидчика острыми, как вилы, когтями. А белоснежные клыки, похожие на кинжалы, вызывали уважение и страх. Взгляд его был проницательный и строгий. Но при всём своём грозном и опасном виде это был добрый, ласковый кот.

Его забирали к себе на квартиру сердобольные старушки, лаская шерстяную спинку морщинистыми ослабевшими руками. Но кот уходил из семьи незаметно. Уходил через открытое окно. Пролезал по крутым перилам балкона, спрыгивал на деревья и, словно альпинист, спокойно спускался на землю. Он любил свободу и чувствовал, что его предназначение выше. Иногда в нём клокотал ураган, который не давал спокойно спать. Это был гроза всего мышиного мира. Его всё время куда-то тянуло. И он верил — счастье рядом.

Кот интуитивно чувствовал, что каждый имеет своё предназначение. Он искал его. Искал днём и ночью.

Однажды во время прогулки по незнакомой улице кот увидел афишу, на которой яркими красками была изображена необыкновенной красоты кошка. Она стояла на красивой подставке, усыпанной яркими блёстками, и тянула правую лапку высоко вверх, как бы приглашая всех на представление.

...Погас последний всплеск аплодисментов. Я, вытирая с лица пот душистой салфеткой, прощался в фойе театра с последними зрителями. И вдруг в дверях появился огромный кот. Он шёл медленно и уверенно, как речной пароход, с любопытством разглядывая фотографии артистов театра.

— Эй, беспризорный, ты куда? — остановил его администратор. — У нас с грязными лапами не разрешается.

Кот сразу сел на бок и начал облизывать свои лапы, тщательно обрабатывая каждый коготок.

Наш администратор знал, что уличные животные часто бывают больными, а болезни у кошек передаются мгновенно. Коту открыли дверь на улицу и вежливо предложили выйти. Он невозмутимо исполнил просьбу.

На следующий день я заметил, что за нашим представлением кто- то внимательно следит. А дежурный, который охраняет театр и по ночам сладко спит, жаловался, что в театре появилась “нечистая”.

Когда все уходили домой, кто-то начинал прыгать и бегать по сцене. На следующую ночь я решил остаться в театре и проследить, кто мешает нашему сторожу спать.

Велико же было моё удивление, когда при свете дежурной лампочки откуда-то появился совсем незнакомый кот и начал исполнять трюки, которые ему понравились на нашем представлении. Он догадывался, что за ним наблюдают, и очень старался. Не мигая, он посмотрел мне в глаза. Это были глаза мыслителя. Они, словно рентген, просвечивали меня насквозь. Своим взглядом он умолял: “Возьми! Поверь мне!”.

Он не был похож ни на одного кота из всей моей театральной семьи. И я оставил его в театре. Оказалось, что он не просто талантливый кот. А просто гениальный. За несколько минут он научился бегать по облакам. Они находились очень высоко, и не каждое животное умело преодолевать страх перед высотой, Черед несколько дней он уже прыгал с восьмиметровой высоты на спину клоуна.

Он снялся в нескольких рекламных роликах. Его фотографии украшали Москву. Благодаря Борису (так его стали называть) появился новый спектакль.

Так Борис доказал, что гениями не только рождаются, но и становятся.

(По Ю. Куклачёву)

Задание

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

2. Расскажите о каком-либо случае из жизни животных, свидетелем которого вы были.

№ 5

Фотография, на которой меня нет

Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть и поглядеть сверху на Енисей, как вдруг кто-то из ребят закричал: “Ой, змея, змея!..”

И все увидели змею. Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела.

Ещё и подумать мы ничего не успели, как учитель оттолкнул нас, а сам схватил палку и принялся молотить по змее и по подснежникам. Вверх полетели обломки палки, лепестки от подснежников. Змея кипела ключом и подбрасывалась на хвосте.

— Не бейте через плечо! Не бейте через плечо! — кричали мы, но учитель не слышал нас.

Он бил и бил змею, пока она не перестала шевелиться. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся. Руки его дрожали. Весь он дрожал. Ноздри и глаза его расширились, и весь он был белый.

Мы отыскали в камнях, отряхнули и подали ему кепку.

— Пойдемте, ребята, отсюда, — сказал учитель.

Мы посыпались с горы, а он шёл за нами и всё оглядывался, готовый оборонять нас снова, если змея оживёт и погонится следом.

Под горой учитель забрёл в речку, попил из ладоней воды, побрызгал лицо, утёрся платком и спросил:

— А почему вы кричали, чтоб я не бил гадюку через плечо? Разве нельзя?

— Закинуть же на шею змею можно. Она, зараза такая... Обовьётся вокруг палки!.. — объяснили мы учителю, и кто-то неожиданно спросил: — Да вы раньше-то хоть видели змею?

— Нет, в первый раз, — виновато улыбнулся учитель. — Там, где я рос, никаких гадов не водится. Я же с Кубани. Там нет таких гор и тайги такой нет.

Мы стояли с открытыми ртами, слушали.

Вот тебе и на! Значит, надо было оборонять учителя. А мы!..

Прошли годы. Многие годы минули. А я таким вот и помню деревенского учителя: с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю на ней.

Смешная фотография! Но я никогда не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться.

Деревенская фотография — это своеобычная летопись нашего народа, настенная история его.

(По В. Астафьеву)

Задание

1. Перескажите текст подробно.

2. Ответьте на вопрос: “Как вы понимаете, почему В. Астафьев считает деревенскую фотографию “своеобразной летописью нашего народа”?”

№ 6

Возврат к Пушкину

Пушкин — это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин — это какая-то странная вечность. В то время как романы Гёте уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, “Пиковую даму” и “Дубровского” мы читаем с такой живостью и интересом, как бы они теперь были написаны. Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это — чудо. Пушкин нисколько не состарился. И когда и Достоевский, и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам некоторым, — Пушкин ни в чём не устарел. И поглядите: лет через двадцать он будет моложе и современнее Толстого, Достоевского. Как он имеет в себе нечто для всякого возраста, так (мы предчувствуем) в нём сохранится нечто для всякого века и поколения. “Просто — поэт”, как он и определял себя в стихотворении “Эхо”. На всё благородное давший благородный отзвук. Скажите, когда это станет “не нужно”? Это же невозможно, как и то, чтобы “утратили прелесть и необходимость” берёзовая роща и бегущие весной ручьи. Пушкин был в высшей степени не социален ни в чём: и отсюда-то — его вечность и общественность.

Пушкин всегда с природой и уклоняется от человека везде, где он уклоняется от природы. В самом человеке он взял только природно-человеческое — то, что присуще мудрейшему из зверей, полубогу и полуживотному. Вот — старость, вот — детство, вот — потехи юности и грёзы девушек, вот труды замужних и отцов, вот — наши бабушки. Все возрасты взяты Пушкиным, и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения. Поддержки. И всё — немногословно. Пушкина нужно знать “от доски до доски”.

Купите, господа, сегодня своим детям Пушкина и отберите у них разные “новейшие произведения”. Уберите и крепко заприте в шкаф, а ещё лучше — ключ потеряйте.

К Пушкину, господа! — к Пушкину снова!

(В.В. Розанов)

Задание

1. Передайте содержание текста подробно.

2. Ответьте на вопрос: Как вы понимаете смысл последнего высказывания В.В. Розанова? Выразите своё отношение к точке зрения автора.

№ 7

Душа и ум

Удивительно, что во всей, мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин в “Идиоте” Достоевского, таковы “Старосветские помещики” Гоголя, Герасим в “Муму” Тургенева, Маргарита в “Матрёнином дворе” Солженицына.

Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите? Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множество вопросов, возникающих в нём, он невольно отвлекает душу от её главного дела.

И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.

В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

(Ф. Искандер)

Задание

1. Перескажите текст подробно, сохраняя авторский стиль.

2. Ответьте на вопрос: Согласны ли вы с позицией Ф. Искандера? Аргументируйте свою точку зрения.

№ 8

Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними — это лёгкое имя: Пушкин.

Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта — не лёгкая и не весёлая; она трагическая; Пушкин вёл свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и однако у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине. Праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его — внутреннее — культура — это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.

Мы знаем Пушкина — человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — друга декабристов. Всё это бледнеет перед Пушкиным поэтом.

Поэт — величина неизменная. Могут устареть его язык, его приёмы, но сущность его дела не стареет.

Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники, завтра хотят “сбросить его с корабля современности”. То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично.

Сегодня мы чтим память величайшего русского поэта.

(А. Блок)

Задание

1. Подробно перескажите текст.

2. Ответьте на вопрос: “Как вы понимаете смысл выделенных слов?”

№ 9

С незапамятных времён Москва складывалась как центр торговли и ремесленного производства, пересечения многочисленных торговых и дипломатических путей с юга на север, с запада на восток. Такой же сложной и многообразной формировалась её культура. На первый взгляд, открытая всем ветрам и влияниям, на деле обладавшая удивительной способностью переплавлять эти влияния в едином котле русских интересов, представлений, нравственных устремлений. Иноземцы не раз отзывались, что в Москве им было легко дышать. Но ни один из них не ушёл от сильнейшего влияния русской действительности и культуры. Например, приезжает знаменитый итальянец Аристотель Фиораванти по приглашению великого московского князя Ивана 3 строить главный собор русских земель — Успенский в Московском Кремле и тратит несколько лет, чтобы познакомиться с русским церковным зодчеством, едет на Белое море. Он не предлагает итальянского проекта храма, но создаёт чисто русский образ, как бы пропущенный через сито представлений итальянского Возрождения и технических достижений.

Для историков польской музыки до сих пор представляет загадку, почему уезжавшие в Московское государство их привыкшие играть в костёлах органисты возвращались на протяжении всего 17 столетия светскими музыкантами, начинавшими совсем по-новому чувствовать и интерпретировать органную музыку.

В часовне Вавельского замка в Кракове написанные русскими иконописцами фрески признаются самыми внутренне просветлёнными, словно освобождёнными от мирских забот.

Всё, что создавала русская культура, было неизменно связано с Москвой, так или иначе проходило через её культурную жизнь. Столица создавала и поддерживала культурную среду, благодаря которой таким сильным оказывалось её влияние на всю страну. Вдохновение Москвы, к которому так стремились деятели искусства, заключалось именно в живой, развивающейся и во многом незнакомой нам, потомкам, среде.

(И. Молева)

Задание

1. Подробно перескажите текст.

2. Дополните пересказ текста своими рассуждениями на тему | “Роль Москвы в развитии культуры народа”.

№ 10

Струна

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна. Запасных струн у музыканта Егорова не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осаждённом острове в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.

Война застала на острове нескольких советских актёров — мужчин и женщин. Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. Ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных фонариков. Лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.

На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, которую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно сказал:

— А Паганини играл и на одной струне...

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, великим музыкантом!

Всё же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спокойно горела на краю залива. Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной струне.

В коротком антракте войны, в глухом лесу звенела и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.

И последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула.

Егорову не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя советский воин отдал свою жизнь за Родину.

Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.

Где теперь эта скрипка — я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами, как каждое слово Пушкина, Шекспира, Генриха Гейне. Она играет мелодии Чайковского, заставляя слушателей дрожать от гордости за гений человека.

(По К. Паустовскому)

Задание

1. Передайте содержание текста подробно.

2. Были ли у вас или ваших знакомых в жизни ситуации, когда вам пришлось вести себя, “как Паганини”? Расскажите о том, что вы при этом чувствовали.






Для любых предложений по сайту: [email protected]