Диктанты по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской
ДИКТАНТЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЕМ - Урок 2 - ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. АЛФАВИТ
1. В один прекрасный день идёшь по знакомой тропинке и вдруг остановишься. В самое лицо дохнул тёплым ароматом лес.
Хорошенько осмотришься. Кругом глушь. Возле тропинки пахнет мёдом медуницы, а дальше растут прекрасные незабудки.
По листочкам цветов деловито ползают и пчёлы, и божьи коровки. А вот на душистых соцветиях засверкали золотистые жучки. Порхают и садятся на лепесточки бабочки, светятся их крылышки.
В лесу хорошо пахнет ландыш, ночная фиалка. Пахнет листвой и смолой, лесной земляникой.
Лес — любимое место отдыха! (76 слов)
Задание
1. Выпишите из текста слова в две колонки: в левую — те слова, в которых мягкий знак служит для обозначения грамматической формы, в другую — слова, в которых для обозначения мягкости мягкий знак не нужен.
2. Подчеркните однородные члены как члены предложения.
3. Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
4. Приведите 2-3 примера слов, в которых звуков меньше, чем букв.
5. Объясните постановку тире в последнем предложении.
2.
Можжевельник
Можжевельник — крепкое и сильное деревце. Розоватая его древесина пропитана душистой смолой. Я приносил из лесу прелестные веточки, ставил на письменный стол. Ветками можжевельника в деревнях парят новые кадушечки. В них засаливают на зиму огурчики и мочат яблочки. Запах можжевельника придаёт особый вкус домашним соленьям. Я очень люблю пышные кусты можжевельника. Летом под его кустами обычно цветёт земляничка. Солнце греет, и на маленьких кочках зреют вкусные ягодки. (66 слов)
Задание
1. Выпишите из текста слова в две колонки: в левую — те, в которых мягкий знак служит для смягчения согласной, в правую — те слова, в которых для обозначения мягкости согласной мягкий знак не нужен.
2. Найдите сложное предложение, обозначьте грамматические основы.
3. Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
4. Приведите 2-3 примера слов, в которых звуков больше, чем букв.
5. Объясните постановку тире в первом предложении.
6. Выпишите слова, в которых есть непроизносимые согласные.
7. Выпишите слово, в котором происходит оглушение согласной.
3. 1) Далеко в тайге зарокотало, набрало силу и покатилось на деревню. 2) Надвигалась гроза. 3) Вспыхнул и сразу погас короткий свет молнии, раздался гром около деревни. 4) Небо было могучее и страшное. 5) По краям оно сливалось с землёй и уходило вверх, а там нависало огромной тяжестью. 6) В промежутках между ударами грома доносился едва уловимый шум. 7) Гром гулял уже над деревней. 8) Он начинал лениво, а потом вдруг делал яростный прыжок в сторону и тяжело лопался. 9) Не успевал отшуметь один раскат, возникал другой. 10) В ярком блеске молний избы в деревне казались прозрачными. (По В. Распутину, 86 слов)
Задание
1. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
2. В словах предложений 1-3 расставьте ударение.
3. Слова предложений 5 и 6 запишите по алфавиту.
4. Произведите фонетический разбор слов краям, яростный.
5. Подчеркните безударную проверяемую гласную, запишите проверочные слова.
4. 1) У Гены был пёс по кличке Гром. 2) Гром попал в дом два года назад. 3) Мама подобрала его в канаве. 4) Глаза у щенка гноились. 5) Он не мог стоять на ногах и всё ложился на живот. 6) Всей семьёй щенка выходили, он быстро окреп и вырос. 7) Это была маленькая собака на коротеньких ножках. 8) Морда у Грома сплюснута, нижняя челюсть вылезла вперёд. 9) Одно ухо стоит торчком, другое повисло лохматой тряпочкой. 10) Шерсть на морде лохматая. 11) А из шерсти торчат два зорких глаза и замшевый мокрый нос. 12) Собака была отважной, умной и осторожной. (По Н. Сластникову, 87 слов)
Задание
1. Выпишите из предложений 3, 4 слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
2. В словах предложений 3, 4 расставьте ударение.
3. Слова предложений 11, 12 запишите по алфавиту.
4. Произведите фонетический разбор слов назад, лохматая.
5. Выпишите слова, в которых мягкость согласных обозначать с помощью мягкого знака не надо.
6. Из предложения 10 выпишите слово, в котором одна из букв (е, ё, ю, я) даёт два звука.
5.
Весна
1) На дворе было славно. 2) Весеннее солнце глядело с голубого неба. 3) По небу двигались белые облачка. 4) В воздухе пахло свежестью и чёрным хлебом. 5) Вода капала с крыш и пробивала канавки на земле. 6) А сквозь землю пробивалась едва заметная зелёная травка. 7) Всё на дворе трепетало жизнью. 8) У сарая бродили куры, пёстрый петух с важным видом шагал по двору. 9) Он искал зёрна и угощал ими своих подруг. 10) Стайка воробьёв вылетала из сада на двор и чирикала. 11) Голуби гуляли по крыше, сушили на солнце крылья и ворковали. 12) У бочки дремала большая рыжая дворняга. (89 слов)
Задание
1. Выпишите из предложения 3 слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
2. Запишите слова предложений 11, 12 по алфавиту.
3. Произведите фонетический разбор слов белые, канавки.
4. В словах предложений 8, 9 расставьте ударение.
5. Из предложений 6-11 выпишите слова с разделительным мягким знаком.
6. Из предложений 5-7 выпишите слова, в которых одна из букв (е, ё, ю, я) обозначает два звука.
7. Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласных.
8. Подчеркните в словах безударную проверяемую гласную, запишите проверочные слова.
6. 1) Ранней весной в степи не умолкало птичье щебетанье. 2) Птички слетались на сжатое поле, клевали зёрнышки. 3) А на опушке леса стояла рябина. 4) На ней созрели красные гроздья ягод. 5) Стоит рябина и удивляется. 6) Почему к ней не летят птицы? 7) Но вот выпал снег. 8) Белым ковром покрылись поля. 9) Занесло сугробами траву. 10) А рано утром проснулась рябина от птичьего щебетанья. (По Е. Чарушину, 57 слов)
Задание
1. Выпишите из предложения 4 слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
2. Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласных.
3. Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука.
4. Выпишите из текста слова с разделительным мягким знаком.
5. Произведите фонетический разбор слов слетались, белый.