ДИКТАНТЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЕМ - Урок 3 - ГЛАГОЛ

Диктанты по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской

ДИКТАНТЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЕМ - Урок 3 - ГЛАГОЛ

Виды глагола. Род и число глаголов

Надпишите над глаголами вид (совершенный, несовершенный), определите род и число глаголов.

1. Наступила суббота. Летняя природа сияла. Белые акации стояли в цвету и наполняли воздух ароматом. Горы покрылись зеленью.

В этот прекрасный день Том вышел на улицу с ведром извёстки. Он окинул взглядом забор, и радость улетела у него из души, и воцарилась там тоска. Том погрузил кисть в извёстку, провёл ею по верхней доске, потом остановился. Забор был огромный. В отчаянии он опустился на землю. Но вот из ворот выбежал его друг. У Тома сразу созрел план. (По М. Твену, 77 слов)

2. Стояла глухая ночь. В лесу пахло сыростью. Из чёрных болот поднялся туман. Луна встала над головой. Она светила очень сильно, но её свет с трудом пробивал туман. Свет луны стоял возле деревьев. В полосе света показался чёрный силуэт гигантской ели. На фоне неба нарисовались голые ветки осин, они были окружены радужным сиянием. И везде на земле лежали полосы света.

Но об этой сказочной красоте не думали люди. Солдаты вернулись из разведки. Больше суток провели они в тылу у немцев. Они выполнили серьёзное задание. (По В. Катаеву, 83 слова)

3.

Заблудился

Васютка заблудился в тайге. Она тянулась без конца и без края во все стороны. С высоты тайга казалась тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, а тянулось далеко. Облака над головой были редкие.

Медленно спустился Васютка с дерева, задумался, просидел несколько минут. Потом встряхнулся, отрезал кусочек мяса и стал жевать. Потом он начал собирать кучу кедровых шишек, размял их и стал насыпать в карманы орехи. Наконец мальчик забросил мешок за плечо, постоял с минуту и пошёл на север. Надо было выбираться из лесу. Лес загораживал свет и давил своей угрюмостью. Мальчик быстро шёл вперёд. (По В. Астафьеву, 93 слова)

4. Надвигалась ночь. Я решил подумать о ночлеге и принялся строить палатку. Я сделал её из паруса и жердей. Их я нарезал в лесу. Затем я расстелил постель, положил у изголовья два пистолета, ружьё и лёг. Я крепко проспал до утра. Утром я перенёс всё с корабля на плот, остались только громоздкие вещи. Но вдруг стал подниматься ветер. Море бушевало всю ночь. Я выглянул из палатки и увидел, что корабль разбился. Нужно было позаботиться о строительстве хорошего жилища. (По Д. Дефо, 77 слов)

Лицо и число глаголов

Укажите лицо и число глаголов.

1.

Черёмуха

Идёшь по большой дороге, а лесные тропы уходят в разные стороны. Весной в лесу прекрасно. Легко дышится, хорошо думается. Идёшь и видишь красивый пейзаж. На опушках леса, на берегах рек и ручьёв распускается и цветёт черёмуха. Это весёлое дерево. Оно хорошо смотрится в лесу, оно всегда улыбается, а весною даже смеётся. Смотришь на цветущую черёмуху, видишь, как колышутся её ветки. И сам начинаешь улыбаться. Весной ты всегда наблюдаешь за черёмухой. Даже в глухих лесах ты увидишь черёмуху. Ребята лакомятся ягодами черёмухи, а хозяйки пекут пироги со сладкой начинкой. Я люблю весенний лес, брожу по его тропинкам, любуюсь красотами леса. (По И. Соколову-Микитову, 99 слов)

Время глагола

Над глаголами надпишите время.

1. С широких полей, с зеленоватых лугов, из зарослей тянутся туманы. Вот они растаяли в небесной лазури. А в лесу туманы застряли. Солнце поднимается высоко, скоро воздух станет резким, пахучим. Сквозь лесной туман в глубину чащи проникают лучи. Ты смотришь на них и даже их считаешь.

Туман клубится по лесным тропинкам, путается в рыжей хвое. Вода пузырьками садится на зелёные листья, на хвоинки веток. В воде расплываются разные огоньки. Скоро поднимется жаркое солнце, и воздух разогреется. Он уже жгуч и пахуч от ароматных лесных запахов.

Солнце уже сильно греет, а большие капли падают на землю. Это не дождь пошёл, а словно пролились слёзы детей. (По М. Пришвину, 104 слова)

2. Так прожил Жилин месяц. Днём он ходил по аулу, а когда наступала ночь, он в сарае копал землю. Скоро уже убежит Жилин, а теперь он ходит на гору, смотрит, оглядывается, ищет глазами дорогу домой.

И вот вскоре Жилин вместе с Костылиным тронулись в путь. Прошли они через двор к речке, перешли речку. Жилин ориентируется по звёздам. Перепрыгивает он с камушка на камень и на звёзды смотрит. А Костылин отстаёт. (По Л. Толстому, 70 слов)

Правописание -ТЬСЯ — -ТСЯ в глаголах

Объясните (письменно) написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.

1. Вода в атмосфере находится в виде крошечных частиц. Разные виды облаков формируются на различной высоте. Рассмотреть облако может каждый. Для этого достаточно оказаться в густом тумане. Обычно облака возникают из-за перемещения воздушных масс. Около земли воздух нагревается и поднимается выше. На высоте воздух расширяется, охлаждается, а пар становится капельками воды. Эти капельки начинают сливаться друг с другом, становятся тяжёлыми, и вскоре они проливаются на землю дождём. Часто они носятся на большой высоте. Там температура низкая. В этом случае пар замерзает вокруг кристалликов льда, и тогда снежная масса падает на землю. (Из детской энциклопедии, 90 слов)

Правописание личных окончаний глагола

Запишите тексты, обозначьте окончания глаголов.

1. Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, бородой потряхивает, копытами постукивает, блеет. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молочко детям копят, а козлятки молочка напились, на забор взобрались, рожками передрались. (По К. Ушинскому, 33 слова)

2. Прекрасные ощущения ты испытываешь во время охоты. В ней так много трудного и прелестного. Эти впечатления не забудешь.

Просыпаешься среди ночи и не можешь понять, где находишься. Лежишь и видишь бревенчатые стены, низкий потолок, узкую дверь. Вспоминаешь весь вчерашний день. Вот торопливый выезд из дома и лесная дорожка. По этой дорожке пробираешься сквозь деревья, вязнешь в грязи, трясёшься в телеге. Вскоре добираемся до сторожки. Мой спутник не спит, смотрит на меня и не понимает, где он. Потом он оглядывается, видит мост, ручьи, лошадей. Потом мы идём вдоль дороги. Сейчас начнётся охота. (По А. Куприну, 92 слова)

3. Ты знаешь, как косой зайка скачет по сугробам? Ветерок в зимнее время очень злой. Он тебя насквозь продует, нащиплет нос, уши. Хоть плачь! Дует ветер, дорожки подметает, сугробы наносит. Натворит он чудес, стихнет и успокоится. И вот солнышко засияет, задышит теплом. Тогда косой выскочит и бегает. Обрадуется зайчишка солнцу и уже не боится метели. Вскочит на сугроб и провалится, лапками трясёт, усами водит и бежит дальше. (По Н. Вагнеру, 66 слов)

Буквы Е—И в корнях с чередованием

Обозначьте корни, в которых есть чередование гласных, графически объясните написание гласных в этих корнях.

1) Я всё шёл и шёл и уже собирался лечь до утра. Вдруг я услышал голоса и увидел блистающие огоньки. Звонкие голоса детей раздавались вокруг огней. Я расположился рядом с мальчиками. Картина была чудесная! Около огней дрожало, замирало, упиралось в темноту красноватое отражение. Пламя вспыхивало и росло, иногда оно горело слабее, разбрасывало яркие отблески. Тени собирались в кучу, мрак расстилался по всей долине. Иногда из тьмы видны были морды лошадей. Они задирали голову и тупо смотрели на людей. Мальчики долго не могли смириться с моим присутствием. (По И. Тургеневу, 85 слов)

2) Эта собака была бездомная. Она не доверяла людям. Летом собачка пробиралась к даче, бесшумно ложилась под террасу и замирала. Люди в доме спали, и собака сторожила их. Спала она одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову, подпирала её лапами и слушала. А тревожных звуков было много. В траве журчало, шумело, слышался шёпот, и на близком шоссе грохотала телега, скрипели возы. А в окрестном воздухе расстилался запах душистого сена и манил в светлую даль.

Дачники были очень добрыми людьми, они кормили и поили собаку. А она развлекала их, ложилась на спину, валялась и визжала от счастья. И все собирались вместе и хохотали. (По Л. Андрееву, 102 слова)

3) Ростислав собирался позагорать. Он взял все вещи, запер дверь и радостно поскакал на пляж. По берегам росло много разнообразных растений. Вот полотенце легло на песок, и Ростислав расположился на песке и заснул. Вскоре он проснулся, в воздухе пахло горелым. Кто-то зажёг костёр. Мальчик почувствовал его запах. Но это был не костёр, это сгорела его спина. Уже вечерело. Темнота стирала все краски. Море блистало. Мальчик стал собираться домой. Он решил больше не спать на пляже. (74 слова)

4) Озёра — это скопления воды на суше. Озёра располагаются в разных частях света. Все озёра имеют возраст, они рождаются и умирают. Мелкие озёра вымирают быстрее. На дне умирающих озёр собирается ил, и озёра мелеют, зарастают разными водорослями и вскоре становятся болотами. (Из детской энциклопедии, 41 слово)






Для любых предложений по сайту: [email protected]