Диктанты по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ - Урок 7 - ГЛАГОЛ
1. В один прекрасный день идёшь по знакомой тропинке и вдруг остановишься. В лицо дохнул тёплым ароматом лес, слышится шелест и шорох.
Хорошенько осмотришься. Возле тропинки растёт и ароматно пахнет мёдом высокая медуница, а дальше разрослись чудесные цветы.
По листьям цветов ползают и пчёлы, и жучки, и божьи коровки. Вот переливаются толстые шмели, а на душистых соцветиях блистают и замирают золотые жуки. Порхают и садятся на лепесточки бабочки, блестят на солнце их крылышки. В траве поют цикады.
В лесу хорошо пахнет ландыш, ночная фиалка. Пахнет листвою и смолою, грибами и земляникой.
Нельзя не любить лес. Лес — любимое место отдыха! Не губите лесные насаждения!
(По И. Соколову-Микитову, 103 слова)
Задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
1-й вариант — Вот тяжело переливаются толстые шмели, а на душистых соцветиях блистают и замирают золотые жуки;
2-й вариант — Порхают и садятся на лепесточки бабочки, блестят на солнце их крылышки.
2. Выпишите из текста 2-3 глагола:
1-й вариант — совершенного вида;
2-й вариант — несовершенного вида.
3. Произведите морфологический разбор глагола:
1-й вариант — идёшь;
2-й вариант — остановишься.
2. Кто из вас не бывал знойным летом в прохладном лесу? Умолкли голосистые птицы, не поют соловьи.
Идёшь по лесной тропинке и собираешь грибы. Они растут здесь всюду. Вот под деревьями краснеет шляпка прелестного подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстую ножку гриба, аккуратно положишь находку в корзинку, закроешь листьями. В лесу больше сыроежек, но попадаются и крепкие боровички. Широким хороводом расселись на полянке мухоморы. В сосновом бору растут рыжики. В берёзовом лесу густо расположились подберёзовики. Их шляпки блестят от росы.
А на лесных полянах зреет вкусная земляника. В середине лета поспевает малина. Берёшь её в рот, а она тает.
“Ребята, приходите в лес!” — говорим мы.
(По И. Соколову-Микитову, 104 слова)
Задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
1-й вариант — В берёзовом лесу густо расположились подберёзовики;
2-й вариант — А на лесных полянах зреет вкусная земляника.
2. Подчеркните глаголы во втором абзаце:
1-й вариант — 2-го лица;
2-й вариант — 3-го лица.
3. Произведите морфологический разбор глагола:
1-й вариант — зреют;
2-й вариант — говорим.
3. Это был бессовестный кот. Каждую ночь он таскал у нас еду. Кот воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Мы не могли его поймать.
Однажды кот залез в узкий проём. Мы заложили проём рыболовной сетью и стали ждать. Но кот не выходил. Тогда за это дело решил взяться Лёнька. Он взял шёлковую леску и закинул в подполье. Мы услышали хищное щёлканье. Это кот вцепился в рыбу. Лёнька потянул леску, но кот упирался и не собирался выходить. Вскоре голова кота показалась в отверстии. Он жмурился и замирал от страха, а хвост подбирал под себя. Чего не сделаешь ради вкусной еды!
(По К. Паустовскому, 105 слов)
Задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
1-й вариант — Мы услышали хищное щёлканье;
2-й вариант — Это кот вцепился в рыбу.
2. Составьте схему предложения:
1-й вариант — второе предложение;
2-й вариант — предпоследнее предложение.
3. Произведите морфологический разбор глагола:
1-й вариант — таскал;
2-й вариант — решил.