Русский язык - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ ТЕКСТА
• линейная — последовательное изложение фактов и событий по хронологическому признаку;
• ступенчатая — последовательный переход от одного элемента текста к другому,
• концентрическая — переход от одного положения к другому с возвращением к уже сказанному (спираль);
• параллельная — сопоставление положений, фактов, событий;
• дискретная — изложение с пропуском, разрывом для создания интриги отдельных моментов изложения событий;
• кольцевая — возврат в конце текста к уже сказанному в его начале, что позволяет читателю по-новому осмыслить сказанное;
• контрастная — резкое противопоставлении двух частей текста.
Абзац — это композиционно-стилистическая единица текста, выделяемая отступом в начале строки (красная строка), отрезок текста между двумя такими отступами.
Анализ текста — разбор воспринятого речевого произведения с целью глубокого и полного понимания его идейного содержания, особенностей языка и стиля, извлечения из него информации о мире, природе, обществе, познании и др., постижения авторского замысла.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы. Например, темой текста могут быть «Интернет-сообщества», «Телевидение», «Здоровье нации» и др.
Основная мысль — это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литература запечатлевает образ времени».
Проблема текста — это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». Проблемой может быть и разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается); демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было 2 и более ребёнка, но пока это не так). Таким образом, проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.
Проблематика — несколько проблем, затронутых в тексте.
Ключевые слова текста — наиболее важные в содержательном плане лексические единицы. По их перечню можно догадаться, о чём текст, какую тему затрагивает автор. Ключевые слова часто повторяются в данном тексте. Вокруг них группируются синонимы, слова, ассоциативно с ними связанные, и однокоренные слова. Они способны свёртывать информацию, выраженную целым текстом, объединять его основное содержание.
ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ
1. Прочитайте текст.
Ценность искусства, как и ценность мистических восторгов, познаётся по результатам. Если оно может доставить только удовольствие, пусть даже духовного порядка, значение его не велико, вернее — не больше, чем значение дюжины устриц и бутылки бургундского. Если оно утешает, это другое дело: мир полон неизбежного зла, и хорошо, если у человека есть убежище, куда он время от времени может скрываться, но не затем, чтобы уйти от зла, а затем, чтобы набраться новых сил и сносить зло более стойко. Ибо искусство, если мы хотим его числить среди великих ценностей жизни, должно учить смирению, терпимости, мудрости и великодушию. Ценность искусства — не красота, а правильные поступки.
(С. Моэм)
Выполните задания А1 — А2, выбрав правильный вариант ответа.
А1. Темой текста является:
1) Смирение;
2) ценность искусства;
3) красота;
4) добро и зло.
А2. Какова основная мысль текста?
1) Красота спасёт мир;
2) искусство — великая ценность жизни;
3) ценность искусства в том, что оно учит правильным поступкам;
4) искусство ценно не более хорошей еды.
2. Прочитайте текст.
Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью, своим видом доставляющей наслаждение...
Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью приятной и вместе с тем внушительной.
Красота старца заключается в обладании силами, достаточными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.
(Аристотель)
Выполните задания А1 — А2, выбрав правильный вариант ответа.
А1. Темой текста является:
1) Старость;
2) красота и безобразие;
3) добродетель;
4) красота всех возрастов.
А2. Какова основная мысль текста?
1) Красивыми бывают лишь юные;
2) всё в жизни относительно;
3) у каждого возраста своя красота;
4) красота тела с возрастом уходит.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) .... (2) Они считают, что существуют природные циклы колебания температуры, один из которых и наблюдается сейчас, а человеческий фактор ни при чём. (3) Естественные циклы колебаний температуры атмосферы действительно существуют. (4)... они измеряются многими десятилетиями, некоторые — столетиями. (5) Наблюдаемое в последние два века потепление климата происходит неестественно быстро. (6) Ожидается, что к 2100 году средняя температура земной поверхности может повыситься ещё на 1,4—5,8°С.
А1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Футурологи говорят, что климатические изменения на Земле не только могут носить постепенный характер, но и характеризоваться катастрофическими сдвигами, которые потребуют чрезвычайных мер реагирования.
2) Двадцать лет назад представители группы ООН по изучению климата объявили, что начиная с 2000 года климатические изменения станут заметными.
3) Некоторые скептики относят потепление климата, наступившее в результате деятельности человека, к числу мифов.
4) Из-за сложностей анализа глобальных изменений температуры некоторые учёные до сих пор не признают потепление фактом.
А2. 1 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении?
1) вопреки всему
2) но
3) во-первых
4) к примеру
4. Прочитайте текст.
На протяжении многих веков для осуществления полноценного процесса игры необходимы были как минимум два человека. И лишь совсем недавно в этом вопросе произошла, без преувеличения, грандиозная революции: автоматизация игрового процесса, начавшись с рулетки и «одноруких бандитов», в наши дни дошла до мощных игровых компьютеров, способных обеспечить невиданный ранее цифровой уровень виртуального развлечения. Практически все придуманные за тысячи лет игры были в считанные годы перенесены на компьютеры и стали доступны любому как в виде специальных игровых приставок, подключаемых к обычному телевизору, так и в виде программ, устанавливаемых на персональный компьютер.
Основы новых игровых возможностей были заложены и созданы в основном усилиями специалистов технического плана.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Автоматизация игрового процесса, начавшись с рулетки и «одноруких бандитов», в наши дни дошла до мощных игровых компьютеров, способных обеспечить невиданный ранее цифровой уровень виртуального развлечения.
2) Практически все придуманные за тысячи лет игры были в последние годы перенесены на компьютеры и стали доступны как в виде специальных игровых приставок, подключаемых к обычному телевизору, так и в виде программ, устанавливаемых на персональный компьютер.
3) Долгое время для игр необходимы были как минимум два человека, но в недавнее время все игры были перенесены на компьютер и стали доступны любому.
4) Усилиями специалистов технического плана практически все придуманные за тысячи лет игры были в считанные годы перенесены на компьютеры.
5. Прочитайте текст.
(1) Моё знакомство с Анастасией Ивановной Цветаевой длилось почти семнадцать лет.
(2) А в начале апреля 92 го, когда ей было 97, за полтора года до её смерти, возникла идея ехать летом в Голландию, откуда прислали приглашение на конгресс писательниц-женщин и международную книжную ярмарку.
(3) Всё дальнейшее напоминало сказочный сюжет. (4) Перелёт из Москвы на борту королевского авиалайнера, с красным вином в небесах, её чтением стихов. (5) Номер в фешенебельной гостинице в центре Амстердама, куда бежевый «Мерседес» доставил из аэропорта обшарпанный московский чемодан, перевязанный ремнями и верёвкой. (6) Почтительный портье внёс его в номер, и вещи, нисколько не страдающие комплексом неполноценности, были извлечены оттуда и заняли место на полках шкафов. (7) Смуглая индонезийка, прибиравшая ежедневно, только таращила от изумления ореховые глаза, не зная, как поступить с рассыпанными на коврах гомеопатическими шариками или алюминиевой мятой кружкой, должно быть привезённой ещё из ссылки.
(8) И вот огромный выставочный зал с тысячами книг, среди которых мелькнула обложка с лицом Марины. (9) И главный сюрприз: зрительный зал человек на пятьсот на втором этаже, где ей предстояло выступать.
(10) Как сейчас вижу её чуть согбенную фигуру. (11) Постукивая палкой, в элегантном светлом костюме она поднялась по крутым деревянным ступеням на сцену. (12) Проводив её, я поспешил занять место в зале, но она настойчиво попросила, чтобы я сидел рядом. (13) Так я оказался перед тысячью глаз, в фокусе телекамер. (14) Неуютностъ моего положения возмещалась, однако, возможностью наблюдать реакцию зала.
(15) ...У неё были разные оттенки голоса. (16) Одни для друзей — уютные, насыщенные теплом. (17) С людьми официальными голос учтив, но, бывало, и холоден. (18) По-иному разговаривала с животными: часто можно было услышать «душенька» и обращение на «вы» к какому-нибудь бродячему псу с несчастными глазами. (19) И совершенно по-особому она читала стихи — с ясной, глубокой мелодией, временами напоминающей по звуку виолончель. (20) Свидетельствую: так читала она в Амстердаме залу, где мало кто понимал русский, но слушали заворожённо.
(21) Мне казалось, что зал она не видит и мощное его дыхание едва ли слышит. (22) Скорее только догадывается о том, что она в центре внимания, — по яркому свету юпитеров. (23)Как передать эту атмосферу разрастающейся любви? (24) Слушая её, публика неистовствует, руки будто сами по себе аплодируют, тогда как лица просветлены и всем уже ясно, что если Марина гениальна, то Анастасия по меньшей мере феноменальна.
(25) Больше часа продолжалось её выступление. (26) Лента в моём магнитофоне остановилась, и в напряжённой тишине, с которой зал слушал её, неловко было щёлкать крышкой и переворачивать кассету. (27) Теперъ жалею об этом, потому что шквал аплодисментов остался незаписанным. (28) Но до сих пор в ушах звучат неутихающие плещущие звуки. (29) Люди стояли в проходах, не расходились, а потом возникло стихийное движение к сцене, словно каждому хотелось убедиться, что этот комок жизни и стойкости не плод их воображения, а вполне реальный человек. (30) Возможно, это был час её триумфа.
(Ю. Гурфинкель)
Выполните задания А1 — А7.
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор говорит, что «...Анастасия по меньшей мере феноменальна»?»
1) У неё были разные оттенки голоса.
2) Она не стеснялась пользоваться старыми, но дорогими для неё вещами.
3) Она обращалась «на Вы» к собакам.
4) Вокруг неё создавалась «атмосфера разрастающейся любви».
А2. Почему рассказчик, говоря о вечере выступления Анастасии Цветаевой, назвал своё положение «неуютность»?
1) Анастасия Ивановна настояла на том, чтобы рассказчик сидел рядом с ней на сцене.
2) Его смущала бурная реакция зрителей на выступление Анастасии Ивановны.
3) Ему неудобно было поменять ленту в магнитофоне.
4) Люди вокруг не говорили по-русски.
А3. Как характеризует реакцию публики на выступление Анастасии Цветаевой информация, заключённая в предложениях 23—30?
1) Публика была весьма сдержанна.
2) Зал ликовал.
3) Люди восхищались Анастасией Цветаевой больше, чем её сестрой Мариной.
4) Публика мало поняла из её выступления, так как мало кто говорил по-русски.
А4. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 29 называет Анастасию Ивановну «комком жизни и стойкости»?»
Этот перифраз говорит ...
1) о желании автора передать впечатление от выступления А. Цветаевой более образно.
2) о стремлении показать, что этот человек прожил очень трудную жизнь, но выстоял и не сломался.
3) о том, что далеко не каждый в возрасте 97 лет отважится на перелёт в другую страну, что и восхищает автора.
4) о том, что именно стойкость характера помогала А. Цветаевой выступать публично, что и хотел выразить автор.
А5. Почему, рассказывая о выступлении А. И. Цветаевой в Амстердаме, Ю. Гурфинкель говорит: «Возможно, это был час её триумфа»?
1) Автор думал, что более удачных выступлений у Анастасии Ивановны не было.
2) Автор понимает, что в этот час публика ликовала.
3) Автор допускает, что это было самое яркое выступление в жизни писательницы.
4) Автор считает А. И. Цветаеву человеком, преодолевшим все невзгоды.
А6. Какие слова в тексте можно считать ключевыми?
1) атмосфера любви, аплодисменты, сцена;
2) выставочный зал, книги, публика;
3) 97 лет, писательница, Амстердам;
4) А. И. Цветаева, конгресс, триумф.
А7. Как характеризует А. И. Цветаеву информация, заключённая в предложениях 5—7?
1) Анастасия Ивановна дорожила своими вещами.
2) Она была независимой, не думала о мнении окружающих, а делала то, что любила.
3) Писательница была консервативной.
4) Она была надменной и могла не подчиняться общепринятым нормам.