ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Русский язык - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Тире между подлежащим и сказуемым


Ставится тире

Не ставится тире

1. Подлежащее и сказуемое выражены комбинацией имени существительного в Им. п., числительного и инфинитива и в состав сказуемого не входит глагол-связка:

1. Если в состав сказуемого входит глагол-связка есть, суть:


2. В состав сказуемого входят слова это, вот, значит:

2. В состав грамматической основы входят иные части речи (местоимения, прилагательные):

3. В состав грамматической основы входит инфинитив, а между подлежащим и сказуемым стоит союз, частица, отрицание не или дополнение и обстоятельство, входящие в группу сказуемого:

3. Между подлежащим и сказуемым стоит:

а) отрицание не:

б) союз:

в) частица:

г) вводное слово:

д) дополнение или обстоятельство, относящиеся к сказуемому:

4. Для устранения двусмысленности:

4. В простых разговорных конструкциях, когда нет риска двусмысленного понимания:

5. В предложениях с синтаксическим параллелизмом:

5. В состав сказуемого входят сравнительные союзы (как, вроде, будто, всё равно что и др.):

6. Сказуемое является фразеологизмом:

6. Подлежащее и сказуемое в совокупности являются фразеологизмом:

7. При отсутствии прочих условий постановки тире при логическом выделении подлежащего и наличии паузы (интонация разрыва) — авторский знак:

7. Сказуемое стоит перед подлежащим:

(какое слово является сказуемым, можно проверить путём замены конструкции на синонимичную со словом «является»: сказуемое будет в Тв.п:


Тире в неполном предложении


Ставится тире

Не ставится тире

1. На месте пропуска члена предложения (обычно сказуемого), если в устной речи на месте пропуска делается пауза: Там — церкви, купола, звон колокольный.

1. При отсутствии паузы:

2. Во второй части сложного предложения, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения:

Зимой безграничное снежное море, летом — море хлебов, трав и цветов. (И.Б.)


3. В эллиптических предложениях (в них нет сказуемого, которое надо восстанавливать из контекста):

Всё лучшее — детям!




ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ


1. Выберите правильное объяснение постановки тире в предложениях.

Ты — белая ночь с её загадочным светом. Ты — счастье. Ты — блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце. (К.П.)

1) Это бессоюзное сложное предложение.

2) Это тире в неполном предложении на месте пропуска сказуемого.

3) Это тире между подлежащим и сказуемым, поставленное для подчёркивания интонации разрыва.

4) Это тире между подлежащим и сказуемым, поставленное потому, что здесь нулевая связка.


2. В каком(-их) предложении(-ях) допущена пунктуационная ошибка? Исправьте её.

1) Грубость — такое же уродство, как горб. (М.Г.)

2) Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души. (И.Т.)

3) Человек — есть украшение мира. (М.Г.)

4) Густая ночь — владычица зимой. (Д.К.)


Знаки препинания в предложениях с однородными членами


О, О, О

Однородные члены, соединённые без союзов (интонацией), разделяются запятыми: Мне нравятся пекинесы,шпицы, мопсы.

О и О

О или О

О либо О

О да (=и) О

Однородные члены, соединённые одиночными союзами и, или, либо, да (в значении И), запятыми не разделяются:


О, а О

О, но О

О, да (=но) О

О, зато О и др.

Однородные члены, соединённые иными союзами, разделяются запятыми: Недорогой, зато полезный подарок.


О, и О, и О

и О, и О, и

О, или О, и О

О, либо О, либо О

О, да О, да О

Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами и, или, либо, да (в значении И), разделяются запятыми: Кораллы, и аметисты, и топазы оживали в руках мастера.


и О и О

Однородные члены, представляющие собой тесные смысловые единства или фразеологические сочетания слов, запятыми не разделяются:


О и О, О и О

О или О, О или О

При перечислении пар однородных членов запятые ставятся только между парами:


О и О и О

пара

Не разделяются соединения однородного члена с парой однородных членов, образующих тесное смысловое единство или имеющих общий зависимый компонент:


как, так и О

не только О, но и О

хотя и О, но О

не то чтобы О, а О

Если однородные члены соединяются градационными союзами, то запятая ставится только один раз, т.е. между однородными членами — перед второй частью союза:


: , О, О

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие:

О, О, О —

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире:

: О, О, О — ...

: О, О, О , а...

: О, О, О , но ...

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после завершения однородного ряда предложение продолжается, то после него ставится двоеточие, а после завершения однородного ряда — тире:

Но если в подобной ситуации после завершения однородного ряда по условиям контекста нужна запятая, то тире не ставится:

Если между однородными членами и обобщающим словом стоит вводное слово, обособленный оборот или придаточное предложение, то эти элементы выделяются запятыми: В сумке лежало самое необходимое, а именно:зеркало, зонт, блокнот; Зеркало, зонт, блокнот — словом, самое необходимое лежало в сумке; Мои любимыеигрушки: кукла, кролик Роджер и плюшевый медведь, подаренный сестрой, — украшали детскую.



Знаки препинания между однородными определениями


Однородные определения

Неоднородные определения

разделяются запятыми

не разделяются запятыми

1) Перечисляют отличительные признаки разных предметов: Продуктовый, овощной, хозяйственный магазины;

2) характеризуют один и тот же предмет с какой-то одной стороны, по одному признаку: Русские, немецкие, французские сказки;

3) возможна вставка соединительного союза и: Милые, добрые дети (можно милые и добрые);

4) каждое из однородных определений непосредственно связано с определяемым словом: Маленькие, большие, средние шары (нельзя задать вопрос от словосочетания: маленькие шары (какие?) большие);

5) ряд однородных определений состоит только из качественных либо из относительных прилагательных: Круглые, квадратные, треугольные плитки;

6) представляют собой сочетание качественного и относительного прилагательного или прилагательных, характеризующих предмет с разных сторон, но объединённых интонацией и общей оценкой говорящего: Мы жили в высоком, большом, каменном доме!;

7) стоят после главного слова: Ветер, тёплый, влажный, ворвался в комнату,

8) являются образными: Тёплые, душные объятия;

9) представляют собой перечисление одиночного и распространённого определений: Синий, связанный вручную свитер;

10) являются контекстуальными синонимами: Хорошая, светлая улыбка.

Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки (А.К.)

1) Характеризуют один предмет с разных сторон, т.е. называют признаки, которые относятся к разным родовым понятиям: Нежные весенние цветы;

2) одно из них выражено качественным, а другое относительным прилагательным: Тихие рязанские улицы;

3) между нами нельзя вставить союз и: Новый письменный стол (нельзя новый и письменный);

4) одно из определений относится не непосредственно к главному слову, а к словосочетанию определяемое слово + второе определение: Тёплый июльский вечер (можно задать вопрос от словосочетания: тёплый вечер (какой?) июльский);

5) не произносятся с перечислительной интонацией.

Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель... (Ю.Б.).


ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ


3. В каком предложении надо поставить ОДНУ запятую?

1) Нынче не то что солдат а мужичков видел... (Л.Т.)

2) Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своём лице и причёске. (Л.Т.)

3) Евсеич или забавлял нас рассказами или играл с нами или слушал моё чтение. (С.А.)

4) Мне чудятся то шумные пиры то ратный стан то схватки боевые. (А.П.)


4. В каком предложении надо поставить ОДНУ запятую?

1) Вопросы восклицания рассказы посыпались наперерыв. (Л.Т.)

2) Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и лечатся одинаково. (А.П.)

3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе. (М.Г.)

4) У партизан были не только винтовки но и пулемёты и гранаты.






Для любых предложений по сайту: [email protected]