ВАРИАНТ № 1 - ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА В ФОРМАТЕ ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК - Учебно-практический справочник

Русский язык - Учебно-практический справочник

ВАРИАНТ № 1 - ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА В ФОРМАТЕ ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК - Учебно-практический справочник

Инструкция по выполнению работы*

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8). Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.

Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Желаем успеха!


* Информация с официального портала ЕГЭ: www.ege.edu.ru


ВАРИАНТ № 1


Часть 1

А1. В каком варианте допущена ошибка: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) ждалА

2) дОверху

3) каталОг

4) докУмент

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?

1) Двигатель нового автомобиля, сконструированного на заводах самого мощного в Европе концерна «Фольксваген», оказался чрезвычайно ЭКОНОМИЧНЫМ.

2) Самой большой трудностью для новых работников посольства оказался ЯЗЫКОВОЙ барьер.

3) ИСКУСНЫЕ мастера древнего Хорезма прославились своими чеканками, инкрустациями и мозаиками, а также непревзойдённым ковроткачеством.

4) ЖИВУЧАЯ природа — единственный источник вдохновения для молодого художника, уже известного своими пейзажами.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более лучше

2) килограмм абрикосов

3) около пятисот человек

4) по приезде в город

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над созданием образов романа-эпопеи «Война и мир»,

1) Л. Н. Толстой использовал принцип «диалектики души» как средство психологического анализа.

2) великим русским писателем-психологом был использован принцип «диалектики души».

3) принцип «диалектики души» наряду с обширными авторскими комментариями стал ведущим в создании образов героев.

4) были использованы различные приёмы психологического анализа, один из которых был назван принципом «диалектики души».

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Выдвижение кандидатуры Иванова на должность доцента было поддержано более чем тридцатью голосами.

2) Озеро Байкал всегда славилось своей необыкновенной прозрачностью, чистотой.

3) Благодаря разумного графика подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

4) На новом интернет-сайте можно ознакомиться с метеосводками на ближайшую неделю.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своими прекрасными лучистыми глазами, которые заставляли забывать некрасивость её лица.

2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.

3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.

4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати.


Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1) ... (2) Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов. (3) Со временем многие латинские слова, претерпев ряд изменений, были включены в общенародную лексику разных языков. (4) Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи. (5) С развитием национальных языков в европейских странах латынь уступила им своё место и в науке. (6) ... латинская терминология и по настоящее время имеет чрезвычайно важное значение.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Научный стиль обслуживает сферу науки, научного общения.

2) До XV-XVI вв. во многих европейских странах общепризнанным научным языком была латынь.

3) Научным трудам античности и средних веков была свойственна образность.

4) Форма речи, преимущественно реализуемая в научном тексте, письменная, реже — устная.

А8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в предложении (6) текста?

1) Наоборот,

2) Прежде всего,

3) Поэтому,

4) Однако

А9. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) все написаны (предложение 2)

2) это проявилось (предложение 4)

3) уступила место (предложение 5)

4) имеет значение (предложение 6)

А10. Укажите верную характеристику предложения 2 текста.

1) сложноподчинённое

2) простое осложнённое

3) сложносочинённое

4) сложное бессоюзное

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова включены (предложение 3).

1) краткое прилагательное

2) страдательное причастие

3) деепричастие

4) действительное причастие

А12. Какое слово является синонимом к слову сочинение (предложение 2)?

1) фантазии

2) выдумки

3) басни

4) труды

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?

Церковь Василия Блаженного увенча(1)а огромной, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей на хрустальную гранё(2)ую пробку стари(3)ого графина.

1) 1, 2

2) 2

3) 3

4) 2, 3

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) нап...дающий, по-фр...нцузски, обж...гать

2) пом...стить, расст...лая, ситуация

3) рег...ональный, сн...жать, пробираться

4) рел...гиозный, св...дание, экзаменатор

А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) неожиданный, с...мнение, н...завтра

2) пр...забавный, пр...следовать, пр...рекание

3) и...бежать, ни...падающий, ра...весёлый

4) об...грать, раз...скать, за...скивающий

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква и?

1) выдел...шь главное, значимый для нас

2) овца щипл...т траву, движимый чувством

3) погас...м свечи, неопису...мая радость

4) увид...шь друга, непромокаемый плащ

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

А. приветл...вый

Б. обид...ться

В. ноздр...ватый

Г. благоустра...вать

1) А, Б, Г

2) А, Б, В

3) В, Г

4) А, Г

А18. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1) (Не)доумевая и даже гневаясь, что было видно по его внезапно вспыхнувшим глазам, он взглянул на собеседника.

2) (Не)преодолимое желание вновь увидеть детдомовцев заставило Ванюшу тут же отправиться в обратный путь.

3) Причины миграции птиц из этих районов ещё (не)изучены.

4) Сквозь густой сырой туман пробивался (не)яркий брезжущий свет фонарей.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

2) (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы, когда так тихо, что слышишь биение своего сердца

3) Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.

4) Он владел чужим языком ТАК(ЖЕ) легко, как и своим родным, (ПО)ТОМУ что страстно хотел, чтобы на чужбине его понимали.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении.

Утренний воздух хрустальный, прозрачный ( ) и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

1) 1, 2, 4

2) 2, 3

3) 1, 2, 3

4) 1, 3, 4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную кисею на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: кудрявые облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

1) 1, 2, 3, 4

2) 3, 4

3) 2

4) 1, 3

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В песне русский человек и исповедуется в своей судьбе и грустит и радуется.

2) Картины И. Глазунова известны как в нашей стране так и за рубежом.

3) На фоне тёмной зелени деревьев и кустарников резко выделялись красноватые башенки и беседки.

4) В поэзии самые обычные слова начинают сверкать и звенеть и звучать по-новому.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет: небо на востоке светлеет, голубым хрусталём загорается Венера.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.

1) 1, 3

2) 3

3) 2

4) 3, 4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 2, 4

4) 1, 3, 4

А27. Прочитайте текст.

Нет ни одного функционального стиля русского языка, где не использовались бы элементы других стилей. Все они проницаемы. Границы между ними размыты. Важно то, что одно и то же слово, выполняя разные функции, «приспосабливается» к ситуации, несколько меняет свою семантику в зависимости от условий, в которые оно попадает.

Если слово закреплено за определённым стилем, то это не мешает ему использоваться в другом стиле. Оно будет восприниматься, например, как иностилевое и потому экспрессивное. Наконец, тексты одного стиля могут включать целые фрагменты из текстов другого стиля. Например, в научных текстах по лингвистике в качестве анализируемого материала используются любые тексты. В газетной статье обсуждается текст нового закона. В частном письме приводятся полюбившиеся стихотворные строки. Наиболее непроницаем в этом отношении официально-деловой стиль, однако деловая беседа может также включать элементы разговорной речи.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Если слово закреплено за определённым стилем, то оно не может использоваться в другом стиле.

2) Слова разговорной речи могут использоваться в любом стиле.

3) Все функциональные разновидности русского языка проницаемы, но наиболее непроницаем в этом отношении официально-деловой стиль.

4) Все слова меняют свою семантику в зависимости от условий, в которые они попадают.


Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1) Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2) Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3) Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, — идеал образованного человека. (5) Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6) Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

(8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10) В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (И) Раз человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12) Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13) Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14) Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования.

(15) Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16) Грустно думать, что напрасно была нам молодость дана! (17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18) Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19) Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год. (По А. Посеву)

А28. В каком предложении текста выражена мысль автора о том, что полноценная личность может сформироваться только в процессе изучения наук?

1) 5

2) 8

3) 9

4) 11

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5-10?

1) описание и повествование

3) описание

2) повествование

4) рассуждение

А30. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?

1) 7

2) 9

3) 13

4) 19


Часть 2

В1. Укажите способ образования слова ФОРМИРОВАНИЕ (в предложении 2).

В2. Из предложений 17-19 выпишите производный предлог.

ВЗ. Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 4-7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 14-19 найдите предложения, которые осложнены обособленным (-ми) обстоятельством (-ами). Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 14-19 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 12-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30; В1-В8. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Убедительность и эмоциональность речи учёного-философа А. Ф. Лосева придают тропы, например, _________ («сладкий плод» учения» в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как _________ («формирование в нас личности, именно личности...» в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности _________ («в отношении к людям, обществу, государству» в предложении 6), а также _________ («погубив много жизни на разные забавы» в предложении 15, предложение 16)».

Список терминов:

1) метафора

2) диалектизмы

3) лексический повтор

4) ряд однородных членов

5) литота

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) цитирование

9) риторическое обращение


Часть 3

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.






Для любых предложений по сайту: [email protected]