СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Русский язык - разработки уроков

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Цель: сообщить, что такое пунктуация; что изучает данный раздел.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Словосочетание – слово

сочетание – чет – четное число (рус.)

чета – два (слав.)

III. Наблюдения в учебнике, с. 50.

Запись в тетрадях словосочетания

Учитель проводит анализ словосочетания, указывает, что оно состоит из двух частей: главной и зависимой. От главной ставится вопрос к зависимой (зависимая отвечает на этот вопрос). Так устанавливаются смысловая и грамматическая связи.

Главное слово помечается значком ґ, стрелка с вопросом показывает смысловую зависимость в словосочетании.

IV. Работа со словосочетаниями.

Составить и записать словосочетания, показать зависимость между частями, обозначить части речи слов, входящих в это словосочетание.

Слушать, учитель; восхищаться, ответ; начало, урок; удивительный, цветок; ходить, быстро; кепка, брат.

– Что нужно сделать, чтобы из данных слов получилось словосочетание?

Сообщение учителя.

– Словосочетание строится из слов, которые относятся к самостоятельным частям речи (сущ., прил., глагол, наречие); предлог + существительное – не является словосочетанием, т. к. предлог – служебная часть речи.

– Словосочетания в русском языке могут соответствовать различным схемам, мы же пока будем изучать только составленные нами. Заметьте! Если зависимое слово – наречие, то оно связывается с главным только по смыслу, потому что наречие не изменяется, т. е. не имеет окончаний и перед ним не бывает предлогов.

V. Выполнение упражнений 121, 122 (с комментированием).

VI. Диктант с заданием.

Ø Задание 1. (Устно). Выделите из предложений словосочетания типа + сущ. Помните! Грамматическая основа предложения словосочетанием не является.

Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели черные железные мосты. Мосты охранялись стражей (гвардейцами в черных клеенчатых шляпах с желтыми перьями).

Ю. Олеша

Ø Задание 2. (Письменно). Запишите предложения. Выделите из предложений словосочетания типа + сущ., где зависимое слово – существительное с безударным окончанием или ; обоснуйте выбор гласной.

Ваня не шел, а бежал по дороге. (К. Паустовский.) В вершине густой елки устроила белочка теплое гнездо. (И. Соколов-Микитов.) Я спускаюсь к реке, моюсь с лодки…(К. Паустовский.) Проверяй друга в опасности.


Домашнее задание: упражнение 123, правила на с. 47–48 выучить.






Для любых предложений по сайту: [email protected]