Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Когда изобрели велосипед?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с историей развития велосипеда и его устройством; научатся правилам безопасной езды на велосипеде.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: образцы детских велосипедов (двухколёсных и трехколёсных), интерактивная доска, презентация (слайды с изображениями старинных и современных велосипедов).
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Когда появилась одежда? Какие виды одежды для разных случаев вы знаете? Как надо одеваться, если вы идёте в гости? На спортивную площадку? Работать в саду?
2. Мотивация учебной деятельности
— Отгадайте загадку.
У него — два колеса и седло на раме.
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
Правильно, это велосипед. О нём пойдёт речь сегодня на уроке. А если точнее, то мы узнаем о том, когда изобрели велосипед.
3. Работа по теме урока
— Один юный спортсмен как-то похвалился, что умеет ездить на самокате, «костотрясе», «пауке» и велосипеде. Сколько механизмов освоил юный спортсмен?
Оказывается, это разные названия знакомого нам велосипеда. Просто в разные времена велосипед был устроен по-разному и имел разные названия.
Проект первого велосипеда предложил ещё в 1495 году великий итальянский учёный Леонардо да Винчи. Он нарисовал двухколёсный механизм со всеми подробностями. Но этот рисунок люди увидели только в конце XIX века. Поэтому так много изобретателей в разных странах мира пытались создать эту двухколёсную машину и в XVII, и в XVIII веках.
В 1817 году в Германии появился двухколёсный велосипед. Это была тяжёлая жёсткая конструкция с равновеликими деревянными колёсами, усиленными железными обручами. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. Видимо, поэтому и назвали новую машину велосипедом — ведь в переводе «велосипед» означает «быстрая нога».
Передвигаться на нём было неудобно, седока трясло. Прозвали эту машину тогда «костотряс». Рассмотрите изображение «костотряса» на странице 22. На смену ему пришёл «паук». Это был велосипед, в котором вместо деревянных колес появились металлические обручи с большим количеством спиц. Металлические обручи покрывали резиновыми шинами. Диаметр колес увеличили, чтобы увеличилась скорость передвижения. «Пауки» уже имели рычаги управления и педали, прикреплённые к переднему колесу. Переднее колесо увеличили в размере, и человек сидел над ним. Такое положение было опасным.
Рассмотрите изображение этого велосипеда в учебнике.
Через 20 лет на смену «пауку» пришла машина, похожая на современный велосипед.
В наши дни жители многих стран пользуются услугами велосипеда, отдавая ему предпочтение перед автомобилем.
Практическая работа
— У кого из вас есть велосипед? Кто умеет кататься на велосипеде? Знаете ли вы, как он устроен? Рассмотрите на рисунке на странице 22 устройство велосипеда и назовите все его части. Что не указано на рисунке? Проверьте себя на странице 86.
Дети работают в парах, затем 2-3 ученика выходят к доске, показывают и называют части велосипеда.
На доске:
Руль — устройство для управления движением в заданном направлении.
Фара — фонарь для освещения дороги.
Шина — резиновая оболочка (покрышка) с резиновой камерой, наполненной сжатым воздухом. Укрепляется на ободе колеса, чтобы улучшить движение.
Спица — металлический стержень, служащий для соединения ступицы колеса с ободом.
Педаль — ножной рычаг в велосипеде.
Рама — несущая часть велосипеда.
Oбод — наружная часть колеса в виде круга, опирающаяся на спицы и обтягиваемая сверху шиной.
— Мы с вами обсудили, из чего состоит велосипед и для чего нужны все его части. Попробуйте нарисовать велосипед в тетради (с. 17 № 2).
Дети выполняют задание самостоятельно.
— Где вы катаетесь на велосипедах? Можно ли вам выезжать на проезжую часть? Со скольких лет можно выезжать на дорогу? Прочитайте текст на странице 23 учебника и найдите ответы на эти вопросы.
Везде ли можно передвигаться на велосипеде? Посмотрите на знаки, изображённые на странице 18 тетради. Кто знает, что они обозначают?
Велосипед, изображённый на синем фоне, — разрешающий знак. Он обозначает велосипедную дорожку, то есть то место, где вы сможете ехать. Любой знак в красном круге — запрещающий. Что он нам запрещает? (Нельзя ехать на велосипеде.)
Правильно. В этом месте нельзя ехать на велосипеде. Раскрасьте эти знаки в вашей рабочей тетради и запомните их.
Дети выполняют задание.
— Какие разные теперь выпускают велосипеды! В зависимости от назначения и особенностей конструкции велосипеды делятся на дорожные, спортивные, подростковые, детские и специальные.
Учитель записывает названия на доске. По ходу рассказа появляются слайды с изображениями велосипедов.
— Какие названия вам сразу понятны? Какие велосипеды находятся у нас в классе? (Подростковые и детские.)
Рассмотрите изображения велосипедов в первом задании тетради. На каком велосипеде ездят в раннем детстве? На каком ездят подростки? А на каком — взрослые люди? Пронумеруйте изображения.
Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль.
Спортивные велосипеды имеют облегчённую конструкцию, сделаны из специальной стали, у них низко опущен руль, есть переключатель скоростей и ручные тормоза. Где используются такие велосипеды?
Разновидностью спортивного велосипеда является тандем — двухместный двухколёсный велосипед. Он может развивать скорость до 70 километров в час.
Специальные велосипеды — это цирковые, грузовые, трёхколесные и велоколяски.
Есть велосипеды грузовые с прицепной коляской, в которую можно сложить несколько килограммов груза. На них доставляют почту. Есть трёхколесные велосипеды для взрослых. Они созданы специально для пожилых людей. Существуют водные велосипеды.
Современные велосипеды можно легко сложить.
Такова история велосипеда за 200 лет.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Со скольких лет вы можете выезжать на велосипеде на улицу? Где вы пока можете кататься? Как называются знаки, регулирующие движения велосипедистов? О чём они нам говорят? Когда изобрели велосипед? Какими были первые велосипеды?
Прочитаем вывод, сделанный Мудрой Черепахой.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.