Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники сформируют представления о небесных телах, познакомятся с тем, что такое Солнце, научатся изготавливать модели звёзд.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: атлас-определитель, пластилин, заготовки из картона.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

Учитель предлагает рассказать о профессиях родителей ещё нескольким ребятам, которые не успели выступить на предыдущем уроке.


2. Мотивация учебной деятельности

— Откройте учебники на странице 31. Перед нами новый раздел. Как он называется? Чему мы будем учиться, изучая этот раздел?

Отгадайте загадки.

Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук —

Станет вдруг светло вокруг.

(Солнце)


Белые цветочки Вечером расцветают,

А утром увядают.

(Звёзды)

О чём будет идти речь сегодня на уроке?

Пускай это бурное море огня

Зовут лучезарным светилом,

Как в детстве, оно для тебя и меня

Останется солнышком милым.

И меньше не станет оно оттого

Что где-то на малой планете,

Не Солнцем порой называют его,

А солнышком взрослые дети.

(С. Маршак)

Речь у нас пойдёт о Солнце и звёздах. Вопрос, на который мы сегодня отвечаем, звучит так: почему солнце светит днём, а звёзды — ночью?


3. Работа по теме урока

— Вспомните, что мы с вами можем увидеть на небе днём, а что — ночью? Что вы знаете о Солнце и звёздах? Солнце — ближайшая к Земле звезда. Но и она находится от Земли на расстоянии 150 миллионов километров.

Чтобы доехать от Земли до Солнца на автомобиле со скоростью 80 километров в час, машине пришлось бы безостановочно ехать 200 лет. Диаметр Солнца больше Земли в 109 раз. На поверхности Солнца температура — 6000 градусов тепла, а внутри достигает 15 миллионов градусов. Эта звезда выделяет огромное количество энергии, часть которой доходит до нас с вами.

Вечером, когда Солнце скрывается за горизонтом, мы можем увидеть в небе звёзды. Одни светятся ярче, другие слабее. Одни голубые, другие жёлтые, а третьи красные. Невооружённым глазом ночью в небе можно увидеть около 6000 звёзд. Если взять бинокль или телескоп, то можно увидеть ещё больше.

Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?

— Почему говорят, что Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Солнце не просто светит днём, без него день бы никогда не начался.

Когда солнце поднимается, оно освещает Землю и у нас начинается день. Когда Солнце заходит, у нас начинается ночь.

Некоторые дети считают, что звёзды вечером зажигаются, а утром гаснут. На самом деле звёзды светят и днём, и ночью.

Звёзды — это раскалённые небесные тела. Все, что раскалено, — светится. Почему же мы их не видим?

Земля окружена слоем воздуха. Солнечные лучи, проходя через воздух, рассеиваются так, что звёзды становятся невидимыми. Во время полетов в космос космонавты хорошо видят одновременно и звёзды, и Солнце, потому что в космосе нет воздуха.

После того как Солнце скрывается за горизонтом и солнечный свет, а с ним и свет, рассеянный воздухом, «выключается», атмосфера становится «прозрачной» и на небе видны звёзды.

Прочитаем текст на странице 32.

Многие из звёзд гораздо больше по размеру, чем Солнце, но на небе они нам кажутся совсем маленькими. По цвету звёзды бывают разные. Это зависит от температуры.

Когда температура высокая, то цвет у звезды красный. Если температура очень высокая, то звезда оранжевая. Если температура ещё выше и звезда очень горячая, то она белого или голубоватого цвета.

Астрономы наблюдают как за отдельными звёздами, так и за созвездиями. О каком созвездии вы уже знаете? (Большая Медведица.)

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним созвездием. Как вы думаете с каким?

Заслушиваются ответы детей.

Рассмотрите рисунок на странице 33 и скажите, как оно называется. (Созвездие Льва.)

Где мы можем найти информацию об этом созвездии?

Откройте ваши атласы-определители на страницах 218-219.

Текст о созвездии читает учитель.

— Как называется самая яркая звезда в созвездии?

Попробуйте изобразить это созвездие на странице 22 тетради.

Дети работают самостоятельно.


Моделирование

— Рассмотрите рисунок на странице 32. Художник изобразил модели нескольких звёзд. Назовите их. Что по рисунку можно о них рассказать? (Самая большая звезда — Альдебаран. Самая маленькая — Солнце. Все звёзды разного цвета.)

В рабочей тетради (с. 21 № 1) дан такой же рисунок. Обведите на нём изображение Солнца.

Давайте вылепим из пластилина модели этих звёзд.

Дети работают в парах, учитель оказывает им помощь.

— Зависит ли ваше настроение от погоды, от того, солнечный или пасмурный день? В задании 2 нарисуйте весёлое и грустное солнышко.

А теперь попробуем изготовить модель созвездия Льва.

Дети наносят на картонные заготовки тонкий слой пластилина синего цвета (небо), скатывают маленькие шарики из белого пластилина (звёзды) и располагают их на небе в определённом порядке.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что нового вы узнали о Солнце и звёздах?

Как мы ответим на вопрос, заданный в начале урока? Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]