Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Зачем нужны автомобили?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с назначением и устройством автомобилей, научатся различать их основные виды.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Хрестоматия к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс» (авт. А. А. Плешаков); книга «Техника для малышей. Первые шаги»; модели машин, иллюстрации с изображениями телефонов, телевизоров, машин, ножницы, клей.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Расположите телефоны в такой последовательности, как они появлялись.
Дети на магнитную доску прикрепляют рисунки телефонов.
— Как выглядели первые телевизоры?
Заслушиваются ответы детей.
Покажите их на рисунке. Чем они отличаются от современных? Учащиеся выполняют задания.
— Для чего необходимы телефоны? Телевизоры? (Телефоны и телевизоры — это средства связи. С помощью телефона мы связываемся с друзьями, родителями, бабушками. Телевизор мы смотрим и узнаём из телепрограмм новости, смотрим фильмы и контекстные передачи, мультфильмы...)
2. Мотивация учебной деятельности
— Отгадайте загадку.
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
— Речь сегодня пойдёт о машинах. А правильнее сказать, об автомобилях. Мы с вами должны ответить на очередной вопрос Муравья. Прочитайте его на странице 60 учебника. (Зачем нужны автомобили?)
3. Работа по теме урока
— Трудно представить нашу жизнь без автомобиля. Невозможно и подумать, что вдруг опустеют улицы и шоссе. А ещё 100 лет назад этот транспорт был диковинкой.
Большинство людей считали, что он совершенно не нужен, так как лучше и надежнее всего— лошадь. Теперь же автомобиль — самый распространённый и привычный для людей вид транспорта. Автомобили — наши друзья и помощники. Сегодня на нашей планете ездит почти полмиллиарда легковых машин. И каждый день их становится всё больше.
Посмотрите на мои рисунки. Так выглядели автомобили много лет назад. Как же они появились и стали такими, как мы их видим сегодня?
Если бы вы спросили, кто изобрёл автомобиль, на этот вопрос было бы трудно ответить. И ещё сложнее было бы сказать: когда и где автомобиль родился? У автомобиля колёса очень старые — на колёсах ездили и тысячу лет назад. А двигатель — совсем молодой — ему около 100 лет. Изобретатели в разных странах пытались построить такую телегу, которая бегала бы сама, без лошади.
Раньше в мастерских станки приводились в движение руками или ногами. Двести лет назад нижегородский мастер Леонтий Шамшуренков решил построить свою «самобеглую коляску» так, чтобы её колёса приводились в ход людьми. Коляска, сделанная им, бегала без лошади, хоть и не быстро. Два человека стояли в этой четырёхколёсной крытой коляске и работали, зато другие спокойно ехали, сидя на скамейках и ничего не делая.
Об этой «самобеглой» коляске узнал замечательный русский изобретатель Иван Васильевич Кулибин. Он стал думать о том, как улучшить коляску. И ему удалось построить такую «самокатку», которую уже мог приводить в ход только один человек.
Как эту машину воспринимали люди на улицах? Послушайте.
Учитель читает первые два абзаца из рассказа К. Арона «Как появился автомобиль» (Хрестоматия, с. 66).
— А теперь посмотрите на модели машин, которые вы принесли на урок, и на рисунок в учебнике на странице 60.
Какие автомобили существуют сегодня и для чего они нужны?
У кого из вас в семье есть автомобиль? Какой он марки? Для чего ваша семья использует автомобиль?
Какие грузовые машины использует человек и где?
Какие специальные машины вы знаете? Почему машинам «скорой помощи», милиции и пожарных водители уступают дорогу?
В рабочей тетради найдите рисунок на странице 41. Какие автомобили вы видите? Какие из них относятся к специальному транспорту? Каким машинам водители должны уступать дорогу, а каким — нет? Куда спешат автомобили на рисунке? Соедините линиями разного цвета.
Существуют спортивные автомобили. Есть ли у вас на партах модели таких машин? Это автомобили для соревнований.
Автомобильный спорт — один из самых красивых и захватывающих. По количеству зрителей он стоит после футбола на втором месте.
Учитель показывает иллюстрации с изображениями спортивных автомобилей. (Книга «Техника для малышей», с. 75-82.)
Моделирование
— Как же устроен наш четырёхколёсный помощник? Рассмотрите рисунок на странице 60.
Для дальнейшей работы соберём модель автомобиля.
Дети вырезают из Приложения детали и склеивают модель.
— Какие части автомобиля вы знаете? Покажите все эти части на своих моделях.
2-3 ученика выходят к доске и на моделях машин показывают их устройство.
— Мы с вами уже не раз говорили, что автомобили загрязняют воздух. Учёные пытаются решить эту проблему, усовершенствуют машины. Об одном из таких усовершенствований прочитайте в учебнике на странице 61.
Какой из автомобилей на рисунке не загрязняет воздух?
Что вы посоветуете своим родителям, имеющим машины?
Рассмотрите нижний рисунок на странице 61. Придумайте по нему сказочную историю.
Заслушиваются 2-3 истории.
4. Рефлексия учебной деятельности
— В начале урока Муравьишка задал нам вопрос: зачем нужны автомобили? Как бы вы ему теперь ответили?
Что вы узнали об истории возникновения автомобиля? Что было интересно? Прочитайте вывод, который сделала Мудрая Черепаха. Согласны вы с ней?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.