Задавайте вопросы! (Вводный урок) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков

Задавайте вопросы! (Вводный урок) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

Тема: Задавайте вопросы! (Вводный урок)

Тип: вводный

Задачи:

• познакомить учащихся с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»); с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой;

• учить вступать в учебный диалог, задавать вопросы об объектах окружающего мира;

• учить пользоваться условными обозначениями в учебнике.

Планируемые результаты

Предметные

• ориентироваться в многообразии учебных пособий курса;

• понимать способы и средства познания окружающего мира

Метапредметные

• ориентироваться в структуре учебника, пользоваться условными знаками;

• задавать вопросы об объектах окружающего мира;

• оценивать результаты своей работы с помощью условных знаков

Личностные

• осознавать целостность окружающего мира;

• принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

• определять личностный смысл учения

Межпредметные связи: Изобразительное искусство:

«Изображения всюду вокруг нас»



Ресурсы урока: Плешаков А. А. Окружающий мир: 1 класс. Ч. 1. с. 3—8; рабочая тетрадь: 1 класс. Ч. 1, с. 3; тесты, атлас-определитель «От земли до неба», книги для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» — на парте; картинки или игрушки Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха у учителя, электронное приложение

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Мотивация познавательной деятельности

• П, М Обращается к личному опыту учащихся:

— Новый учебный предмет, который мы сегодня начнём изучать, называется «Окружающий мир». А что нас окружает? Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроках по этому предмету? (Принимает все ответы, не комментируя их.)

— Будем изучать мир людей, техники и, самое главное — мир природы.

• П, Л Предлагает определить, какие предметы знакомы, а какие нет. Если знакомые, хлопать в ладоши, если неизвестные, задавать вопросы. Демонстрирует флаги, глобус, карту, гербарий, гранит, семена растений, фотографии людей других рас и т. п.

— Что вы сейчас делали? Ответьте хором. (Задавали вопросы.)

На ваши вопросы Что? Кто? Где? Почему? Как? помогут ответить учебные книги

• П Высказывают предположения (выдвигают гипотезы), задают вопросы.

• П Делают выбор, узнают знакомые предметы.

2. Актуализация необходимых знаний

• П, М Организует работу с учебником, предлагает выбрать его среди других книг, объяснить свой выбор:

— Рассмотрите обложку, полистайте учебник. У вас появились какие-то вопросы?

— Обратите внимание: на страницах любой книги внизу написан номер. Откройте страницу 3. (Учитель или хорошо читающий ученик читают тему урока «Задавайте вопросы!».)

П — Вы уже сказали, что хотели бы узнать об окружающем мире, а теперь попробуйте задать разные вопросы о том, что нарисовано на картинках в учебнике.

П, М — С каких слов начинаются вопросы? (Обращает внимание учащихся на опорные слова на странице справа, предлагает их прочитать или послушать. Спрашивает, какие из них не использовали. Предлагает составить вопросы, начинающиеся с этих слов.) — Зачем люди задают вопросы? (Чтобы получить новые знания.)

• М Рассматривают учебные пособия, формулируют аргументы, выбирают учебник.

• М Рассматривают учебник, задают вопросы.

• М Открывают с. 3, сравнивают свои результаты с результатами соседа по парте.

• П Задают вопросы к рисункам в учебнике.

• П Выделяют общие слова, присутствующие во всех вопросах.

Читают опорные слова в учебнике. Составляют вопросы к картинкам с этими словами.

3. Организация познавательной деятельности

П — Какие есть способы получить ответ на вопрос? (Спросить у другого человека, прочитать, посмотреть телепередачу, попробовать что-то сделать самому.)

Обращаясь к с. 4 учебника, предлагает по иллюстрациям внизу страницы определить способы поиска ответов на вопросы об окружающем мире.

• М Читает текст на с. 4.

• П Спрашивает, какие способы узнать новое названы в тексте. (Наблюдать, проводить опыты, думать, рассуждать, делать выводы, спрашивать у взрослых или одноклассников.)

• П Сообщает, что на уроках окружающего мира будут два помощника: Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха, предлагает посмотреть на иллюстрацию на с. 5, читает рассказ.

* Можно использовать оглавление электронного приложения, где Муравей Вопросик рассказывает о курсе окружающего мира.

П — Почему Муравья прозвали Вопросиком? В чём будет помогать Муравьишке и нам Мудрая Черепаха?

• М Организует работу с учебными пособиями: предлагает посмотреть другие учебные книги, определить, о чём эта книга.

— Что вы узнали о книгах? Что в них общего? (Книги в обложках. Страницы с номерами. Есть заголовки. Написано содержание.) Чем различаются? (Размером, назначением, количеством картинок.) В чём назначение каждой книги?

• П Организует работу с учебником (с. 6, 7), предлагает проверить свои предположения.

• Обращает внимание на назначение каждого пособия.

— Какого пособия нет на столе, почему? (Нет научного дневника: он «спрятался» внутри рабочей тетради.)

• П, М Предлагает полистать учебник, обратить внимание на маленькие рисунки, которые повторяются на полях учебника, — условные знаки.

• П, М Обращает внимание на систему условных знаков на с. 8. Просит объяснить, как поняли их смысл; обращает внимание на то, какие слова непонятны, разъясняет их.

— Для чего нужны условные знаки? Что делать, если забыли, что они обозначают?

• П Высказывают предположения.

— Нам могут помочь другие люди: учитель, одноклассники, учёные, учебники и другие книги.

• М Слушают учителя.

• П Различают способы и средства познания окружающего мира.

• М Слушают учителя.

• П Отвечают на вопросы на основании прослушанного текста.

• М Рассматривают учебные пособия. Опираясь на личный опыт, определяют среди них учебник, рабочую тетрадь, тетрадь с тестами. Говорят об их назначении. Обращают внимание на книги «От земли до неба», «Зелёные страницы» и «Великан на поляне», отмечают, что с ними ещё не знакомы.

• П Проверяют свои предположения по учебнику.

• П Находят в учебнике условные знаки.

• П Учатся пользоваться условными обозначениями в учебнике.

• П Работают со структурой учебника

4. Подведение итогов

• М Организует самопроверку: как каждый запомнил условные знаки с помощью задания в рабочей тетради (с. 3). Оценить результаты с помощью смайлика.

• П Организует беседу: Что узнали сегодня на уроке про учебные книги? Что объединяет все учебники?

• Л — Как можно получать информацию? (Воспользоваться оглавлением.) Как записывать сведения, не умея писать? (Рисунками.) Назовите волшебные слова-вопросы.

— Полистайте учебник и скажите, какие темы заинтересовали вас больше всего? Кто знает, как можно быстро найти в учебнике нужную тему?

• П Предлагает выполнить задание 1 (с. 3 рабочей тетради) и подумать над тем, какие вопросы хотели бы задать Вопросику и Мудрой Черепахе на уроках окружающего мира.

— Зачем нам нужно изучать окружающий мир?

• М Организует самооценку результатов работы на уроке с помощью смайлика

• М Выполняют задание в рабочей тетради, оценивают результаты своей работы.

• П Обобщают материал, изученный на уроке.

• Л Определяют личностный смысл изучения курса.

• П Выполняют задание.

• М Оценивают результаты своей работы на уроке

Дополнительный материал: Товпинец И. П. Окружающий мир: Рабочая тетрадь для 1 кл. начальной школы.— М.: Просвещение. С. 12, 13

Диагностика достижения планируемых результатов: Находят учебник среди множества других пособий, страницу с условными знаками, задают вопросы об объектах окружающего мира

Дополнительные творческие задания:

ответить, каким ещё способом, кроме смайлика, можно передать своё хорошее настроение

Самоанализ урока

Достижения

Затруднения

Предложения









Для любых предложений по сайту: [email protected]