МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА

В пособии представлены разработки всех уроков для 2 класса начальной школы по четырём разделам: «Вселенная, время, календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». Наряду с сезонными изменениями в природе рассматриваются сезонные работы и праздники людей, вопросы охраны здоровья, тесно связанные с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также проблемы охраны природы в сезонном аспекте.

Обращаем внимание на то, что все темы раскрыты в 58 уроках. Оставшиеся 10 часов учебного времени — это ресурс для учителя. Он по своему усмотрению любую тему может распределить на нужное количество уроков, в том числе и построить один из них целиком на основе национально-регионального компонента, провести экскурсию, посвятить урок темам по основам безопасности жизнедеятельности. Кроме того, предлагаемый в описании темы объём работы во многих случаях рекомендуется фрагментарно распределять для включения в уроки родного языка, литературного чтения, музыки, изобразительного искусства, технологии, во внеурочную деятельность, в систему взаимодействия с семьёй. Особенно следует обратить внимание на то, что сквозная тема курса «Игры народов России — школа здоровья» может быть последовательно и деятельностно развита на уроках физкультуры.

Необходимо отметить, что наряду с разработками данного пособия возможно использование учителем собственных вариантов занятий.

Описание каждого урока в пособии построено в основном по плану из 8 рубрик: целевые установки урока (планируемые достижения учащихся); оборудование; предварительная работа; ход урока; региональный компонент*; физкультминутки; домашнее задание; рекомендации для занятий в семье.

Описание предполагаемой проектной деятельности учителя и детей в блоке внеклассной, внешкольной работы изложено в рубрике «За страницами учебника», которая завершает собой серию уроков по каждому календарному циклу. Блок предусматривает исследовательскую и творческую деятельность детей, а также проведение праздничных мероприятий на основе традиционного календаря народов своего края.

Предложенные поурочные разработки учитывают условия повышения эффективности урока: работа в группах и парах; коллективное решение проблемных ситуаций и вопросов наряду с индивидуальными заданиями, которые даются в соответствии с интересами и способностями детей; смена видов деятельности на уроке. Учебник, рабочие тетради и другие учебные пособия к курсу предоставляют дидактические материалы. Это — приложение учебника в форме «Страничек Умного Совёнка» (Совёнок — сквозной персонаж серии «Перспектива»), атлас-определитель «От земли до неба», книги для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне». При проведении урока учитель может опереться на них либо разработать собственный вариант занятия с использованием другой литературы.

Несколько слов о специфике работы в связи с содержанием программы 2 класса.

Позиция 1. Система заданий и вопросов учебника и рабочих тетрадей предусматривает развитие мышления, речи, памяти, воображения детей, воспитание в них эмоциональноэстетической отзывчивости к красоте природы и многоцветью народных календарных праздников. Для этого представлен необходимый фактический материал природоведческого и этнокультурного характера. Однако учителю следует по мере возможности уделять в течение года большое внимание знакомству с конкретными представителями флоры и фауны своего края, формированию умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях. Следует также знакомить детей с названиями наиболее распространённых в окружающей местности растений, грибов, животных, с народными названиями месяцев, народными погодоведческими приметами своего края, с поэтичным отношением наших предков к годовому круговороту, отражённому в обрядах и обычаях традиционного календаря. Всё это составляет своего рода азбуку, без освоения которой невозможны ни успешное овладение собственно курсом «Окружающий мир», ни в Широком смысле полноценные, поистине культурные взаимоотношения человека с природой. Кроме того, всё перечисленное определяет практико-ориентированный характер программы 2 класса. Не менее важно раскрытие и на естественнонаучном материале, и на материале народной культуры разнообразных связей, зависимостей, существующих как в природе, так и между природой и человеком. Эти знания являются ядром экологического содержания программы, и внимание к ним — необходимое условие успешного экологического воспитания учащихся. Раскрывая перед детьми многостороннюю ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничных взаимоотношений с природой, необходимо акцент с традиционно доминирующей, сугубо практической значимости окружающей природы переносить на её эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения детей к природе, для предупреждения у них узко прагматического, потребительского подхода к своему природному окружению.

Позиция 2. Отличительной чертой работы учителя во 2 классе должно стать внимательное отношение к проблеме культурного многообразия и поликонфессиональности — явлений, характерных для России в её историческом прошлом и настоящем. Материал традиционной культуры разных народов России необходимо представлять с учётом его конфессиональной составляющей. При этом степень раскрытия учителем конфессионального компонента определяется задачей представления бытовых фактов традиционной культуры с точки зрения их внутреннего ценностного смысла, важного для трудового, нравственного, патриотического воспитания учащихся.

Позиция 3. Работа учителя по программе 2 класса по своей духовно-нравственной наполненности должна быть преемственно связана с работой, проведённой в 1 классе. В ней сохраняются содержательные линии, поддерживающие взаимодействие детей и взрослых в школе и семье, воспитывающие интерес и любовь к родной стране, родному городу (селу), уважение к трудовым и праздничным традициям народов России и мира. Как и в предшествующем году, во 2 классе продолжается последовательное знакомство с творчеством и жизненной судьбой отечественных художников, внесших значительный вклад в совокупное культурное наследие России. Так постепенно из года в год накапливается содержательный материал для обоснованных суждений в 3 и 4 классах о лучших чертах национального характера, отражённых в каждой творческой личности, в том числе и в личности современных детей, представляющих собой новое поколение российских граждан.


* В эту рубрику в качестве составной части регионального компонента будут входить и рекомендации, связанные с освоением традиционной культуры народов вашего края.


БЛОК ВНЕКЛАССНОЙ, ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА»


Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» непосредственно вытекает из содержания программы 2 класса и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной культуры*. Рассмотрим более подробно особенности этой работы.

Тема года во 2 классе «Круглый год в кругу верных друзей» своеобразно расширяет круг общения детей, выводя их из класса и школы в большой мир — мир города, родного края, своей страны и за её границы в ритме сезонных путешествий. Однако любое путешествие начинается от родного порога. Поэтому можно для начала обратиться к понятию «дом» в самом понятном для каждого человека смысле: дом — это семья, круг близких людей. Тема даёт возможность обратиться к обычаям и традициям своего края, познакомить ребят с тем, что понимается под словами «гостеприимство», «хлебосольство».

Готовясь к различным календарным праздникам, ребята узнают, как было принято их отмечать в старину. При этом важно обратить внимание детей на то, что в культуре любого народа празднику всегда предшествовало время, когда прежде всего стремились совершать добрые дела, а не только готовили угощения и подарки. Вот один из примеров. Во 2 классе дети познакомятся с традицией православных постов, поэтому можно предложить желающим добровольно отказаться от соблазнов (просмотра телевизора, употребления сладостей, скоромной пищи), для того чтобы почувствовать, как сложно и вместе с тем радостно выработать в себе силу воли, терпение, способность к самоограничению. Разумеется, это предложение должно быть согласовано с родителями.

Таким образом, в течение года ведётся доверительный разговор об уважении к родителям, родственникам, об умении быть гостеприимным, заботливым, внимательным к тем, кто слабее и младше тебя. Помимо развития этих важных нравственных качеств, следует продолжить знакомить ребят с особенностями этикета. Им полезно будет узнать о правилах общения, о том, как следует себя вести в гостях или когда сам принимаешь гостей.

Усвоение и осознание воспитательного содержания внеурочной деятельности должны происходить путём его расширения в ходе чтения, рассуждения, а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром. Поэтому диапазон внеклассного чтения расширяется за счёт произведений отечественных и зарубежных писателей. Конкретные советы даются в рубрике «Рекомендации для занятий в семье» в поурочных описаниях занятий в классе.

Тематически содержание внеклассной, внешкольной работы в течение года можно представить следующим образом:


* См. подробнее в кн.: Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. — М., 2012. — С. 11—14.






Для любых предложений по сайту: [email protected]