ЗИМНИЙ ТРУД - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЗИМНИЙ ТРУД - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать особенности ухода зимой за растениями и животными;

• иметь представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме, как поддерживают порядок на улицах городов и сёл;

• сеять и выращивать в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.

Метапредметные результаты:

• инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину;

• соотносить старинные виды зимних работ с зимними работами в настоящее время в городе (селе);

• рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме.

Личностные результаты:

• понимать нравственный смысл и значение зимних посиделок для жизни молодёжи разного возраста;

• понимать необходимость поддерживать порядок на улице.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; магнитофон, запись «Вальса снежинок» П. И. Чайковского; распушённая вата; ёмкости с различными крупами и зерном, лупы; семена горчицы, петрушки, укропа, кресс-салата, 4 небольших горшочка с землёй; луковица, баночка с водой. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Целеполагание. В начале урока учитель обращается к детям: «Ребята, посмотрите на куклу, изображённую на фотографии около названия темы сегодняшнего урока. Припомните: где мы уже видели подобную куклу? Как её звали? Зачем кукле-многоручке столько рук? Какие осенние работы вы запомнили? Как люди летом и осенью готовятся к зиме? А вот и наш помощник. Интересно, что он хочет с нами обсудить?» Учитель достаёт куклу-помощника и обращается к ней: «Здравствуй. Ты, кажется, хотела с нами о чём-то поговорить?» Кукла-помощник: «Здравствуйте. Я догадалась, зачем зимней кукле-многоручке столько рук. Работы зимой никакой нет. Вот сядет такая кукла, возьмёт в каждую руку по чашке горячего чая и по баранке и будет целый день чай пить, согреваться, весны ждать. Весной работа и начнётся. А так зимой делать нечего!»

Аналитический этап. Учитель: «Интересно, интересно. А вы, ребята, как думаете — много зимой дел или мало? (Выслушивает ответы детей.) Как вы думаете, старинная это кукла или современная? Раз это кукла старинная, какие дела были зимой у наших далёких предков? (Ученики высказываются. Учитель ещё раз перечисляет все названные работы.) А теперь узнаем, что рассказывает о старинной зимней работе наш учебник». Дети, определяя очерёдность с помощью волшебного клубочка, читают текст «Старинная работа зимой» на с. 44—45 учебника. Затем последний чтец бросает клубочек учителю, который с его же помощью вызывает отвечающих на свои вопросы: «О каких старинных зимних работах мы узнали? Почему в старину примечали, какие девушки прилежнее других работают? Чтобы хоть немного понять, как прядутся нити, попробуем сейчас скрутить распушённую вату в нить. Кто хочет попробовать?» Несколько детей пробуют, имитируя движения пряхи, скрутить нить из ваты. Учитель просит их поделиться впечатлениями с остальными детьми (описать, трудно ли было, слушались ли пальцы).

Тренировочные упражнения. Затем предлагает выполнить задание № 1 на с. 24 рабочей тетради.

Аналитический этап. Продолжая урок, учитель включает запись «Вальса снежинок» П. И. Чайковского и сообщает: «А теперь перенесёмся в наши дни. Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Всё стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот. Чем занимаются зимой жители нашего края? В каких работах вы сами принимали участий? Есть ли у вас любимые зимние работы? Наверное, не ошибусь, если скажу, что все дети любят расчищать снег лопатками. Конечно, ведь работа на морозе веселит, укрепляет здоровье, дарит радость. А как потом приятно вернуться в тёплый дом, к горячему чаю и баранкам, о которых говорила наша кукла-помощница!

Скажите, ребята, когда собирают урожай? Собирают в конце лета и осенью, а мы едим овощи, хлеб, фрукты всю зиму. Как же сохранить осенний урожай? Представьте, что у вас есть собственное домашнее хозяйство. В этом нет ничего удивительного, ведь в старину девочку называли молодой хозяйкой уже в 9 лет, а мальчика хозяином — в 11. Осень подарила вам богатый урожай. Как бы вы сохранили его?»

Тренировочные упражнения. Дети высказываются. Можно каждого выступающего ребёнка представлять классу: «Хозяин (хозяйка) ...», надевая на его голову шапку или косынку. Затем учитель читает текст «Заботимся об урожае» на с. 45 учебника и сравнивает его с ответами учащихся. Спрашивает: «Что делают зимой в зернохранилищах?» Дети рассматривают фотографии в учебнике.

Учитель: «Ребята, сейчас и вы сможете проверить качество крупы и зерна, собранных в этом году для нас». В зависимости от количества имеющихся у учителя луп дети работают в парах или группах, рассматривая через увеличительные стёкла гречневую, пшённую и любые другие крупы или зерно. Каждая группа выносит своё решение о качестве круп или зерна.

Аналитический этап. Учитель: «Зимой в старину люди ухаживали за животными. А в наше время нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? Как зимой люди заботятся о домашних животных?» Дети рассказывают о своём опыте и наблюдениях, знаниях. Затем один из учеников начинает читать текст «Заботимся о домашних животных и родном доме» на с. 46 учебника.

Далее учитель говорит: «Ребята, а теперь давайте обсудим, какие работы необходимы улицам города и села. Кто может поделиться своими наблюдениями?» После обсуждения один из учеников продолжает чтение текста на с. 46—47 учебника. Учитель сравнивает ответы детей с текстом учебника.

Тренировочные упражнения. Затем учащиеся выполняют задание № 2 на с. 24 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель: «Мы с вами уже говорили о том, что домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев. Это нужно и для их здоровья, и для их доброго настроения. В наших домах живут ещё одни питомцы, которые тоже нуждаются в уходе. Давайте заглянем в рабочую тетрадь и узнаем, о чём идёт речь». Дети читают текст задания № 3 на с. 25 рабочей тетради и рассматривают фотографии. Учитель: «Какие из этих растений вам знакомы? Кто знает их названия? (Учащиеся выполняют задание.) Кто из вас ухаживает за домашними растениями? Сейчас я прочитаю, что советует нам учебник. Вы внимательно слушайте, а потом скажете, так ли вы делаете». Учитель читает текст на с. 47 учебника и обсуждает прочитанное с классом.

Тренировочные упражнения. Затем дети под руководством учителя сеют семена горчицы, петрушки, укропа, кресс-салата в заранее приготовленные горшочки с землёй и помещают луковицу в банку с водой. Учитель: «Ребята, как бы вы хотели: чтобы за этими растениями ухаживали все по очереди или лучше выбрать несколько человек постоянных садовников?» После обсуждения назначаются дежурные.

Выводы и обобщения. В конце урока учитель берёт в руки куклу-помощника и сообщает: «Наш урок приближается к концу. Теперь можно вернуться к нашему разговору в начале урока. Ещё раз вспомним, о каких старинных работах мы узнали. Что делают в зимнее время на улицах городов, сёл, в домах и квартирах? Какие виды работ сохранились до наших дней? Какие новые зимние заботы появились у людей? И всё-таки зачем кукле-многоручке столько рук — чтобы чай за десятерых пить? А для чего? Давайте прочитаем ответ в учебнике. (Один из учеников читает вывод на с. 47 учебника.) Согласны ли вы с этим выводом?»

Региональный компонент. Расскажите детям о местных особенностях зимней работы, ухода за растениями и животными, заботы о безопасности людей на улице в зимнее время.

Физкультминутки. Учитель просит детей ответить не словами, а движениями под произвольную музыку, какие зимние работы им по силам или какие кажутся наиболее интересными.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 44—47 учебника, задание № 4 на с. 25 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Посейте дома вместе с ребёнком семена горчицы, петрушки, укропа, кресс- салата или вырастите зелёный лук из луковицы в банках с водой. Привлекайте ребёнка к посильной работе по уходу за домашними животными, комнатными растениями, по наведению порядка на подворье и улице.






Для любых предложений по сайту: [email protected]