МЫ — СОЮЗ НАРОДОВ РОССИИ - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

МЫ — СОЮЗ НАРОДОВ РОССИИ - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• иметь представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения;

• углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве;

• знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

• находить и показывать субъект на политической карте России;

• называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности;

• определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса.

Метапредметные результаты:

• соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями;

• моделировать ситуацию общения игровых кукол на языках народов своего края и других народов России;

• высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в Российской Федерации.

Личностные результаты:

• понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;

• осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись мелодий разных народов мира; куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; политические карты России и мира; ксерокопированные и увеличенные рисунки представителей народов России со с. 6—7 учебника; фотографии или репродукции произведений храмовой архитектуры разных конфессий; фотографии Москвы и Петербурга как городов особого федерального значения. У учащихся — ножницы, клей.

Предварительная работа. Учитель договаривается с родителями о том, чтобы дети принесли на урок предметы домашнего обихода или одежды, в которых отражены черты искусства народов своего края; даёт рекомендации родителям по проведению дома игры «Мечта о путешествии по родной стране».

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока учитель кратко знакомит детей с тем, какой материал будет изучаться во 2 классе.

Целеполагание. Далее учитель непосредственно переходит к теме урока и обращается к классу: «Ребята, наш урок мы начнём с путешествия в сказочный сад. Клубочек, веди нас! (Пускает клубок так, чтобы он прикатился к политической карте мира на классной доске.) Вот перед нами появился волшебный сад. Какие в нём цветут цветы! Большие и маленькие, разноцветные! У каждого цветка — своя музыка». Учитель негромко включает запись мелодий разных народов мира. Хорошо, если музыка будет звучать из небольшого проигрывающего устройства. Тогда учитель по очереди подносит его послушать тому или иному ребёнку. Ученик пробует напеть мелодию классу или передаёт своё впечатление от неё словами: «нежная музыка, как...»; «бодрая, весёлая музыка, словно...»; «как будто гремят барабаны...». Учитель уточняет для всего класса каждый такой комментарий, даёт послушать музыку всем, называя народ и страну, где он живёт, показывая одновременно страну на карте и обращая внимание на цвет, в который условно окрашено изображение.

Аналитический этап. Учитель: «Дети, попробуем догадаться, что это за сад, какие волшебные цветы в нём растут». Слушая предположения детей, учитель направляет их в нужное русло: «Каждый цветок в этом саду — это одна из стран мира со своей культурой. Вот здесь большой цветок с названием нашей страны. Подскажите мне её название!»

Учитель: «А теперь мы продолжим вслед за волшебным клубком наше путешествие и подробнее рассмотрим цветок, который представляет собой наша страна Россия. Клубочек, веди нас! (Вслед за клубочком подходит к политической карте России.) Мы в прошлом году уже работали с картой России. Правда, тогда карта выглядела по-иному. Теперь у нас другая карта, она называется политической, потому что помогает нам познакомиться с тем, как устроена наша страна. На этой карте цветок России разноцветный, у него множество лепестков разной формы и величины. Каждый лепесток — это особая часть нашей Родины. Конечно, прогуляться по волшебному саду и рассмотреть подробно каждый из лепестков цветка можно только в воображении. Сейчас, не выходя из класса, каждый из вас сможет окинуть взглядом всю нашу страну благодаря нашей помощнице — карте. (Просит детей открыть учебники на с. 4—5.) Вот наша страна Россия. Граница, как ниточка волшебного клубочка, отделяет её от других стран».

Учитель указкой на классной карте, дети в учебниках пальцем проводят по границе. Учитель даёт волшебный клубочек одному из учеников, тот зачитывает первое предложение текста учебника. Так дети знакомятся с официальным названием страны — Российская Федерация. Дальнейший текст читает учитель и предлагает работу, которая наполнит конкретным смыслом значение слова «федерация» — союз, объединение.

Учитель: «Посмотрите, карта похожа на волшебный цветок с разноцветными лепестками. Только по-настоящему лепестки называются краями, областями, округами, республиками. На карте мы видим обозначенные красными кружками крупнейшие города Российской Федерации — Москву и Санкт-Петербург. Это города особого федерального значения». Ученики называют те субъекты Федерации, которые им удаётся найти на карте, с помощью цифровых обозначений узнают названия тех субъектов Федерации, которые не поместились на карте из-за отсутствия места. Учитель помогает определить месторасположение на карте родного региона и отмечает его особым знаком на классной карте. Затем помогает детям определить его расположение на карте в учебнике.

Тренировочные упражнения. Учитель предлагает выполнить задания № 2 и 3 на с. 4 рабочей тетради.

Далее учащиеся работают со с. 6—7 учебника. Учитель спрашивает или напоминает, о каких народах России дети узнали в 1 классе. Предлагает рассмотреть рисунки и по характеру костюмов предположить, в каких областях (на севере или на юге) живут изображённые в учебнике народы, кто в основном занимается охотой, а кто — землепашеством, в каких ремёслах искусны (ткачество, шитьё, работа с металлом, с жемчугом, бисером, кожей). Затем прикрепляет ксерокопированные рисунки представителей народов России со с. 6—7 учебника к соответствующим областям политической карты России на доске.

Аналитический этап. Затем учитель предлагает детям рассказать о тех предметах домашнего обихода или одежды, которые они принесли из дома на урок. При этом он подводит детей к выражению удивления перед искусством народных мастеров. Спрашивает учеников, что им известно о традициях, ремёслах, истории родного края из занятий в 1 классе. На основе обсуждения вместе с детьми учитель делает вывод о ценности вклада народов своего субъекта Российской Федерации в общую российскую культуру.

Если учитель считает возможным, то обсуждает с детьми, представители каких народов есть в классе, что известно детям о родной культуре, обычаях, языке. Можно предложить выполнить задание № 1 на с. 3 рабочей тетради и вместе с учащимися сделать вывод о многообразии культур народов Российской Федерации и о тех общих ценностях, которые важны для всех.

Тренировочные упражнения. Далее учитель, показывая на кукол Мальчика и Девочку, обращается к классу: «Ребята, помните наших помощников? За лето они совсем отвыкли говорить. Надо помочь им разговориться. (По очереди даёт игрушки в руки детям и задаёт вопросы о лете, каникулах. Дети отвечают за кукол.) А теперь у меня будет очень серьёзный вопрос к нашим помощникам. Как вы думаете, что делать хорошо, а что — плохо? (Дети озвучивают ответы кукол. Учитель стремится выявить единство мнений и обобщает ответы детей в категориях общечеловеческих ценностей: доброта, любовь, справедливость, красота, труд, честность, милосердие, прощение.) А откуда вы всё это знаете? (Этому учат родители, наблюдения за жизнью, сказки.) Вам каждый раз приходится спрашивать у взрослых, что хорошо, а что плохо, или вы уже иногда и сами знаете ответ? А как вы себя чувствуете, если сделаете плохо, а никто об этом и не узнает? (Будет плохо на душе, неспокойно, всё равно как посадить грязное пятно на праздничную одежду — неуютно, хочется смыть.) А как смыть пятно с души? (Попросить прощения, исправить плохой поступок добрым делом, никогда не повторять проступок.) Как называется тот внутренний голос, который не даёт нам забывать о наших плохих поступках, честно говорит с нами о хорошем и плохом?» (Совесть.)

Выводы и обобщения. После этой беседы учитель переходит к обобщению. У каждого народа есть правила, общие для всех: мужчин и женщин, детей и стариков. Эти правила учат тому, как жить по совести, чтобы жизнь каждого стала радостью для самого человека и остальных людей. Правила жизни по совести называют религией. В нашей стране издавна основной принята христианская религия. В то же время люди исповедуют и другие религии: ислам, иудаизм, буддизм. Каждая из религий по-своему учит своих последователей добру и любви друг к другу и к природе, к чудесному дару жизни на Земле. Исламу следуют многие татары, буддизму — буряты, иудаизму — евреи. Христиане есть в любом народе. Религия объясняет и сохраняет историю народа, дарит людям праздники, связанные с его историей, религиозные предания из века в век хранят чистейший родной язык. Многие религиозные события сопровождаются прекрасными мелодиями, которые дошли к нам из глубокой древности. Храмы — вершина строительного, живописного, скульптурного искусства каждого народа.

Учитель: «Мы узнали, что народы нашей страны отличаются местом жизни, культурой, религией. Есть и ещё одно важное отличие. В нашей стране живёт более 150 народов. У каждого — свой язык. (Если есть возможность, учитель разыгрывает с помощью кукол короткую сценку, в которой персонажи, указывая на предметы, называют их словами разных языков.) Ребята, как вы думаете, можно ли так договориться? Конечно, нет! А что нужно, чтобы понять друг друга?» (Найти общий язык.) Затем учитель разыгрывает ту же сценку на русском языке.

Учитель: «Чтобы всем понимать друг друга, в нашей стране выбрали один общий язык — русский. Он называется государственным и объединяет все народы нашей страны». Учитель зачитывает параграф учебника о государственном языке. Затем обсуждает с детьми, какие языки являются родными для народов региона, в котором они живут.

В конце урока учитель спрашивает детей: «Как вы думаете, почему название нашей страны часто пишут вот так: РФ?» Здесь можно провести параллель с тем, как сокращённо, инициалами обозначаются имена и отчества людей: Иван Иванович — И. И., Василий Петрович — В. П.

Региональный компонент. Подготовьте выставку или стенгазету, в которой рассказывается о культуре родного края. Посетите краеведческий музей, выступление фольклорного коллектива, работающего на этнографическом материале края, музей выдающегося деятеля искусства, науки, прославившего край и российскую культуру. Вспомните с детьми сказки, песни родного края. Предложите родителям выступить в классе перед детьми с рассказом о том, какие народные традиции поддерживаются в семье.

Физкультминутки. Дети выполняют упражнение «цветок».

Семя упало в землю — положение сидя на корточках, колени обхвачены руками, голова спрятана в коленях.

Росток тянется к солнцу — дети медленно поднимаются, поднимают руки над головой, сводят вместе ладони.

Бутон раскрывается — медленно разводят ладони, придавая им форму чашечки цветка.

Цветок качает ветер — дети раскачиваются из стороны в сторону.

Цветок дрожит под дождём — дети делают мелкие движения пальцами.

Цветок поворачивается за солнцем — поворот вокруг себя с поднятыми руками.

Цветок отцвёл, созрели семена и упали в землю — дети изображают руками падающие семена, касаются пола.

В земле семена будут спать до следующей весны — дети складывают ладошки, прикладывают к склонённому лицу, закрывают глаза — «спят».

В заключение дети стараются как можно тише сесть за парты.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 4—7 учебника, задание № 5 на с. 5 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребёнком выполните задание № 5 на с. 5 рабочей тетради. Совершите мысленное путешествие по карте России, проложив маршрут-мечту: куда в своём Отечестве хотелось бы съездить. Отметьте, через какие регионы может пройти путь. Проводить это путешествие следует как семейную игру с ребёнком, желательно в атмосфере уютного вечера, не как школьное задание на дом, а как досуг, увлекательное занятие, возможно, с использованием игрушек.






Для любых предложений по сайту: [email protected]