ВВЕДЕНИЕ

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ВВЕДЕНИЕ

Вниманию учителя предлагается методическое пособие по курсу «Окружающий мир» в линии учебно-методических комплектов «Перспектива». Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребёнка, гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому по замыслу авторов курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы; явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня; дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, с педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры.

Настоящее пособие посвящено описанию возможного хода уроков и внеучебной деятельности по программе 3 класса курса «Окружающий мир». Тематическое содержание программы 3 класса организует проблема «Круг жизни в природе и культуре». В учебнике эта проблема раскрывается в ходе изучения взаимных связей в природных сообществах (раздел «Мир как дом») и закономерностей социально-нравственного характера в устройстве семейной жизни, чрезвычайно значимых как для формирования ценностной сферы отдельного человека, так и для сохранения духовно-нравственного здоровья целого общества (раздел «Дом как мир»). Важность этой проблемы для жизнеспособности общества подтверждается тем, что с древних времён поэтапное становление и развитие человеческой личности от рождения до кончины было этически и эстетически осмыслено разными народами Земли в особой культуре семейного лада. Эта культура была тесно связана с хозяйственной деятельностью людей в определённых природно-климатических условиях и с духовными ценностями ведущих культурообразующих верований, характерных для того или иного исторического времени. В результате каждый народ создал семейные обряды и обычаи, укрепляющие связь разных поколений в семье; накопил уникальный психолого-педагогический опыт, помогающий каждому человеку выстраивать жизнь в семье, ориентируясь на систему общепринятых духовно-нравственных ценностей, идеалов и норм, соразмерно со своими возрастными физическими, психическими, социокультурными возможностями и потребностями, изменяющимися по мере взросления и развития личности.

Освоение ценностей традиционной семейной культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в учебнике 3 класса позволяет последовательно формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни. Это происходит на основе сопоставления современной точки зрения на необходимость бережных, любящих взаимных отношений в семье, важность заботы о своём здоровье, здоровье своих родных и традиционной народной точки зрения на семейный лад. Сравнение между собой семейных традиций разных народов России и мира, связанных с ключевыми событиями человеческой жизни — рождением, вступлением в брак, кончиной, даёт возможность познакомиться с общезначимыми ценностями и своеобразной формой их выражения в разных культурах. Ценности народной системы семейного лада послужат нравственно и эстетически плодотворной почвой для формирования чувства женского и мужского достоинства. Это чувство — важный фактор в становлении и развитии не только отдельной личности, но и в мирочувствии всего общества, в том числе и современного. Заключительный раздел «В поисках всемирного наследия», решая конкретную задачу знакомства детей с природными и культурными объектами мировой значимости, в то же время закрепляет сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого.

Наряду с доминирующей установкой на социально-нравственное воспитание внимание учителя постоянно должно быть сосредоточено и на продолжении экологического воспитания младших школьников, на развитии у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его природно-климатическими особенностями. Главные педагогические подходы в работе учителя в 3 классе остаются теми же, что и в предшествующих 1 и 2 классах, — коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовноориентированный. С помощью средств учебного предмета решаются общие задачи начальной школы: развитие у ребёнка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств, формирование целого комплекса ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной и др.

В пособии представлены разработки всех уроков для 3 класса начальной школы по четырём разделам: «Радость познания», «Мир как дом», «Дом как мир», «В поисках Всемирного наследия». Большое внимание по-прежнему уделяется вопросам охраны здоровья, тесно связанным с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также, как всегда, проблемам охраны природы.

Обращаем внимание на то, что все темы раскрыты в 56 уроках. Оставшиеся 12 часов учебного времени — это ресурс для учителя. Он по своему усмотрению любую тему может распределить на нужное количество уроков, в том числе построить один из них целиком на основе национально-регионального компонента, провести экскурсию, посвятить урок темам по ОБЖ. Кроме того, предлагаемый в описании темы объём работы во многих случаях рекомендуется фрагментарно распределять для включения в уроки родного языка, литературного чтения, музыки, изобразительного искусства, технологии, во внеучебную деятельность, в систему взаимодействия с семьёй. Особенно следует обратить внимание на то, что сквозная тема курса «Игры народов России — школа здоровья» может быть последовательно и деятельностно развита на уроках физкультуры.

Описание каждого урока построено так же, как и в пособиях для учителя 1 и 2 классов, по плану из 8 рубрик: задачи урока; планируемые достижения учащихся; оборудование; предварительная работа; ход урока; региональный компонент; физкультминутки; рекомендации для занятий в семье.

Описание предполагаемой деятельности учителя и детей в блоке внеклассной, внешкольной работы изложено в рубрике «За страницами учебника», которая завершает собой серию уроков по каждому из четырёх разделов. Блок предусматривает исследовательскую и творческую деятельность детей, а также проведение праздничных мероприятий на основе традиционной культуры народов своего края.

Предложенные поурочные разработки учитывают условия повышения эффективности урока: работа в группах и парах; коллективное решение проблемных ситуаций и вопросов наряду с индивидуальными заданиями, которые даются в соответствии с интересами и способностями детей; смена видов деятельности на уроке. Учебник, рабочие тетради и другие учебные пособия к курсу предоставляют надёжные дидактические материалы и средства (атлас-определитель «От земли до неба»; книги для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»; приложение в форме «Страничек Умного Совёнка» — сквозного персонажа УМК «Перспектива»). При проведении урока учитель может на них опереться либо разработать собственный вариант занятия.

Несколько слов о специфике работы в связи с содержанием программы 3 класса.

Позиция 1. Система заданий и вопросов учебника и рабочей тетради предусматривает развитие мышления, речи, памяти, воображения детей, воспитание в них эмоционально-эстетической отзывчивости к красоте природы, к мудрости и духовно-нравственному смыслу народных семейных традиций. Для этого представлен необходимый фактический материал природоведческого и этнокультурного характера. Однако самому учителю следует по мере возможности уделять в течение года большое внимание знакомству с конкретными представителями флоры и фауны своего края, формированию умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях; продолжать знакомство детей с названиями наиболее распространённых в окружающей местности растений, грибов, животных. Следует также знакомить с названиями членов семьи по родству и свойству в языках народов своего края, с поэтичным, психологически выверенным, разумным отношением к каждому возрастному этапу жизненного цикла, отражённому в семейных обрядах и обычаях в традиционной культуре народов своего края. Всё это составляет своего рода «азбуку», без освоения которой невозможны ни успешное овладение собственно курсом «Окружающий мир», ни, в широком смысле, полноценные, поисти- не культурные взаимоотношения человека с природой и со своим ближайшим социальным кругом общения в течение всей последующей жизни. Кроме того, всё перечисленное определяет практико-ориентированный характер программы 3 класса. Не менее важно раскрытие и на естественнонаучном материале, и на материале народной культуры разнообразных связей, зависимостей, существующих как в природе, так и между людьми в семье. Эти знания являются ядром экологического и обществоведческого аспектов в содержании программы, и внимание к ним — необходимое условие успешного экологического и духовно-нравственного воспитания учащихся. Важно раскрыть перед детьми многостороннюю ценность природы и семьи для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой и со своими близкими. При этом необходимо акцент с традиционно доминирующей сугубо практической значимости окружающей природы, а также внешних этикетных форм внутрисемейных отношений переносить на их эстетическую, познавательную, глубинную нравственную ценность. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения детей к природе и родным людям, для предупреждения у них узкопрагматического, потребительского подхода к своему природному и семейному окружению.

В курсе окружающего мира для 3 класса значительно усилено внимание к исследовательской и проектной деятельности учащихся. Являясь эффективнейшим средством активизации познавательной деятельности детей, эта работа становится одной из составных частей обучения «умению учиться», способствует развитию самостоятельности в учёбе, любознательности и креативности детей. Первый из разделов учебника «Радость познания» знакомит третьеклассников с методами научного познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение и определение природных объектов, моделирование), с измерительными инструментами и лабораторным оборудованием, раскрывает роль книги, средств массовой информации, экскурсий и путешествий в знакомстве с природными объектами, фактами истории и общественно-политической жизни. Эти сведения являются базовыми при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся. В учебнике в рубриках «Подумаем» и «Обсудим», а также в рабочих тетрадях имеются задания и планы проведения этой работы. Советуем обратить внимание детей на фиксацию результатов экспериментальной деятельности и указание источников, откуда учащимися почерпнуты дополнительные сведения. Введение элементов научного познания мира в учебные занятия повышает самооценку детей и стремление их к достижению результата, что немаловажно для повышения мотивации к учёбе, и способствует превращению ребёнка из объекта в субъект учебно-воспитательного процесса. При этом хотелось бы предостеречь учителя от излишнего расширения учебного содержания, превышающего требования программы, так как материал учебника соответствует возрастным возможностям третьеклассников, и перегрузка памяти детей дополнительными фактами или научными понятиями мало что даст для их развития. Не следует также увлекаться включением в урок разного рода занимательных материалов (загадок, кроссвордов, ребусов и т. д.). Гораздо целесообразнее сосредоточить внимание на развитии у третьеклассников исследовательских навыков, а также на постановке и выполнении учебной задачи урока в соответствии с системно-деятельностным подходом к обучению и воспитанию младших школьников. Понимание детьми того, что дети должны узнать на уроке и чему научиться, очень важно для выработки у них соответствующих компетенций. В соответствии с этим должно измениться отношение к этапу рефлексии, завершающему урок. Чаще всего учителя понимают этот этап как рефлексию оценочно-эмоциональную (интересно — не интересно, понравилось — не понравилось, легко — трудно). Системно-деятельностный подход предполагает, что эта рефлексия должна стать оценочно-интеллектуальной: поняли — не поняли, научились — не научились, можем — не можем. Чаще всего учителя проводят этот этап с помощью показа детьми карточек разного цвета. Этот этап эффективен только при безоговорочном доверии к учителю каждого ребёнка, когда он уверен, что, если он поднимет карточку, свидетельствующую о том, что он не достиг результата, к нему не будет применено «санкций» со стороны учителя. Опасение снизить своё «реноме» в глазах учителя и одноклассников может заставить ребёнка покривить душой и показать «благополучную» карточку, что не только приучает ребёнка к приукрашиванию результатов и приводит к пробелам в знаниях, но и возвращает ребёнка на ступень объекта, а не субъекта учебно-воспитательного процесса. Более целесообразно, чтобы ребёнок сам для себя оценивал результаты своей работы, ставя соответствующие значки в рабочей тетради в конце урока и после выполнения домашнего задания.

Позиция 2. Отличительной чертой работы учителя должно быть по-прежнему внимательное отношение к проблеме культурного многообразия и поликонфессиональности — явлений, характерных для России в её историческом прошлом и настоящем. Материал традиционной культуры разных народов России необходимо представлять с учётом его конфессиональной составляющей. При этом степень раскрытия учителем конфессионального компонента определяется задачей представления бытовых фактов традиционной культуры с точки зрения их внутреннего ценностного смысла, важного для трудового, нравственного, патриотического воспитания учащихся. С учётом проблемы культурного и конфессионального многообразия следует также раскрывать перед детьми величие и непреходящую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия; подходить к вопросу об образе идеального человека, лучших человеческих качеств, всемирных духовных сокровищ, воплощённых в личностях святых, подвижников, деятелей истории и культуры, в произведениях народной и духовной словесности, изобразительного искусства, музыки, зодчества.

Так же, как и во 2 классе, внимание детей следует обращать на изображение предмета рядом с названием каждой темы. Понимание его символического значения поможет вам глубже раскрыть нравственный смысл урока.

Позиция 3. Работа учителя по программе 3 класса по своей духовно-нравственной наполненности должна быть преемственно связана с работой в 1 и 2 классах. В ней сохраняются содержательные линии, поддерживающие взаимодействие детей и взрослых в школе и семье, воспитывающие интерес и любовь к родному городу (селу), родной стране, уважение к трудовым и праздничным традициям народов России и мира. В 3 классе продолжается последовательное знакомство с творчеством и жизненной судьбой великих людей, внёсших значительный вклад в совокупное культурное наследие России и мира. Так, постепенно, из года в год накапливается содержательный материал для обоснованных суждений в 3, а затем и в 4 классах о лучших чертах национального характера, отражённых в каждой творческой личности, в том числе и в личности современных детей, представляющих собой новые поколения российских граждан, о системе базовых национальных и общемировых ценностей.


Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника»


Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» непосредственно вытекает из содержания программы 3 класса и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной и мировой культуры (см.: «Уроки по окружающему миру. 1, 2 классы»). Рассмотрим более подробно особенности этой работы.


Третий класс

Тема года: «От родного дома — к всемирным сокровищам»

Тема этого года ещё больше расширяет круг общения детей: от родного дома — в мир города (села), родного края, своей страны, к поискам всемирных сокровищ. Любое путешествие начинается от родного порога. Любое путешествие — это открытие мира, это познание себя и окружающих людей. Поэтому необходимо обратиться к понятию «дом» в самом понятном для каждого человека смысле: дом — это семья, круг близких людей. Наши родные (родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки) не только самые любимые и близкие люди, но и те, кто нам помогает в жизни, защищает от невзгод. Дети должны задуматься, умеют ли они ценить любовь и заботу близких и отвечать им тем же. Говоря о своих родителях, ребята из христианских семей могут обратиться к святым, чьи имена носят их мама и папа, брат и сестра, вспомнить об ангелах-хранителях. И конечно, всем детям, без различия их этнической и конфессиональной принадлежности, важно обратить внимание на символическое значение своего имени, на происхождение своей фамилии, на поиск образца для подражания в историко-культурном прошлом России и всего мира, а также среди своих современников-земляков и соотечественников.

Так, постепенно представление о доме у ребят расширится, и они поймут, что домом можно назвать свою Родину. Можно будет проследить и раскрыть связь слов «род — родня— родник — Родина». Так же как и зависимость слов «отец — отчий — Отчизна — Отечество». Таким образом, через глубину понимания слов родного языка создаются условия для воспитания в детях чувства патриотизма, гражданственности. Это хороший фундамент для работы по программе следующего, 4 класса. Вспомнив поговорку «Иван, родства не помнящий», можно начать разговор о том, как важно знать свои корни, знать как можно больше о своих предках, о происхождении фамилии. Следует задуматься, в каких случаях мы используем прилагательное в разных устойчивых словосочетаниях: родной, родной человек, родной дом, родной язык, родные просторы, родная деревня...

Таким образом, в течение года ведётся разговор об уважении к родителям, родственникам, об умении быть гостеприимным, заботливым, внимательным к тем, кто слабее и младше тебя. Помимо развития этих важных нравственных качеств, следует продолжить знакомить ребят с особенностями этикета. Им полезно будет узнать о правилах знакомства, о том, как следует себя вести в гостях, или, напротив, когда твои друзья пришли в гости к тебе, в твой «отчий дом».

Усвоение и осознание воспитательного содержания курса за страницами учебника должно происходить путём его расширения в ходе чтения, рассуждения, а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром. Диапазон произведений по внеклассному чтению может быть расширен за счёт произведений писателей, принадлежащих в духовном смысле к конфессиям, традиционным для России, — православию, исламу, иудаизму, буддизму (по выбору).

Содержание работы в течение года можно более подробно представить, если обратиться к основным темам каждой четверти.


I четверть

Как я изменился за год;

Как изменились мои друзья;

С кем я отправлюсь в путешествие;

Готовимся к путешествию.


II четверть

Почему вода бывает святой;

Как сохранить воздух — наше невидимое сокровище;

Как уберечь землю — нашу кормилицу;

«Большая охота» в родном городе (селе).


III четверть

Помним ли мы своих предков;

Откуда произошла моя фамилия;

Тепло родного дома;

«Красный угол» родного дома;

Златоглавое чудо (церковь рядом с домом и её история).


IV четверть

Учимся помогать слабому;

Как жить в мире, или Можно ли обойтись без ссор;

Легко ли просить прощение;

Когда мы радуемся и когда грустим;

Что значит «милосердие»;

Любовью за любовь;

Что мы будем читать летом.

Конкретные советы даются в рубрике «Рекомендации для занятий в семье», в поурочных описаниях занятий в классе. Таково общее содержание работы за страницами учебника в 3 классе. Однако в дальнейшем оно будет конкретизировано в соответствии с разделами учебника «Окружающий мир».


За страницами учебника (раздел «Радость познания»)

Организуйте путешествие по вашему городу (селу). При подготовке путешествия опирайтесь на советы, данные в этом разделе. Используйте для уточнения маршрута карты, планы, чертежи, путеводители. На основе своих путевых материалов — дневников, зарисовок, фотографий — начните оформление индивидуального или общего «Альбома путешествий».

Побеседуйте с детьми на темы:

1. Как прошло моё лето и что во мне изменилось за прошедший год?

2. Что и почему мне и моему другу (подруге) было интересно на экскурсии в краеведческом (или любом другом) музее?

Проведите праздник «Книга — источник знаний» с участием семей ваших воспитанников. Подготовьте выставку «Моя любимая книга». Проведите фестиваль рассказов о любимой книге.


За страницами учебника (раздел «Мир как дом»)

По возможности организуйте экскурсии в заповедник, ботанический сад для знакомства с природными сообществами, характерными для вашего края. В библиотеке, Интернете подберите дополнительный материал на эту тему. По результатам экскурсии и поисковой работы проведите совместный фестиваль с соседним классом «Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков-современников».

Сделайте для школы стенгазету «Бережём родную землю!». Используйте для оформления материалы экскурсии и фестиваля, свои рисунки, фотографии, стихотворения, загадки, песни.

Предложите родителям организовать вместе с детьми концерт-праздник на тему «Образы природы в старинном и современном декоративно-прикладном, архитектурном и устно-поэтическом творчестве народов нашего края».


За страницами учебника (раздел «Дом как мир»)

Организуйте с помощью родителей по желанию и взаимной договорённости посещения друг друга по правилам гостеприимства народов вашего края.

Посетите краеведческий музей или музей под открытым небом. Познакомьтесь с внутренним устройством старинных жилищ народов вашего края. Смастерите игрушечные жилища и кукол разного возраста для нескольких кукольных семей. Разыграйте кукольную свадьбу по старинным обычаям.

Предложите родителям вместе с детьми приступить к составлению своего родословного древа. Проведите праздники на темы: «Моё имя — моя честь», «Моя фамилия — память об истории рода и Родины».

Организуйте вместе с детьми изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов их семьи к ближайшему календарному празднику.

Проведите конкурсы на темы: «Мой уголок для игры в родном доме», «Народная игрушка — добрая душа», «Школа первой помощи», «Хорошая хозяйка», «Хороший хозяин».

Организуйте совместно с родителями воспитанников праздники «Игры народов нашего края — школа здоровья», «Мудрый учится у мудрого».


За страницами учебника (раздел «В поисках Всемирного наследия»)

По возможности посетите объект Всемирного наследия вашего края. После экскурсии продолжите оформление «Альбома путешествий».

Организуйте встречи с родными, друзьями, земляками, которые могут поделиться с детьми своими впечатлениями об объектах Всемирного наследия России и мира.

Организуйте с помощью современных технических средств заочное путешествие к одному или нескольким объектам Всемирного наследия (по вашему выбору и возможностям).

Предложите детям совместно с родителями побывать в доме-музее вашего земляка, которого они выбрали в качестве своего образца как обладателя лучших человеческих качеств.

Инициируйте составление Списка объектов природного историко-культурного наследия своего края; составление Списка Всемирных духовных сокровищ по согласованию со всеми воспитанниками.






Для любых предложений по сайту: [email protected]