Бытие человека - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Бытие человека - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Цель урока: ввести учащихся в круг изучаемых проблем в курсе «Обществознание» в старшей школе; рассмотреть основные представления о происхождении человека и общества, сложившиеся в культуре, раскрыть особенности духовного, социального и биологического начал в человеке.

Основные понятия: бытие человека, деятельность, духовная сущность человека, игровая деятельность, личность, психика, сущность человека, трудовая деятельность.

План урока:

1. Обзор основных проблем курса «Обществознание» в 10—11 классах, выделение его особенностей и связей с одноименным курсом в 8—9 классах.

2. Представления о происхождении человека и общества.

3. Сущность и бытие человека.

4. Человек как духовное, социальное и биологическое существо.

5. Деятельность человека, ее основные виды.

На разбор материала урока целесообразно запланировать 2 часа учебного времени. Первый час желательно посвятить обзору всего учебного материала по курсу «Обществознание» в 10— 11 классах и его сопоставлению с материалом курса в 8—9 классах (в том случае, если та кой курс преподавался). Если учащиеся изучали обществознание в 8—9 классах по данному учебному комплекту, можно провести урок, посвященный разбору содержания учебника для 10—11 классов и его сопоставлению с учебником для 8—9 классов. В ходе урока учитель последовательно комментирует содержание нового учебника, отвечает на вопросы учащихся.

Полезно обратить внимание старшеклассников на то, что содержание курса «Обществознание» в старшей школе является в значительной мере углублением того учебного материала, который изучался в основной школе.

В связи с этим рекомендуем учителю отдельно выделить темы, которые уже изучались, и новые темы (по ходу на доске можно составить сопоставительную таблицу). Также полезно предложить учащимся записать новые темы, например такие, как «Культура», «Теории развития общества», «Идеология», а также подумать над тем, какие темы могут их особенно заинтересовать, чтобы впоследствии подготовить по ним сообщения или рефераты. В результате такой работы школьники оказываются «погружены» в предмет, лучше вспоминают содержание курса в основной школе и более осмысленно включаются в работу по освоению курса «Обществознание» в старшей школе.

После такого вступления учитель может перейти непосредственно к разбору материала § 1 учебника (§ 1, как и вся глава 1 учебника «Человек в обществе», содержит темы, которые уже изучались в курсе 8—9 классов, но в данном курсе раскрыты более подробно и глубоко). Вначале можно предложить учащимся внимательно прочитать § 1, обращая особое внимание на выделенные понятия, их определения, а также подготовить вопросы с использованием новых понятий.

Второй час урока 1 советуем провести в форме, начав с напоминания учащимся о том, что изучение общества всегда тесно связано с изучением человека.

Мы начинаем познавать общество в семье. Постепенно круг познания расширяется. С возрастом наши представления об обществе развиваются и обогащаются в процессе общения с другими людьми, изучения общественных отношений и участия в них. Идет взаимное влияние человека и общества. Уровень культуры, качества общества формирует, воспитывает каждого человека, живущего в нем. Но и качества каждого человека в совокупности составляют и определяют качества самого общества.

Что первично, а что вторично — общество или человек, что возникло вначале, а что потом, кто «важнее» — личность или коллектив — это «вечные» вопросы, которые по-разному ставятся, обсуждаются и решаются в богословии, философии, науке. Спорить о них можно бесконечно. Наша задача — познакомиться с основными ответами на эти вопросы, сложившимися в культуре, которыми люди руководствуются в своей жизни, в социальных отношениях.

Сделав такое вступление, учитель выделяет основные проблемные темы данного урока:

Сопоставление эволюционного и библейско-религиозного представлений о происхождении человека и общества как наиболее значимых в современной культуре.

Выявление особенностей духовной сущности человека.

При обсуждении пункта 1 «Сопоставление эволюционного и библейского представлений о происхождении человека» заполняется и комментируется следующая таблица:


Эволюционные и религиозные представления о происхождении человека и общества


Эволюционная теория

Религиозное представление (библейское)

Одно или несколько мест происхождения человечества (Восточная Африка, Азия, Европа...)

Точное место происхождения человечества, библейского рая (юг Месопотамии, Междуречье)

Отсутствие единого предка, происхождение человечества из стада человекообразных предков или наличие нескольких предков

Наличие общих предков всех людей — сотворенного Богом Адама и созданной для него жены, праматери всех людей — Евы

Время происхождения человечества точно не определяется: в пределах от примерно 40 тысяч до нескольких миллионов лет назад, по разным оценкам

Точно известное время происхождения человечества, по библейскому летосчислению, чуть более 7500 лет назад

Неопределенные представления о будущем человечества, идея о возможном вечном существовании человечества

Представление о неизбежном окончании истории человечества (Страшный суд), подобном физической смерти отдельного человека


По эволюционной теории «первичным» является общество («человеческое стадо» или сообщество древних людей), в котором человек постепенно совершенствуется в процессе трудовой деятельности, общения, развития мышления. По библейскому преданию, «первичным» является человек — сотворенный Богом Адам и созданная ему затем жена — Ева, от которых в дальнейшем происходит все остальное человечество.

В качестве графического опорного элемента по данной проблеме можно использовать условную объемную модель (схему) «Модель человечества». Для ее изображения надо построить график роста числа людей на Земле во времени: ось — это условное число людей, ось — историческое время. Затем график надо повернуть налево на 90 градусов («поставить» на ось) и вращать вокруг оси времени (ось). Полученная объемная фигура вращения, по форме напоминающая вазочку или куст, деревце, является условной моделью человечества как историко-культурной целостности, графически отражает его существование в историческом времени.


Модель человечества



Данная модель позволяет наглядно представить человечество в пространстве исторического времени как единое целое. Окружность вверху представляет человечество в текущий момент времени. Знак вопроса на пересечении осей обозначает проблему происхождения человечества. Такой же знак может быть поставлен и в верхней части модели будущего человечества. Модель позволяет не только лучше понять различия основных представлений о происхождении человека и общества, но и выявить их взаимосвязь. На ней можно условно пометить человека, группу людей, народ на различном протяжении времени. Эта же модель может использоваться при разборе отдельных вопросов по ряду других тем курса.

При выявлении особенностей следует соотнести с ней те проявления бытия человека, которые выделяют его не только в природе, но и в обществе, т. е. в среде себе подобных. Помимо характеристики духовных качеств человека, обозначенных в учебнике (воля, творчество, совесть и др.), можно выделить мысль о том, что именно духовное начало является ведущим в том, что человек вообще проявляет волю, инициативу, настойчивость в достижении цели, а также оказывается способен к самопожертвованию, тем самым как бы отрицая свои биологические потребности и привязанности ради удовлетворения высшей духовной потребности. Без духовных потребностей человека трудно назвать человеком, они составляют его уникальную особенность.

Это утверждение (в контексте характеристики особенностей и взаимосвязи биологического, социального и духовного начал в жизни человека) можно представить в качестве одного из выводов урока.

Выделение в человеке духовного начала, наряду с биологическим и социальным, выявление особенностей духовной жизни личности и духовной культуры общества потребует от учителя особого внимания еще и потому, что их специфика пока недостаточно обозначена в других обществоведческих курсах. Духовная деятельность часто «растворяется» в бытии человека как социального, общественного существа, духовная культура смешивается с культурой в целом или, напротив, сводится к религии, религиозной культуре. Вкратце специфику духовного начала в человеке можно соотнести с его способностью ставить и решать вопросы о смысле жизни и целях деятельности (ценности, связанные с представлениями о смысле жизни, и сознательное целеполагание, как во внутренней жизни личности, так и во внешней деятельности).

В качестве иллюстрации силы человеческого духа в целях гражданского и патриотического воспитания учащихся целесообразно обращаться к подвигам наших воинов, защитников Отечества в прошлом и в настоящем. Честное исполнение воинского долга, сознательная жертва своим положением в обществе, здоровьем и даже жизнью за Родину, за «други своя», как говорили наши предки, является одним из высших проявлений духовной сущности.

В качестве примера можно привести судьбу летчика Великой Отечественной войны А. П. Маресьева, который был сбит, потерял обе ноги, но нашел силы вернуться на фронт и продолжал сражаться в воздухе, уничтожил еще 7 вражеских самолетов. После войны о его подвиге писатель Б. Н. Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке», а позже по ней был снят одноименный фильм. В своих воспоминаниях незадолго до смерти в 2001 г. А. П. Маресьев рассказывал, что писатель Б. Н. Полевой «облегчил» эту историю. По книге и фильму летчик достаточно быстро вышел к своим, а на самом деле раненый, без крошки хлеба, он ползком добирался до советских частей 18 суток.

Обращаясь далее к понятию , следует особо подчеркнуть, что оно является ключевым при изучении всей первой главы учебника «Человек в обществе», а также выделить значение трудовой деятельности как основы обеспечения и развития социальной жизни человека. В качестве перехода к следующим вопросам по курсу можно обратить внимание учащихся на то, что содержание главы 1 учебника во многом посвящается углубленному рассмотрению основных видов деятельности человека и ее результатов для личности и общества.






Для любых предложений по сайту: [email protected]