Межэтнические и межнациональные отношения - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Межэтнические и межнациональные отношения - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс

Цель урока: раскрыть причинно-следственные закономерности межэтнических и межнациональных отношений различной направленности, рассмотреть взаимодействия этносов в едином государстве, национальной общности.

Основные понятия: государствообразующий этнос, национализм, национальная политика, национальное государство, эти о конфессиональная группа, этнос.

План урока:

1. Основные понятия этносоциологии.

2. Межэтнические и межнациональные взаимодействия.

3. Национальное государство.

4. Этносы в государстве.

5. Национальная политика.

Рекомендуемая форма урока — традиционная: опрос и объяснение нового материала. Организация учащихся на уроке — индивидуально-групповая.

Урок можно построить по двум вариантам.

I. Урок, ориентированный в основном на репродуктивное освоение основных понятий этносоциологии. Главная задача такого урока: обеспечить усвоение учащимися основных научных понятий, характеризующих межэтнические и межнациональные отношения и взаимодействия.

II. (рекомендуется для сильного класса). Урок семинарского типа, с обсуждением процессов межэтнического взаимодействия в формировании и развитии национальных государств с параллельным разбором основных понятий этносоциологии.

При выборе варианта I учитель основное внимание учащихся обращает на последовательное освоение новых понятий и умение оперировать ими. В основном это понятия, связанные с этнической самоидентификацией (самосознание этноса и др.), этническими установками, факторами межэтнического взаимодействия.

При разборе вопроса о национальном государстве следует обратить внимание учащихся на то, что национальные государства, созданные, как правило, на основе определенного государствообразующего этноса, являются формой выражения этнического и национального многообразия человеческого общества и формируют культурно-цивилизационное многообразие мира.

Русский философ Н. А. Бердяев писал: «Можно желать братства и единения русских, французов, англичан, немцев и всех народов Земли, но нельзя желать, что бы с лица Земли исчезли выражения национальных ликов... национальных культур. Такая мечта о человеке и человечестве, отвлеченных от всего национального, есть жажда угашения целого мира ценностей и богатств. Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т. е. национальная, и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечности».

Другое суждение Н. А. Бердяева — «Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих исторических образований в жизни народов» может служить и темой итогового обобщения, и проблемным вопросом (по усмотрению учителя).

Как промежуточный вывод, советуем отметить положение о том, что любое национальное государство строится и развивается с учетом протекания двух конкурентных, разнонаправленных процессов:

1) процесса формирования на основе гражданско-политического единства национальной общности, которую составляют все этнические общности и группы, включенные или включаемые в государство;

2) процесса этнической суверенизации, стремления этносов к выражению своей политической самостоятельности.

При выборе варианта II (проблемный семинар) основное внимание уделяется изучению динамики, условий и особенностей вышеназванных процессов на примере разных этносов и государств.

На освоение учащимися основных понятий и терминов этносоциологии отводится меньшая часть урока, и для этого используются более активные методические приемы, например краткие доклады 2—3 учащихся в качестве обобщения мате риала учебника.

Рекомендуем заранее включить в домашнее задание подготовку конспекта основных понятий по данной теме всеми учащимися, а учителю подготовить раздаточный материал на 1 страницу с кратким схематичным изложением всех основных определений и их соотношений, с которыми учащимся предстоит работать на данном уроке.

Урок следует начать со вступительного объяснения учителя о том, что при ослаблении по тем или иным причинам гражданско-политического единства общества многие (если не все) этносы, этнические группы, составляющие государство, начинают стремиться к суверенизации, надеясь таким способом решить собственные проблемы, в том числе и социальные. Таким образом в стране проявляется тенденция разделения по этническому признаку, сепаратизма.

Осознание этносами своих общих интересов является основой их мирного сожительства и результативного сотрудничества в социальной и политической жизни государства.

Отталкиваясь от этих закономерностей, учитель обращается к разбору процессов формирования гражданской нации, ее взаимодействия с другими нациями, анализу факторов, влияющих на единство и развитие нации.

При этом желательно основное внимание уделить российскому обществу, становлению российской национальной государственности как результату взаимодействия, сочетания интересов, сотрудничества многих этносов, этнических групп на протяжении всей истории нашего Отечества (связь с уроком 12).

В завершающей части урока можно предложить старшеклассникам подумать над следующим заданием: сформулировать принципы межэтнических отношений, способствующие укреплению национального государства с многоэтническим населением, проанализировав следующее рассуждение: «Названия нашего народа и государства — русские, Русь, Россия, россияне происходят от имени маленького варяжского племени. Этого племени уже давным-давно нет, но оно дало название Русскому государству и русскому народу как нации, сформировавшейся из древлян, полян, вятичей и еще десятков, если не сотен племен и народностей, этносов. Исторически Россия является старейшим национальным государством в современной Европе.

Основная черта в традиционно складывавшихся отношениях разных этносов в Русском государстве с древнейших времен — это умение уживаться. Эту черту можно оценить и понять только при сравнении с другими государственными организациями. Так, Рим долго, упорно и беспощадно давил все окружающие его племена. Разделял, чтобы властвовать, устанавливал иерархию граждан разных разрядов... Рождение всякой европейской государственности было связано с долгим периодом борьбы социальных и этнических группировок, князей и монархов, в результате которой возникает «первый среди равных» и устанавливает абсолютизм. В Киеве же древляне и поляне, тюрки и берендеи, варяги и финны уживаются без всяких или почти без всяких столкновений. Войны всех против всех, которая была так характерна для феодальной Европы, на Руси или почти не было, или не было вовсе. Религиозных войн не было вовсе» (на основе материалов книги «Народная монархия» известного в русской эмиграции середины XX в. писателя И. Л. Солоневича).

Далее учитель подводит итог сказанному: ключевыми принципами, которые являются «кодом» межэтнического согласия и сотрудничества во многих странах, в том числе и в России, являются:

1) гражданское равенство этносов в государстве;

2) «умение уживаться» — социально-психологическая установка в сознании людей, составляющих данное общество, выражающаяся в умении сохранять свою культуру, самобытность своего народа, этноса; взаимодействовать с людьми других культурных традиций; находить с ними общие интересы, делать «общее дело»; укреплять и развивать данную установку в сознании всех членов общества.

Эти принципы могут быть обозначены как основные для организации в государстве правильной национальной политики.






Для любых предложений по сайту: [email protected]