Социальная мобильность - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Социальная мобильность - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс

Цель урока: познакомить учащихся с ролью социальной мобильности в развитии общества и экономики страны. Ввести учащихся в круг общих представлений о способах регулирования социальной мобильности, существующих в разных экономических системах.

Основные понятия: социальная мобильность.

План урока:

1. Понятие «социальная мобильность».

2. Социальная мобильность в СССР.

3. Социальная мобильность в современной России.

4. Социальная модель современного российского общества.

5. Психологические последствия социально-экономических изменений.

Так как тема урока во многом связана с историей, целесообразно проводить его в форме лекции с использованием приемов, обеспечивающих интеллектуальную активность учащихся.

Урок начинается с раскрытия понятия «социальная мобильность»: учитель дает его определение, а далее предлагает школьникам воспользоваться знаниями, полученными на уроках истории для того, чтобы ответить на следующие вопросы (желательно вопросы написать на доске):

1. Что такое социальный слой?

2. Что такое социальный класс?

Назовите условия, которые, с вашей точки зрения, необходимы для развития в стране социальной мобильности:

а) когда начался активный процесс перехода людей из одного социального слоя в другой;

б) когда начался активный процесс перехода людей из одного социального класса в другой;

в) с чем было связано развитие процесса социальной мобильности;

г) объясните, почему названные вами условия являются необходимыми для развития социальной мобильности.

На подготовку ответов можно отвести около 3 минут, после чего начинается обсуждение проблемы активного развития социальной мобильности.

Как показывает практика, коллективное обсуждение позволяет установить причины, обусловившие развитие данного явления, а также факторы, способствующие его активизации. В конце обсуждения учителю необходимо обобщить знания, собранные учащимися по крупицам. С этой целью раскрывается содержание первого пункта плана урока «Понятие «социальная мобильность».

С содержанием следующих двух подзаголовков: «Социальная мобильность в России» и «Социальная мобильность в современной России» — учащиеся знакомятся в процессе самостоятельной работы над текстом учебника. Для того чтобы данная деятельность была более осмысленной, учитель предлагает школьникам под готовить ответы на вопросы 3 и 4, данные в конце § 21. На индивидуальную работу отводится около 5 минут, затем дается еще около 1 минуты на обсуждение ответов на вопросы в группах.

Выслушав школьников, учитель может дополнить материал параграфа отрывком из статьи М. М. Горинова «Советская страна в конце 20 — начале 30-к годов» (Вопросы истории. — № 11. — 1990), иллюстрирующим конкретные методы, которыми обеспечивалась социальная мобильность в СССР.


Дополнительные материалы

«В 1930—1931 гг. в ходе кампании по раскулачиванию только в отдаленные районы страны была выселена примерно 381 тыс. «кулацких» семей (средняя семья — 4,8 человека); позднее специальные кампании не проводились, но высылка продолжалась, хотя и в меньших масштабах. «Кулаков» было запрещено принимать в колхозы, на работу в городах. Эти меры только усиливали социальную напряженность в деревне.

Варварские методы осуществления сплошной коллективизации объясняет, пожалуй, ее третья цель. В 1930 г. «по инициативе тов. Сталина чекистам поручается строительство Беломорско-Балтийского канала с использованием преимущественно ручного труда свыше 100 тыс. заключенных, что позволило в 4 раза по сравнению с первоначальными расчетами удешевить строительство. Силами ОГПУ — НКВД (то есть заключенными) были сооружены канал «Москва — Волга», другие объекты, осуществлялись лесозаготовки. Страна все гуще покрывалась сетью лагерей, поселков «спецпереселенцев» («кулаков» и членов их семей). Их надо было наполнять. Вот, очевидно, зачем понадобилось отрывать от земли сотни тысяч хлеборобов.

В результате сплошной коллективизации была создана система массированной перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный.

В сталинской стратегии форсированной индустриализации все отрасли народного хозяйства и сферы общественной жизни подчинялись нуждам промышленного роста, общий рост сельскохозяйственного производства вовсе не требовался. Необходимо было лишь такое переконструирование аграрного сектора, такое повышение эффективности труда в нем, при котором можно было бы, во-первых, уменьшить число занятых в сельском хозяйстве пропорционально спросу на рабочую силу в промышленности; во-вторых, поддерживать при меньшем числе занятых производство продовольствия на уровне, не допускающем длительного голода; в-третьих, обеспечивать снабжение промышленности незаменяемым техническим сырьем.

Решение этих задач коллективизация обеспечила. В середине 30-х годов положение в аграрном секторе стабилизировалось. В 1935 г. отменили карточную систему. В течение 30-х годов из сельского хозяйства высвободилось 15—20 млн человек, что позволило увеличить численность рабочего класса с 9 до 24 млн. человек».

Затем учитель раскрывает содержание двух последних пунктов плана «Социальная модель современного российского общества» и «Психологические последствия социально-экономических изменений». Для обеспечения интеллектуальной активности школьников во время объяснения учитель может предложить им выполнить задание 2 к § 21 (лучше вопросы задания записать на доске). В конце урока учащиеся сверяют свои ответы с текстом учебника. Так как времени обычно на обсуждение выполненной работы не остается, то его можно провести на следующем уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]