Идеология - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Идеология - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Цель урока: познакомить учащихся с функциями идеологии в духовной сфере жизни общества и научить идентифицировать основные типы идеологии по признаку мировоззренческого основания, обсудить основные тенденции в духовной жизни современного российского общества.

Основные понятия: идеология, мировоззрение, пропаганда.

План урока:

1. Что такое идеология?

2. Анализ основных типов идеологий по мировоззренческому основанию.

3. Идейные течения в истории России.

4. Основные тенденции в духовной жизни современного российского общества.

Рекомендуемая форма урока — традиционный комбинированный урок.

В начале урока целесообразно установить место идеологии в духовной сфере жизни личности и общества, объяснить связи идеологии с философскими и религиозными мировоззрениями, а также с другими феноменами духовной культуры — моралью, искусством, образованием и наукой.

После уяснения основных понятий, целей, форм и функций идеологии в общественной жизни можно перейти к обобщающему аналитическому исследованию мировоззренческих основ различных идейных течений. Эта работа является в определенном отношении итоговым повторением по тематике мировоззренческих феноменов духовной культуры.

В качестве опорного графического элемента можно использовать схему «Основные типы мировоззрений».

Часть подразделений на схеме обозначает конкретные мировоззрения, другая часть — множество мировоззрений определенного типа и соответствующие им идейные течения, направления. Но учителю следует помнить, что никакая схема не в состоянии охватить все разнообразие существующих в культуре мировоззрений и соответствующих им идеологий.


Основные типы мировоззрений



Данная схема может служить «фоном» для рассмотрения развития идеологии в истории духовной культуры.

Особое внимание рекомендуется уделить четкому усвоению школьниками основных отличий идеологических установок Российского государства на разных этапах истории российского общества (по учебнику).

Обсуждение идеологической борьбы в современном российском обществе, а также правовых и моральных правил ее ведения можно сопроводить таким высказыванием О. де Бальзака: «Идеи могут быть обезврежены только идеями».

В конце урока желательно проследить связь темы урока с предыдущей и последующей темами. В связи с этим можно обратить внимание учащихся на особую значимость в духовной жизни общества символики — религиозной, партийной, государственной и др. Так, вся мировая культура буквально пронизана религиозным символизмом. Или другой пример: одна политическая организация в России устроила мероприятие в связи с годом Змеи. Из приглашенных православных и мусульманских религиозных деятелей пришли единицы. Устроители «забыли», что в символике библейских религий и национальных культур, в которых эти религии являются традиционными, образ змеи в целом отрицательный. Ведь даже в русских сказках Змей Горыныч — источник зла, хитрости и коварства. И следовательно, навязчивая реклама года Змеи для христиан или мусульман в России неприятна.

Зависимость идеологии и морали (связь с уроком 26) можно проиллюстрировать (в сильном классе), анализируя следующие суждения русского писателя М. П. Арцыбашева: «Человека обряжали в плащ индивидуализма, надевали хитон христианина, совали ему в руку красный флаг товарища, пускали голяком анархистом на оголенной земле, а он, одетый и голый, равно упорно оказывался если не зверь зверем, то свинья свиньей... Вся история человечества — история гибели мучеников и героев, и каждая эпоха — расцвет торжествующей пошлости. Лучшие люди, те, которым молится человечество, гибнут и гибнут, а по их трупам идет многоголовое человеческое стадо».

По данному тексту можно обсудить с учащимися следующие вопросы:

1. Есть ли в этих суждениях «зерна истины»?

2. Могут ли эти идеи, такие слова подвигнуть кого-то к самопожертвованию в общественной жизни?

Воспитательный вывод урока можно дать словами Ф. М. Достоевского: «Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?»






Для любых предложений по сайту: [email protected]