Государство в политической системе - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Государство в политической системе - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: дать учащимся представление о государстве как основном институте политической системы.

Основные понятия: государство, суверенитет государства.

План урока:

1. Государство и общество.

2. Понятие «государство» в современной политической науке.

3. Роль государства в политической системе.

Оптимальной формой данного урока может быть сочетание лекции учителя с беседой и самостоятельной работой учащихся с текстом учебника.

Поскольку понятие «государство» уже знакомо учащимся из курсов истории и обществоведения, то целесообразно начать урок с беседы, в ходе которой можно дополнить имеющиеся представления новыми. С этой целью можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

1. Когда государство выделилось из общества?

2. Какие причины обусловили появление государства?

3. Какие теории происхождения государства вам уже известны?

Дополняя ответы учащихся, учитель приводит сведения о некоторых наиболее распространенных теориях возникновения государства.

Раньше других зародилась теория возникновения государства. Идеи его божественного происхождения выдвигались уже в Древнем Египте, Иудее, Вавилоне. Однако особенно широкое распространение они получили в Западной Европе в эпоху раннего Средневековья. В этой связи уместно упомянуть о теории «двух мечей», основной смысл которой состоял в утверждении приоритета духовной власти перед светской. Согласно этой теории, основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Другой они вручили государям, дабы те вершили земные дела. Это указывало на то, что нет власти иной, как от Бога. Одним из наиболее ярких идеологов теологической теории был средневековый философ Фома Аквинский. Он родился в 1225 г. на о. Сицилия и принадлежал к знатному феодальному роду. Образование Фома Аквинский получил в доминиканском монастыре, а затем в Неаполитанском университете. Его многочисленные трактаты — это гимн созданному Богом универсальному порядку, частью которого является государство.

Рассказывая о теории, которая объясняет возникновение государства разрастанием семьи, можно привести факт о том, что сравнительно недавно ученые, изучая жизнь отдельных племен североамериканских индейцев, пришли к выводу, что государственные органы у них создавались по аналогии с семейными.

О теории происхождения государства в результате одних людей над другими учащимся уже известно. В дополнение к этому можно также рассказать и о теории, корни которой уходят в эпоху рабовладения. Эта теория получила развитие в конце XIX — начале XX в. и стала основой фашистской идеологии. В ее основе лежат взгляды о физическом и психологическом превосходстве отдельных человеческих рас, в результате установления господства которых над низшими расами и возникает государство.

Наиболее распространенной сегодня является теория, согласно которой возникновение государства — это результат действия объективных процессов экономического развития общества. Внимание учащихся можно привлечь к высказываниям идеологов этой теории — Ф. Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина. Вот что об исторической судьбе государства писал в одной из своих работ В. И. Ленин: «История показывает, что государство, как особый аппарат принуждения людей, возникало только там и тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы... До деления общества на классы не существовало и государства».

Далее следует отметить, что общественно-историческая практика действительно подтвердила тот факт, что по мере развития хозяйства возникала объективная необходимость защиты и обеспечения интересов экономически господствующих классов.

В завершение этой части беседы уместно предложить учащимся выполнить следующие задания:

1. Назовите факторы, объективно повлиявшие на возникновение государств, которые были абсолютизированы в отдельных теориях происхождения государства.

2. Приведите примеры, когда в повседневной жизни человек сталкивается с государством.

3. Что составляет сущность общества как явления? Приведите примеры, когда человек сталкивается с обществом.

4. Объясните, что общего в понятиях «общество» и «государство» для рядового гражданина.

Следующий этап работы связан с выяснением то го, почему для политической науки столь существенно разграничение понятий «общество» и «государство». Разбирая данный вопрос, рекомендуем обратиться к тексту учебника, предложив классу выполнить следующие задания:

1. Найдите в тексте ответ на вопрос, как толкуется понятие «государство» в современной политологии, и процитируйте его.

2. Какие характеристики государств особенно существенны с точки зрения современной политической науки? Свой ответ объясните.

Центральный вопрос урока о роли государства в политической системе лучше раскрыть в ходе лекции, по материалам которой учащиеся должны составить опорный конспект.

Начиная лекцию, следует записать на доске ее ключевые слова: суверенитет внутренний и внешний, ресурсы воздействия государства на общество. А по окончании следует предложить учащимся на основе составленного ими опорного конспекта дать письменное резюме по теме лекции.

— Любому обществу присущи разнообразные противоречивые интересы наций, классов, социальных слоев. И первые формы государства действительно были орудием политической власти одного класса над другим, особым механизмом поддержания отношений господства и подчинения. Именно поэтому трудящимся государство казалось общественным злом. Сегодня в развитых странах, несмотря на сохраняющуюся социальную неоднородность, классовые интересы приглушены. Наблюдается установление определенной стабильности в обществе, отчего государство служит уже не только тем, кто владеет средствами производства, но и всем остальным гражданам, предопределяет их ведущее место в политической системе страны.

— Особое место и роль государства в поддержании порядка в обществе прямо связаны с его отличительной чертой — суверенностью. Суверенитет государства — это верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и независимость от других государств во внутренних и внешних делах. Различают внутренний и внешний суверенитет государства. Внутренний суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны или неограниченность ее ничем, кроме Конституции и законов. Независимость государственной власти заключается в исключительном праве государства на принятие законов и других нормативно-правовых актов, обязательных для всех членов общества. Государство вправе отменить решение любой власти, если оно противоречит государственным интересам, выраженным в Конституции и федеральных законах. Внешний суверенитет государства означает полную самостоятельность и независимость от иностранных держав или международных организаций, соблюдение принципов равноправия в международных отношениях.

— 12 июня 1990 г. была принята Декларации о государственном суверенитете РСФСР, которая восстановила суверенитет России.

— В руках современного Российского государства сосредоточены разнообразные ресурсы, позволяющие воздействовать на общество и его институты: органы государственной власти; профессиональный аппарат, предназначенный для управления обществом; монополия на издание законов; государственная собственность.

В завершающей части урока целесообразно вновь вернуться к определению понятия «государство», приведенному в учебнике, и предложить учащимся попытаться дополнить его с учетом проведенного обсуждения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]