Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Политические режимы: прошлое и настоящее - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс
Цель урока: углубить представления учащихся об основных признаках политического режима и на их основе сформировать оценочные суждения о характере политического режима в современной России.
Основные понятия: демократический режим, легитимность, политический режим.
План урока:
1. Признаки политического режима.
2. Разновидности политических режимов.
3. Характеристика политического режима современной России.
По форме данный урок может быть сочетанием рассказа учителя, фронтальной беседы и самостоятельной работы учащихся с текстом и заданиями учебника.
Начать урок можно со следующего задания:
— Представьте, что вы приехали в неизвестную вам страну. Вам надо получить представление о ее политическом режиме. Ограничение одно — вы не можете об этом прямо спросить граждан данного государства. Как можно на основе косвенной информации получить правильный ответ?
Чтобы учащиеся лучше справились с заданием, посоветуйте им вспомнить определение политического режима, для чего можно
использовать текст § 46, где содержится следующее утверждение: «Политический режим — это совокупность методов, средств и способов практического осуществления государственной власти в конкретный период его исторического развития». Из этого следует, что анализу должны подлежать те методы и средства, с помощью которых государственная власть реализует свое верховенство.
Далее логично перейти к характеристике признаков, по которым можно определить доминирующий тип политического режима. Знакомство с ними можно провести в ходе чтения соответствующего фрагмента § 46. Советуем предложить учащимся одновременно с чтением сформулировать вопросы, ответы на которые дают представление, во-первых, о легитимности политической власти, во-вторых, о правовом положении человека в государстве и, в-третьих, об организации политического устройства общества.
Учащимся уже известны основные типы политических режимов. Чтобы вызвать их интерес к дальнейшим размышлениям, можно предложить подумать над следующим вопросом:
— Что, по вашему мнению, имел в виду американский политолог В. Остром, говоря, что если демократия действительно занимает существенное место в развитии человеческой цивилизации, то роль народа в управлении обществом должна основываться на чем-то большем, чем просто голосование на выборах?
В дополнение к материалу § 46 учитель может подробнее остановиться на сильных и слабых сторонах демократии. Так, к сильным сторонам следует отнести существование прямой демократии, позволяющей народу самому осуществлять политическую власть, дающей ему по сравнению с представительной демократией больше возможностей для участия в политическом процессе и таким образом обеспечивающей большую легитимность политической власти. Слабыми сторонами считают стойкое нежелание большинства граждан заниматься политикой; низкую эффективность решений, принимаемых непрофессиональным большинством. Представительная демократия позволяет принимать более эффективные решения.
Характеризуя разновидности недемократических режимов, можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу:
Признаки тоталитарного и авторитарного политических режимов
Линии сравнения |
Тоталитарный режим |
Авторитарный режим |
Степень государственного контроля над общественной жизнью |
Абсолютная, всеохватывающая |
Не абсолютная, но достаточно жесткая |
Степень государственного контроля над экономикой |
Полный монопольный контроль над экономикой |
Преобладающий, но не полный |
Наличие идеологии |
Одна официальная идеология |
Допускается политический плюрализм, имитация многопартийности |
Способ формирования государственной власти |
Бюрократический, закрытый, недоступный для контроля со стороны народа |
В результате выборов формируются представительные органы власти, роль которых ограничена |
Доминирующий метод государственного управления |
Насилие, принуждение, террор |
Командные, административные |
Положение в области прав и свобод граждан |
Права и свободы грубо нарушаются |
Права и свободы провозглашаются, но реально не обеспечиваются |
Степень централизации государственной власти |
Абсолютная, находится в руках диктатора |
Власть концентрируется в центре и на местах |
Исходя из признаков того или иного режима, можно оценить политическую действительность современной России. В этой связи уместно обсудить и дать оценку эффективности таких демократических институтов, как:
1) выборы и референдумы;
2) многопартийность;
3) политическая оппозиция;
4) разделение властей;
5) система «сдержек и противовесов» между тремя ветвями власти;
6) гласность;
7) права человека;
8) деятельность Уполномоченного по правам человека.
В дополнение к материалу учебника остановимся на проблеме прав человека, реализация которых считается одним из признаков демократического политического режима. Падение жизненного уровня населения в результате проводимых реформ, заметный рост преступности, неистребимая коррупция и криминализация представителей власти — все это свидетельства неспособности власти обеспечить защиту человека, несмотря на заявленный приоритет прав и свобод личности.
Большие надежды в этом плане обычно возлагаются на институт Уполномоченного по правам человека (в России), или омбудсмена. Этот институт своими корнями уходит в прошлое. Должность омбудсмена появилась впервые в Швеции во время правления короля Карла XII. Омбудсменом называли человека, который должен был следить за деятельностью судей, за тем, как и какие дела они разбирают, а затем докладывать королю. Позднее эта должность была заимствована другими государствами — Англией, Данией, Канадой, Норвегией, Финляндией и многими другими странами.
С 1997 г. в России также начал действовать институт Уполномоченного по правам человека. В Законе РФ «Об Уполномоченном по правам человека» говорится, что эта должность учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан. Уполномоченный по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав граждан России, совершенствованию законодательства Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Закон устанавливает широкие прерогативы Уполномоченного по правам человека. Рассматривая жалобы граждан, он вправе запрашивать и проверять любые сведения и документы, беспрепятственно посещать любые государственные органы.
О том, оправдались ли надежды граждан на этот демократический институт, есть самые разные мнения. Целесообразно спросить об этом и учащихся.
В завершающей части урока можно обратиться к приведенным в § 46 точкам зрения о политическом режиме современной России и предложить учащимся в свободной дискуссии высказать свое мнение.