Рынок труда - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Рынок труда - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о трудовых правоотношениях, рынке рабочей силы, сущности безработицы и ее особенностях в Российской Федерации.

Основные понятия: безработица, безработные, занятость, заработная плата, прожиточный минимум, рынок труда, служба занятости, социальная защита, трудовые правоотношения.

План урока:

1. Содержание и состав участников трудовых правоотношений.

2. Что представляет собой рынок рабочей силы?

3. Безработица, ее основные виды.

4. Организации, помогающие безработным в поисках работы.

5. Заработная плата и прожиточный минимум.

6. Социальная защита работников.

Урок может проходить в форме консультации, в процессе которой учитель поясняет отдельные понятия, связанные с темой урока.

Начать урок целесообразно с понятия, которое во многом объясняет политико-правовую основу самой возможности социальной защиты граждан. В своей основе это характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства и предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Если государство имеет статус социального, это означает, что оно служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму проявления социальной несправедливости, неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном Законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ 1993 г. (ст. 7) провозглашает, что «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают, как минимум, следующие конституционные обязанности Российского государства:

— охранять труд и здоровье людей;

— обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

— устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

— развивать систему социальных служб;

— устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Нерешенной проблемой остается социальная защита русскоязычных граждан бывшего СССР, оказавшихся в период распада Союза ССР за рубежами России. В этом отношении примером может служить Швейцария. В соответствии с конституцией в Швейцарии приняты законодательные акты, позволяющие решать конкретные проблемы швейцарцев, проживающих в других странах, защищать их права и интересы. Специальным законом им было предоставлено право голоса на федеральных выборах. Государство финансирует работу шестнадцати швейцарских школ за рубежом. Для всех зарубежных швейцарцев предусмотрена возможность социального страхования в Швейцарии. Федеральным властям предписано также оказывать необходимую безвозмездную помощь нуждающимся соотечественникам в других странах.

Следующее понятие, которое необходимо разобрать на уроке, — Это одно из конституционных экономических прав человека (или только гражданина) в ряде государств. В социалистических странах право на труд понималось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера. В немногих демократических странах, где это право закреплено конституционно (Италия, Болгария и др.), оно не имеет четкого юридического содержания и означает лишь обязанность государства заботиться о создании соответствующих условий для обеспечения всех желающих трудиться рабочими местами. Конституция РФ 1993 г., как и большинство новейших конституций, говорит не о праве на труд, а о свободе труда.

Отметим в связи с нормой права на труд один немаловажный нюанс отношения к труду в недалеком прошлом нашей страны и в условиях рыночной экономики. При советской власти труд не являлся товаром. Считалось, что если труд не продается и не покупается, то автоматически исчезает эксплуатация человека человеком. И мало кто заметил, что эта идея разрабатывалась в неразрывной связи с идеей отмены денег. Но деньги отменить не удалось, а труд так и не стал «товаром». В результате лишенные возможности поторговаться по поводу условий труда граждане оказались в жесткой, полурабской зависимости от государства-работодателя. Каждый взрослый должен был иметь работу. Вести праздный образ жизни, т. е. не работать, запрещалось. Приходилось соглашаться на любую, даже самую маленькую, зарплату, потому что отказ от работы квалифицировался как тунеядство и карался в административном порядке.

На самом деле азами экономической науки считается то, что в условиях денежного обращения труд не может не быть товаром. В данных условиях он главный товар. И владелец этого товара, работающий человек, вправе продать свой труд за ту цену (зарплату, доход), которая его устраивает. Он имеет полное право торговаться с работодателем, ставить свои условия, бороться за повышение зарплаты, обращаться за помощью в профсоюз, бастовать, увольняться по первому желанию и т. д. Так, собственно, и обстоит дело в демократических странах с рыночной экономикой.

Следующее понятие, которое требует небольшого пояснения. В ряду признанных мировым сообществом прав человека оно одно из основных. В конституциях ряда стран (в основном постсоциалистических) оно формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности и т. д. Например, в Российской Федерации право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ. Оно гласит: «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». В других государствах это право формулируется достаточно редко, а в конституциях стран англо-саксонской системы права вообще не встречается, что не означает отсутствия в этих странах системы социальной защиты.

Что такое государственная пенсия? Это пособие, выплачиваемое гражданину из государственных фондов социального обеспечения. Устанавливаются два вида государственных пенсий: трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, вместо трудовой устанавливается социальная пенсия. Она выплачивается инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам, достигшим 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет.

Учащимся, многие из которых могут столкнуться по окончании школы с проблемами трудоустройства, небесполезно узнать конкретные детали процедуры регистрации безработных. Приведем выписки из постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Порядок регистрации безработных граждан»:

«15. Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения органов по вопросам занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

16. Безработными признаются граждане, которые трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия органами по вопросам занятости решения о признании его безработным.

17. Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

не достигшие 160-летнего возраста;

которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

18. Граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их безработными, имеют право на повторное обращение в органы по вопросам занятости через две недели со дня посещения, установленного органом по вопросам занятости для решения вопроса о регистрации их безработными».






Для любых предложений по сайту: [email protected]