Познание общества - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Познание общества - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс

Цель урока: изучить разные подходы к познанию общества; выявить пути, возможности и ограничения социального познания; познакомить школьников с научным понятием «система».

Основные понятия: общество, нация, социальное познание, социология, сферы общественной жизни.

План урока:

1. Особенности социального познания.

2. Общество в статике — виды общественных объединений.

3. Общество в динамике — системное описание общества.

4. Практическая и теоретическая социология.

5. Возможности и ограничения в социальном познании.

Оптимальная форма урока по данной теме — комбинированная: лекция с элементами беседы.

Вначале учитель может дать краткий комментарий наиболее общего определения понятия «общество». Методически важно зафиксировать в сознании школьников два под хода к изучению общества:

подход первый — это изучение строения и состояния общества в данный момент времени (используется объемная «Модель человечества», где современное общество — это верхний, «растущий» слой «куста» или «деревца»);

подход второй — это изучение процесса развития общества во времени, в истории (в «Модели человечества» это весь остальной объем «деревца»).

Важно уточнить, что оба подхода применимы как ко всему человечеству в целом, гак и к любым историческим общностям, народам, социальным группам в отдельности. К данному логическому этапу полезно будет вернуться в конце урока, проведя связь между тематикой уроков 7 и 10—11.

При изучении строения и состояния общества в конкретный момент времени (взгляд на объемную «Модель человечества» не сбоку, как она нарисована на доске, а сверху — на ее окружность) обычно рассматриваются сферы общественной жизни и виды общественных объединений.

При этом учителю следует четко обозначить два деления общественной жизни: 1) на духовную и материальную сферы и 2) на сферы общественной жизни по модели деления, реализованной в учебнике.

В духовной сфере жизни общества реализуются уникальные, духовные способности человека — стремление к истине, познанию, благу, красоте. Здесь находят свое выражение различные религиозные и философские идеалы, которые отдельные люди или общественные объединения (религиозные, политические и иные) выражают, пропагандируют в обществе. Это мировоззрения, идеологии, планы социальных преобразований или духовного развития личности, этноса, общества. К духовной жизни общества относятся: наука, прежде всего в части научного познания окружающего мира; искусство, художественное творчество, т. е. все виды деятельности и соответствующие учреждения, в которых люди действуют, ставя перед собой духовно осмысленные цели, не исчерпывающиеся удовлетворением элементарных материальных нужд или самых простых социальных потребностей.

Материальная сфера жизни общества ориентирована прежде всего на удовлетворение биологических потребностей человека (связь с уроком 1), а также многих социальных потребностей людей. В частности, она направлена на достижение необходимого уровня общественного благосостояния, обеспечение безопасности, сохранение здоровья людей, создание благоприятных материальных условий для жизни и деятельности.

Для наглядного изучения строения общества в статике используется схема «Виды общественных объединений», которая помещается на доске и (или) дается каждому учащемуся как раздаточный материал.


Виды общественных объединений



Центральным понятием на этой схеме является понятие Родовые объединения.

На усвоение учащимися правильного понимания этого понятия рекомендуется обратить особое внимание. Народы, исторические нации творят историю, создают неповторимые типы национальных культур, цивилизаций.

Также имеет смысл обратить внимание учащихся на элемент схемы, представляющий человечество. Человечество на Земле одно, поэтому оба понятия человечества — как родового и как социального объединения обозначены на схеме в одной ячейке.

Важно отметить, что, хотя семью в теоретической социологии часто рассматривают в связи с понятием, взаимодействие людей в семье не сводится к социальным отношениям. Сущность семьи заключается прежде всего в том, что она является родовой основой человечества, обеспечивает его биологическое воспроизводство.

О учащиеся уже могли слышать ранее на уроках обществознания в основной школе. Если нет, то краткое определение социальных групп, данное на этом уроке, будет способствовать его лучшему усвоению в дальнейшем, при изучении теоретической социологии.

К обсуждению схемы можно добавить (в форме информации или вопроса с последующим ответом), что, помимо обозначенных подразделений в обществе, есть и другие, например религиозные объединения, в которых люди сознают свое сущностное единство не только с живущими ныне людьми, но и с Богом, духовными сущностями, своими предками за пределами земной жизни. Так, по учению христианской Церкви, у Бога «все живы», поэтому, например, умерших называют «усопшими» — как бы уснувшими до определенного времени. В некоторых других религиозных традициях приняты подобные представления о том, что умершие предки живут в другом мире или мирах и могут общаться с людьми на Земле.

При рассмотрении общества в динамике можно обратить внимание учащихся на то, что большую часть наших социальных отношений и связей мы, находясь в круговороте повседневных дел, даже не осознаем, вспоминаем о них неожиданно, внезапно. Например, приходит сообщение, что надо вернуть книгу в библиотеку; или звонят друзья и приглашают вместе провести выходные; выясняется, что вечером должны приехать дальние родственники, и т. д. К тому же на наше внимание «претендуют» разные идеологии, политические партии, производители тех или иных товаров. Важно научиться осмысленно «фильтровать» всю поступающую информацию, сознательно выбирая разумную линию поведения.

При изучении особенностей практической и теоретической социологии в качестве эпиграфа к этой части урока можно использовать слова французского философа Дени Дидро: «Мой читатель, читая меня, неизменно помни, что природа — не Бог, человек — не машина, гипотеза — не факт, и будь уверен, что если ты усмотришь в моей книге что-нибудь противоречащее этим принципам, значит, ты меня совсем не понял во всех этих местах». Д. Дидро считается философом-материалистом, однако и он определенно указывает на принципиальные отличия познания природы от познания общества, что важно для раскрытия сущности, возможностей и ограничений социального познания. Здесь можно провести связь с уроком 2 и напомнить учащимся, что человек имеет возможность познавать жизнь общества во всей полноте, но для этого он должен использовать все виды и направления познания, изучать не только общество, но и природу, и самого себя.

Завершая урок, целесообразно обратиться к российскому обществу, при этом можно обсудить одно из заданий «Практикума» к данному уроку, в котором идет речь об особенностях традиционного отношения россиян к верховной власти — изначально моральном и только потом — юридическом.

В связи с этим заданием можно поставить ряд проблемных вопросов. Например, если отношение власти и народа в нашем обществе традиционно определяется прежде всего нравственно, а не юридически, то отсюда, при низких моральных качествах власти или общества, очевидно, недалеко и до тиранства со стороны власти или в другом случае — раболепия народа перед властью. Это может выражаться также в пассивности общества перед произволом чиновников, в некритическом отношении к официальной пропаганде. Вопрос состоит в том, что должно делаться сегодня, чтобы утверждать в нашем обществе не раболепный «восторг от начальника» или равнодушие к общественной жизни, а высоко духовное, сознательное, ответственное отношение к своему обществу и государству. Что должны делать для этого граждане, а что — власть на разных уровнях?

Эти проблемные вопросы, относящиеся к нашему обществу, и их обсуждение могут завершить урок (дополнительный материал по данной теме целесообразно дать в дальнейшем при р аз боре § 12.






Для любых предложений по сайту: [email protected]