Типология обществ - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Типология обществ - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация», «техногенная цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «теократия», «секуляризация», «социальный контракт»; ознакомить с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок - деловая игра.

Ход урока

I. Организационный момент

- Каковы основные уровни рассмотрения общества? У каждого исторического типа общества есть какие-то общие характеристики, по которым ту или иную общность людей можно отнести к определенному историческому типу общества. Разные ученые, размышляя на эти темы, определяют различные существенные признаки. Большинство исследователей считают, что решающую роль здесь играют:

- отношение людей к природе;

- отношение людей к друг другу;

- система ценностей и жизненных смыслов.

Тема урока: «Типология обществ». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Традиционное общество.

2. Становление индустриального общества.

3. Индустриальное общество как техногенная цивилизация.

4. Современное общество в зеркале цивилизационного опыта.

5. Восток и Запад в диалоге культур.


II. Новый материал

Представьте себе, что мы присутствуем на заседании «круглого стола» в университете. Тема заседания: «Типология обществ». Вы все специалисты узкого профиля, и ваша задача - как можно доступнее познакомить остальных участников «круглого стола» с современными взглядами на типы обществ.

Группа 1, работая с п. 1 § 11-12, дает характеристику традиционному обществу.

Группа 2, работая с п. 2 § 11-12, дает характеристику индустриальному обществу.

Группа 3, работая с п. 3, 4 § 11-12, дает характеристику техногенной цивилизации.

Группа 4, работая с п. 5 § 11-12 и дополнительным материалом, дает характеристику современной цивилизации.

План ответа

1. Отношение представителей данного типа общества к природе.

2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.

3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.

Вопросы к группе 1

1. Какие цивилизации охватывает понятие традиционного общества?

2. Что является основой жизнедеятельности человека в традиционном обществе? Опишите особенности труда людей на данном этапе развития человечества.

3. Каковы были взаимоотношения человека и природы на данном этапе? Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

4. Что вы можете сказать о взаимоотношениях между людьми в традиционном обществе?

5. Что такое «внеэкономическое принуждение»?

6. Каковы последствия подобных отношений между людьми. При ответе опирайтесь на примеры из всеобщей истории.

7. Какие ценности формируются на данном этапе развития людей?

8. Прокомментируйте приведенный факт с точки зрения ценностей традиционного общества.

9. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек» и «личность» в традиционном обществе.

10. Каким было отношение к традициям?

11. Чем определялся социальный статус человека в традиционном обществе?

12. Поясните поговорку того времени: «На роду написано».

13. Охарактеризуйте повседневную жизнь традиционного общества.

14. Охарактеризуйте политическое устройство государств на этапе традиционного общества. Попытайтесь обосновать сильную власть правителей и покорность населения.

15. Какова роль церкви на данном этапе развития человечества?

16. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.

Дополнительный материал для группы 1

Существует одна средневековая норманнская легенда о благородном воине, который, путешествуя по Европе, совершил много славных подвигов. Однажды поиски приключений занесли его в замок благородного господина на юге Франции. В гостеприимном замке викингу понравилось множество вещей и драгоценностей. После обильного застолья в его честь, когда все улеглись спать, благородный викинг собрал все приглянувшиеся ему вещи и покинул гостеприимный замок. Но в дороге его начала мучить совесть. Воин решил, что он поступил неблагородно и бесчестно по отношению к радушному хозяину. Тогда он вернулся в замок, разбудил хозяина, вызвал его на поединок, убил, забрал драгоценности и с чистой совестью отправился искать новых приключений.


Вопросы к группе 2

1. Перечислите и охарактеризуйте предпосылки, которые сформировали новый тип цивилизационного развития - индустриальное (капиталистическое) общество.

2. Как отвечал на заданный вопрос К. Маркс?

3. В чем видел истоки «духа капитализма» М. Вебер?

4. Что такое, с его точки зрения, «цивилизованный капитализм»?

5. Охарактеризуйте взгляды французского историка Ф. Броделя на предпосылки капитализма.

6. Как вы считаете, кто из перечисленных мыслителей наиболее точно указал на предпосылки складывающегося индустриального общества.


Вопросы к группе 3

1. Какое определение можно дать индустриальному обществу?

2. Чем вызвано стремительное развитие индустриального общества?

3. Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества - как прогресс («стрела времени»)?

4. Почему некоторые исследователи называют данный период развития общества «техногенной цивилизацией»?

5. Как изменяется место человека в системе общественного производства?

6. Какова роль науки на данном этапе?

7. Охарактеризуйте качество жизни человека в индустриальном обществе.

8. Охарактеризуйте взаимоотношения человека и природы на данном отрезке исторического пути.

9. Что такое «секуляризация общественного сознания»? Какие последствия имеет этот процесс для человека?

10. Охарактеризуйте экономические отношения между людьми в индустриальном обществе.

11. Проанализируйте эти взаимоотношения: что вам кажется справедливым, а что - нет?

12. К каким последствиям приводит разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности?

13. Какую высшую ценность дарует индустриальное общество человеку?

14. Можно ли отождествлять цивилизованный капитализм с обогащением любой ценой?

15. Опишите изменения, которые происходили в бытовых условиях человека индустриального общества.

16. Какие политические тенденции наблюдаются на данном отрезке времени?

17. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.


Вопросы к группе 4

1. Охарактеризуйте контуры современного общества.

2. Сформулируйте тезисы на тему: «Информационное общество: «за» и «против».

3. Г. Спенсер считает, что с появлением компьютера человек утрачивает представление о себе как о единственном разумном существе, так же как с открытием Коперника и Галилея он перестал осознавать себя центром Вселенной, а с появлением теории Дарвина пошатнулся миф о человеке как о венце божественного творения. Согласны ли вы с этим утверждением? Свою точку зрения обоснуйте.

Дополнительный материал для группы 4

Информационное общество

Представьте себе город будущего. Парки, озера, клумбы, кристально чистый воздух. Индивидуальные машины находятся за городом. Под улицами размещены кабельные сети, обеспечивающие всевозможные виды коммуникаций. Отпала надобность в деловых поездках. Вся необходимая информация поступает на домашний экран. Денежные расчеты осуществляются с помощью банковских карточек. Когда эти карточки используются для оплаты, машины автоматически переводят любую сумму с одного банковского счета на другой. Люди носят при себе специальные радиоустройства, через которые автоматически вызываются полиция и скорая помощь. Дома снабжены сигнальными системами на случай пожара. Преступность канула в прошлое, уличных ограблений не происходит, тем более что люди не носят при себе наличность. Произошли большие изменения и в политической жизни. Активный обмен информацией, учет множества мнений привели к формированию единой политической платформы для всех партий и социальных групп. Наступила эпоха невиданной демократии - такую картину будущего рисует американский социолог Дж. Мартин.

Решающее значение в переходе к такому обществу и в самой его жизнедеятельности приобретают информационные процессы, новые способы получения, хранения, распространения информации.

Информация (от лат. разъяснение, изложение) - это некоторые сведения, совокупность каких-либо данных. Ученые под информацией понимают не только слово или математический знак, а любой сигнал - шум прибоя, гудок локомотива, шелест листьев; даже пауза, безмолвие оцениваются ими как информация. Потребность выразить и запомнить информацию привела к возникновению речи, письменности, изобразительного искусства, книгопечатания, телеграфа, радио, телевидения. Наконец, были изобретены ЭВМ, предназначенные специально для автоматической обработки информации. Они помогают «справиться с информационным взрывом» - явлением, возрастающим по восходящей линии. Например, объем всех научных публикаций за один 1985 г. превысил все то, что было издано в период между эпохой Возрождения и 1976 г:, т. е. за 500 лет.

В индустриально развитых странах люди уже сейчас подвергаются потоку информации, в два с лишним раза превосходящему нормативную способность человека к ее усвоению. Современная компьютерная техника позволяет производить вычисления, различные логические операции со скоростью, во много раз превышающей возможности человеческого мозга и с гораздо меньшими затратами. В 1952 г. 1 млн. операций занимал 10 минут и стоил 300 долл. В 1986 г. для этого требовалось полсекунды и 0,06 долл. Сейчас еще меньше. Все это позволяет говорить о том, что мир находится у истоков «компьютерной революции», которая изменит весь современный цивилизационный уклад и приведет к созданию «информационного общества».

Канадский ученый Мак-Люэн разработал трехступенчатую модель всемирной истории: первая ступень - племенной индивид - «человек слушающий», у которого преобладает устная речь в качестве средства коммуникации. Вторая ступень-эпоха типографского или индустриального индивида, начавшаяся с XV в. - победа печатного слова над устным. Это был «человек смотрящий». Третья ступень — торжество электронной коммуникации.

Символическим актом «рождения» информационной эры явился запуск искусственного спутника Земли, ставшего технологическим катализатором формирования подлинной глобальной связи - нервной системы планетарной цивилизации. Неотъемлемыми приметами нового общества стали коммуникационный спутник, кабельное телевидение и персональный компьютер.

Идея доминирующей роли электронной техники и информатики развивалась с конца 1960-х гг. С начала 1980-х закрепился термин «информационное общество». В немалой степени этому способствовал бум информатики и коммерческая реклама, изображающая компьютер как своего рода пароль в будущее.

Известные западные социологи (Д. Белл, Масуда и др.) считают, что информационное общество представляет собой обобщенное понятие, охватывающее все стороны жизни.

В технической сфере мы наблюдаем широкое внедрение информационных технологий в производственную, экономическую, деловую жизнь, в систему образования и быт.

В экономической сфере информация превратилась в товар, в социальной сфере она становится главным фактором изменения качества жизни, в политической - предполагается свободный доступ к разнообразной информации, призванной обеспечить на этой основе широкий обмен мнениями, в культурной сфере обмен информацией поможет формированию соответствующих норм и ценностей, отвечающих потребностям нового общества. Таким образом, информационное общество - это общество, в котором информация и уровень ее использования обуславливают экономическое развитие и социальные изменения. В таком обществе уровень жизни, характер труда, отдыха, системы образования, рынок непосредственно испытывают на себе растущее влияние информации и знаний.

Например, «информационный взрыв» открывает возможности для более гибкой системы организации труда, создаются «расписания по индивидуальному выбору». Скользящие графики работы в 1980 г. были у 38% процентов «синих воротничков» в ФРГ, у 27 - в США. В результате производительность труда выросла, а дисциплина улучшилась. Увеличился объем ночной работы, особенно в сфере услуг: 15-25% занятых в этой сфере в США работают в ночную смену. Супермаркеты и банки функционируют круглосуточно.

Рождающаяся система производства позволяет создать мелкие трудовые коллективы на основе электронной техники. Уже сейчас многие фирмы разрешают своим служащим работу на дому. Завод перестал быть основной моделью производства. Да и сами заводы заметно меняются.

Продукция новейших предприятий не является больше массовой. Используется меньше сырья, энергии, делаются попытки поднять на небывалый уровень дизайн. Трудящиеся уже не прикованы к ритму «конвейеров». Уровень шумов снизился до минимума. На рабочих местах машина соседствует с зеленью и цветами. Конечно, таких предприятий сейчас немного, но за ними будущее.

Информационное общество дает простор громадному разнообразию источников энергии - водной, солнечной, геотермальной, приливной, производимой из биомассы, термоядерной.

В современных школах компьютеры уже берут на себя функции сбора и обобщения информации об успеваемости, компьютерные программы используются для обучения языкам, игре на музыкальных инструментах. Американцы разрабатывают систему, с помощью которой студенты, располагающие личными компьютерами, будут подключаться к университетской компьютерной сети. Это поистине революция в образовании.

Информационная техника открывает достаточно возможностей для демократии, она позволяет производить электронные плебисциты и опросы мнений, телеконференции с правительством. Телекоммуникационная кабельная сеть обеспечит двустороннюю связь между гражданином и политическим деятелем, которая позволит учитывать мнения большинства людей при принятии важных политических решений.

Но информационное общество имеет проблемы. «Над городом летает электронная страж-птица. Она призвана решить одну из сложных проблем, стоящих перед человечеством - исключить преступность из жизни общества. Едва злоумышленник отважится погубить жертву, как «умная птица», в которую введено самообучающее устройство, поражает потенциал преступника электрическим зарядом», - так начинает свой рассказ знаменитый американский писатель-фантаст Р. Шекли. Но что получается: птица оказалась не в состоянии разобраться в реальных противоречиях бытия. Она обрушивает свои кары на мясника, охотников, парализует нормальную жизнь города. Финал рассказа «Страж-птица» носит характер предостережения людям. Для уничтожения страж-птицы сконструированы самоуправляющие механизмы-ястребы.

Автоматы порождают новые автоматы, а проблема устранения преступности остается нерешенной. НТП часто приносит человечеству много неожиданностей и не все они, к сожалению, приятные.

Тотальная автоматизация и роботизация информационного общества невиданно обостряет и без того серьезную проблему безработицы. В 1988 г. в США половина автомобилей была собрана с помощью автоматов. В1990 г. роботы ликвидировали около 1 млн. рабочих мест. По подсчетам французского правительства ЭВМ к концу текущего столетия приведут к сокращению численности промышленных рабочих на 40%, а конторских служащих и ИТР - на 1/3.

В Японии уже в начале 1980-х годов появились первые полностью автоматизированные предприятия. Среди безработных с каждым годом увеличивается число квалифицированных специалистов: опытных инженеров, конторских работников, бухгалтеров. Как отмечено в докладе ученых - членов Римского клуба, «армия «стальных воротничков» (роботов) вытесняет синеворотничковых и беловоротничковых работников».

Микроэлектроника оказывает возрастающее влияние на международное разделение труда в глобальном масштабе. Следствие этого - расширение пропасти между богатыми и бедными странами: с сокращением доли живого труда в стоимости промышленных изделий уменьшается притягательность развивающихся стран как поставщиков дешевой рабочей силы. По этой причине крупнейшие государства мира все меньше вкладывают свои капиталы в экономику развивающихся стран.

Еще более остро стоит проблема электроники и войны. Известный английский физик Барнаби подсчитал, что расходы на исследования и разработку в области вооружений достигают 50 млрд. долл. в год, т. е. 10% всех расходов человечества. Ими занято 400 тыс. ученых и инженеров высшей квалификации. Наиболее опасными Барнаби считает успехи в области военной электроники, усиливающие угрозу мировой атомной войны. К ним относится прежде всего повышение точности и надежности стратегических ракет.

Компьютеризация, как выяснилось, несет в себе определенную угрозу для свободы личности. Ныне около половины американцев работают в крупных корпорациях, которые собирают детальную информацию об образовании, семье, привычках служащих. Компьютеры изменили количество и качество информации. Они сделали возможным получение автоматически регистрируемых данных о частной жизни практически любого гражданина США.

Сложным оказалось взаимодействие человека и техники. В иллюстрации к одной из книг о социальном влиянии информатики художник остроумно выразил представление о будущем человека в век электроники: на рисунке изображен человек, который думает и изъясняется цифровым кодом, подобно вычислительной машине. Здесь отразились бытующие в век кибернетики опасения людей, что личность может стать придатком вычислительной машины. Она как бы превращается в простого оператора, действия которого доведены до автоматизма. Мыслительные функции человека уходят на второй план.

Более сложной оказалась связь между информированностью населения и глубиной демократии. Огромная роль средств массовой информации в жизни общества породила две тенденции: с одной стороны, все чаще возникают мощные коллективные психозы - шовинистический угар, воодушевление, паника, с другой стороны, от избытка информации наблюдается массовая апатия и аполитичность.


Восток и Запад в диалоге культур

Сопоставляя традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории. Важнейшими же понятиями, которые характеризуют сосуществование цивилизаций во времени являются понятия Восток и Запад. Попробуем сравнить их между собой по тем критериям, которые мы обговорили в начале урока.

По ходу работы составляем таблицу.


Критерий сравнения

Восточное общество

Западное общество

1. Ход исторического процесса

«Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков

История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов

2. Особенности исторического развития

Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития

Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев

3. Отношение людей к природе

Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над ней, а на идее слияния с ней

Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное

4. Форма собственности

Основа экономической системы - общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности

Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое

5. Уровень социальной мобильности

Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы

Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны

6. Государственный контроль общества

Государство подчиняет себе общество, общества вне государства и его контроля не существует

Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество

7. Отношения личности и государства

Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней

Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности

8. Система ценностей

Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений

Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям


- Дайте сравнительную характеристику Востоку и Западу.

- Что собой представляют Восток и Запад в диалоге культур?

- Можно ли считать ценности Востока уникальными, чуждыми Западу?


III. Итог урока

Выполните задания на с. 126 учебника.


Домашнее задание

Выучите § 11-12, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]