Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Исторический процесс - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «исторический процесс», «типы социальной динамики», «факторы социальных изменений», «субъекты исторического процесса», «философия истории», «эволюция», «революция», «реформа», «народные массы», «историческая личность»; ознакомить со смыслом и направленностью исторического процесса, охарактеризовать роли его участников, выяснить типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, Делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок с элементами дискуссии.
Ход урока
I. Организационный момент
Слово «процесс» означает ход какого-либо явления, последовательную смену состояния его развития.
Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
Это явление характеризуется непрерывностью, неизбежностью своего течения. Проходят эпохи, поколения сменяют друг друга, меняется мода, вкусы, человечество преодолевает кризисы и добивается успехов. Исторический процесс - свидетель бесконечной череды этих событий. Его своеобразие состоит в том, что историю общества делают люди.
В. О. Ключевский называл историческим процессом ход, условия и успехи человеческого общежития или же человечества в его развитии и результатах. Н. М. Карамзин утверждал, что исторический процесс - «зерцало бытия и деятельности народов».
В его основе лежат события. Их изучает наука история.
Но есть еще одна ветвь обществознания, которая изучает общественный процесс - философия истории.
Чем же они отличаются друг от друга?
Философия истории ставит цель:
• выявить наиболее общие законы истории;
• определять существенные взаимосвязи в истории.
Один из таких философов К. Ясперс писал: «Картина всемирной истории и осознание ситуации в настоящем определяют друг друга. Так же, как я вижу целостность прошлого, я познаю и настоящее. Чем более глубоких пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе настоящего. К чему я принадлежу, во имя чего я живу - все это я узнаю в зеркале истории».
Я приглашаю вас познакомиться с этой замечательной наукой.
Тема урока: «Исторический процесс». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Типы социальной динамики.
2. Факторы изменения социума.
3. Участники исторического процесса.
II. Новый материал
На уроке пойдет речь о социальной динамике, о факторах, которые определяют наш путь, об участниках исторического процесса.
«Кому это нужно», - спросит кто-то из вас. Я отвечу словами академика М. В. Нечкиной, которая сказала: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином».
1. Типы социальной динамики
Мы уже поняли, что исторический процесс - это общество в динамике, т. е. в развитии, в движении, изменении.
Как же функционирует общество?
Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений. Социальные изменения могут происходить в разных формах:
• эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов;
• социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества;
• реформа - переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя.
Социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей социальной системы в новое состояние.
Социальное движение - рассматриваются разные типы социальной динамики:
• линейное движение - восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятием прогресса и регресса;
• циклический тип - объединяет процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем;
• спиралевидный тип - ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом качественном уровне.
2. Факторы изменения социума
Слово фактор означает причину, движущую силу исторического процесса.
Что же движет историческим процессом?
Работая с п. 2 § 14, заполните таблицу:
Факторы изменения социума
Факторы |
Сущность взглядов |
Природные факторы |
Ш. Монтескье считал их определяющими, полагая, что климатические условия обуславливают индивидуальные особенности человека, его характер и наклонности |
Духовные факторы |
Сторонники подобного подхода утверждали: «Идеи правят миром». Некоторые считали, что отдельные личности способны править миром |
Материальные факторы |
К. Маркс указывал на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, люди должны были есть; пить, иметь жилище, а значит, производить все это |
Техногенный фактор |
Современные ученые полагают, что техника и технологии определяют ход развития человечества |
Комбинированный подход |
Некоторые ученые полагают, что следует учитывать взаимодействие самых различных причин и условий развития |
3. Участники исторического процесса
- Кто же творит историю?
Представьте себе, что мы оказались на заседании дискуссионного клуба. Тема занятия «Кто творит историю?»
В соответствии со своими воззрениями участники разбились на три группы:
Первая группа утверждает, что историю творит народ.
Вторая группа утверждает, что историю творят социальные группы и общественные объединения.
Третья группа утверждает, что историю творят исторические личности.
Для того чтобы разобраться в проблеме, определиться в выборе позиции, принять участие в дискуссии, необходимо познакомиться с теоретическим материалом по данному вопросу.
Вопросы к материалу «Роль народа в историческом процессе»
- Кого относят к категории народных масс ученые?
- Как трактовал понятие «народ» В. О. Ключевский?
- Что утверждал по этому поводу А. И. Герцен?
- Какова точка зрения Н. А. Бердяева? К. Ясперса?
- Что вам известно о теории элит, которую разрабатывал X. Ортега-и-Гассет?
Схема-таблица «Народ-участник исторического процесса»
Народ - исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований.
Вопросы и задания к материалу «Социальные группы и общественные объединения»
- Какое определение социальным группам давал Т. Гоббс?
- Приведите примеры социальных групп.
- Как можно определить общие интересы групп?
- С какой целью социальные группы создавали общественные объединения?
- Что мы понимаем под общественными объединениями?
- Приведите примеры общественных объединений.
- Какую роль играют политические партии в историческом процессе?
Вопросы и задания к материалу «Исторические личности»
- В чем состоит универсальность исторического процесса?
- Что мы понимаем под термином «историческая личность»?
- Прокомментируйте мнение Г. В. Плеханова.
- Как можно оценивать историческую личность?
- Какие черты должны быть у великой личности с точки зрения В. О. Ключевского?
- Согласны ли вы с ним?
Используйте таблицу-схему:
Историческая личность
Историческая личность - личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий.
- А теперь выскажите свою позицию относительно того, кто же является творцом истории.
(Происходит дискуссия, подводятся ее итоги.)
III. Итог урока
- В чем смысл понятия «исторический процесс»?
- Чем различаются существующие в науке представления о типах социальной динамики?
- Как вы относитесь к утверждению К. Маркса, что революции - локомотивы истории?
- Какие факторы, на ваш взгляд, воздействуют на исторический процесс?
- Кто творит историю?
- Выполните задания к § 14.
Домашнее задание
Выучите § 14, выполните задания.