Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Деятельность людей и ее многообразие - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?» - «У меня сегодня много дел, - ответил он, - хочу, чтобы день наступил пораньше».
- О чем эта притча?
- Какое она имеет отношение к теме нашего урока?
- Что такое «деятельность»? Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? Какую роль играет деятельность в нашей жизни?
На эти вопросы мы и будем отвечать на наших уроках.
Тема урока: «Деятельность людей и ее многообразие». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Сущность и структура деятельности.
2. Потребности и интересы.
3. Многообразие видов деятельности.
4. Творческая деятельность.
II. Новый материал
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях - двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, Что дала им природа.
Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
Деятельность - форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.
Таким образом, и поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.
В ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке и проявляется социальная сущность деятельности.
Проверим ход наших рассуждений с помощью схемы:
1. Сущность и структура деятельности
Познакомимся с сущностью и структурой деятельности. Прочитайте п. 1 § 17.
- Что такое «субъект» деятельности?
- Что такое «объект» деятельности?
- С чего начинает человек любую деятельность?
- Что такое «цель»?
- Можно ли считать любую цель осуществимой?
- Как определить реальность цели?
- С помощью чего люди обычно достигают целей?
- Что такое «действия»? Приведите примеры.
- От чего зависит достижение или неуспех деятельности?
- Что значит выражение «Средства должны соответствовать цели»?
- Можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться нечестными средствами?
- Как вы относитесь к выражению «Цель оправдывает средства»? Свой ответ аргументируйте.
(По ходу ответов учащихся на доске выстраивается схема.)
Структура деятельности
2. Потребности и интерес
Теперь нам следует определить, что побуждает человека к деятельности. Для чего? Да хотя бы для того, чтобы не стать героем следующей притчи, которая получила название «Старательный дровосек».
Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей.
О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате - добро или зло.
Прочитайте п. 2 § 17 учебника.
- Что такое «мотив»?
- Какую роль играют мотивы в деятельности человека?
- Что может выступать в роли мотивов?
- Что такое «потребности»?
- На какие три большие группы разделили потребности авторы учебника?
- Охарактеризуйте и проанализируйте их.
- Какие из них вам кажутся наиболее важными? Свой выбор объясните.
- Вспомните и охарактеризуйте шкалу потребностей, разработанную А. Маслоу.
- Что такое «социальные установки»? Приведите примеры.
- Что такое «убеждения»? Какую роль они играют в деятельности человека?
- Почему особую роль в формировании мотивов играют «интересы»?
- Как они формируются? От чего зависят?
- Что такое «идеал»? «Общественный идеал»?
- Что значит для вас «нравственный идеал»?
- Что мы подразумеваем под понятием «сознательная деятельность»?
- Всегда ли мы сознательно действуем? Что такое «бессознательное»?
- Почему авторы учебника особую роль отводят в деятельности человека понятию «воля»?
- Согласны ли вы с ними?
(По ходу ответов выстраивается схема.)
Что движет человеческой деятельностью
3. Многообразие видов деятельности
М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...»
- О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Какие вообще бывают виды деятельности? Попробуйте перечислить их.
Чтобы не потеряться в многообразии видов деятельности ученые создали определенные модели классификации человеческой деятельности. Давайте познакомимся с ними. Прочитайте п. 3 § 17.
- Охарактеризуйте и проанализируйте первую модель классификации видов деятельности: практическая, духовная.
- Охарактеризуйте и проанализируйте вторую модель классификации видов деятельности: созидательная, разрушительная.
- Приведите примеры отдельных видов деятельности.
- Как вы относитесь к славе Герострата? Почему?
(По ходу ответов на доске выстраивается схема.)
4. Творческая деятельность
- Что такое «творческая деятельность»? Чем она отличается от других видов деятельности?
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «творчество»? (После ответов ребят, по ходу объяснения учителя, выстраивается схема.)
Творческая деятельность
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее
↓
Источником деятельности может быть воображение, фантазия
↓
Фантазия - необходимый компонент творческой деятельности
↓
Интуиция - важнейший компонент творчества. Бессознательное
↓
Бессознательное связано с созидательными усилиями
III. Итог урока
- В чем заключается социальная сущность деятельности?
- Какова структура деятельности?
- Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?
- Каковы мотивы деятельности?
- Как соотносятся потребности и интересы?
- В чем особенности творческой деятельности?
- Выполните задания к параграфу.
Домашнее задание
Выучите § 17, выполните задания.