Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Ключевые понятия
Профессия - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.
Должность - это трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и т. д.
Профессиограмма - описание профессии, информация о ее особенностях и особенностях профессиональной деятельности.
Социально-гуманитарные знания - это знания о человеке и общественных отношениях, о том, что окружает человека, оказывает прямое или опосредованное влияние на развитие как человека, так и общества.
Эмпатия - умение поставить себя на место другого и почувствовать, что ощущает собеседник или целая группа людей.
Политический маркетинг - разработка и проведение в жизнь различных политических акций, которые в определенной степени способствуют продвижению политических идей, делают их привлекательными для избирателей.
Социолог - специалист, который собирает и обрабатывает многообразную информацию о различных сторонах общественной жизни.
Педагог (от греч. воспитатель) - лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и имеющее специальную подготовку в этой области.
Практикум
1. Дэнис Болз, профессор, директор школы, консультант По учебным программам, г. Венечи (штат Вашингтон, США), считает: «Если учитель знает нужды учеников, если он использует их сильные стороны либо старается помочь им преодолеть слабые, процесс обучения изменится коренным образом. Во-первых, ученик добивается больших успехов, когда использует сильные качества, во-вторых, ему помогают ликвидировать свои недостатки без чувства стыда и огорчения. Ученики становятся более уверенными и компетентными». А как вы думаете? Аргументируйте свой ответ.
2. Вы хотите стать социологом. Проверьте себя.
Все вы знаете, что такое очередь в магазине - повадки и манеру поведения людей, психологические ощущения и т. п. Это маленький кусочек социальной жизни. В ней действуют свои законы. Какие именно? Ниже приведены некоторые из этих законов. Чтобы их открыть, не надо быть ученым, нужно быть внимательным человеком. Обобщите свои наблюдения и дополните список по крайней мере еще десятью-пятнадцатью подобными законами. Можно устроить соревнование: кто напишет больше?
• Быстрее всего движется та очередь, в которой вас уже или еще нет.
• Чаще всего пристраиваются к стоящим впереди, а не позади вас.
• Плотная очередь воспринимается как более короткая, чем вытянутая.
• Чем дольше стоишь, тем сильнее желание приобрести данный товар...
3. У представителей каких профессий должны быть в наибольшей степени развиты социологическое мышление и социологическое видение мира? Иначе говоря, кто больше всего нуждается в социологических знаниях? Ответ аргументируйте.
1) шофер; 2) парламентарий; 3) учитель; 4) продавец; 5) шахтер; 6) менеджер; 7) летчик; 8) фермер; 9) вахтер; 10) официант; 11) банкир; 12) фокусник; 13) журналист; 14) пограничник; 15) ревизор; 16) сантехник; 17) повар; 18) инженер.
Проанализируйте профессии по двум критериям:
а) насколько часто их представителям приходится общаться с людьми по долгу службы;
б) у кого профессиональный или деловой успех в наибольшей мере зависит от знания психологии людей и умения решать социальные проблемы.
Для удобства разбейте профессии на три группы с сильной, средней и слабой выраженностью данных признаков.
4. Проведите социологический практикум.
Воспитание и социализация - вещи совершенно разные. Строго говоря, социализация - это усвоение всеми социальных норм того общества, в котором живешь, будь оно тоталитарным, демократическим, бедным, преступным. Социальное качество его в данном случае не имеет значения.
Воспитание-усвоение культурных норм и ценностей, которых придерживается лучшее меньшинство общества, например интеллигенция.
Можно быть социализированным, но невоспитанным. И наоборот. Два столь разных и в то же время похожих процесса можно объединить в одну схему:
На схеме изображены четыре комбинации:
+В +С - высококультурный нравственный человек, который вместе с тем хорошо знаком с законами жизни и не теряется ни в какой ситуации.
+В -С - тип интеллигента, обладающего высокими нравственными принципами, но совершенно не знающего жизни и не умеющего к ней приспособиться.
-В +С - социальный тип, называемый в народе трамвайным хамом: он прекрасно знает жизнь, но совершенно не имеет нравственных убеждений.
-В -С - очень редкий тип человека, не знающего жизни и не имеющего нравственных убеждений.
Попытайтесь найти и записать конкретные примеры к каждому типу.
5. Проведите самостоятельное расследование на тему: «Влияние опыта социализации родителей на воспитание своих детей». Расспросите родителей об их детстве, выясните, как их воспитывали, какие методы наказания к ним применялись, чему и как их учили родители. Сравните методы воспитания родителей с методами, какими они воспитывали вас. Передается ли опыт социализации из поколения в поколение? Какие изменения происходят со временем и чем они объясняются?
6. Прокомментируйте ситуацию с позиции профессии политолога.
В разные времена философы и мудрецы высказывали самые разные, порой противоположные, взгляды на необходимость участия в политической жизни общества. Так, поспорили два великих древнегреческих философа.
«Мудрец не примет участия в государственных делах, если только к этому его кто-нибудь не принудит», - Эпикур.
«Мудрец примет участие в государственных делах, если только ему что-нибудь не помешает», - Зенон.
7. Вы хотите стать психологом. Используйте следующую информацию.
Дерево психологической науки
1) Теория отражения.
2) Рефлекторная теория.
3) Методы психологии.
4) История психологии.
5) Психология личности.
6) Индивидуальная психология.
7) Возрастная психология.
8) Медицинская психология.
9) Социальная психология.
10) Психология труда.
11) Инженерная психология Сеченова-Павлова.
12) Юридическая психология.
13) Педагогическая психология.
14) Психология спорта.
15) Психология искусства.
16) Психология индивидуального и совместного творчества.
17) Психология идеологической работы.
18) Общая психология.
Еще не так давно структуру психологической науки можно было описать, перечислив в нескольких строчках ее основные разделы.
Но теперь ее лучше изображать в виде могучего дерева, растущего на почве теории под небом практики, воздействие которой активизирует рост его ветвей. А число этих ветвей уже приближается к ста. На рисунке мы показали только основные ветви. Вот какое широкое поле деятельности сейчас перед психологом, получившим высшее психологическое образование.
Как всякое дерево, оно имеет корни, комель (переход корней в ствол) и ствол. У этого дерева ствол быстро разделяется на два: индивидуальной психологии и социальной психологии. Но в отличие от обычных деревьев оба эти ствола вверху в области индивидуального и совместного творчества опять срастаются.