Содержание и формы духовной деятельности - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Содержание и формы духовной деятельности - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

Ключевые понятия

Дух - невещественное начало в человеке, обозначает субстрат высших способностей человека как существа, одаренного разумом и волей.

Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера.

Духовные ценности - продукты духовной деятельности.

Аксиология - философская наука о ценностях.

Секуляризация - относительное уменьшение влияния религии.

Специализированная духовная деятельность - сфера деятельности, которая требует обладания обширными специальными знаниями и навыками.

Неспециализированная духовная деятельность - чтобы быть причастным к данной сфере деятельности, необязательно иметь специальное образование.


Тестовый контроль

1. Гуманизм - это:

а) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности;

б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее;

в) сентиментальность;

г) особый вид деятельности.

2. Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей - это:

а) нравственность;

б) культура;

в) общечеловеческие ценности;

г) общественное сознание.

3. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это:

а) философия;

б) мировоззрение;

в) наука;

г) социология.

4. В наиболее полном виде мораль - это:

а) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения;

б) наука о правилах хорошего тона;

в) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;

г) сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан.

5. Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:

а) искусства;

б) науки;

в) морали;

г) права.

6. К морали в отличие от права относятся:

а) любой закон;

б) Конституция государства;

в) устав общественной организации;

г) определенные принципы, нормы поведения.

7. Мораль в отличие от права:

а) опирается исключительно на поддержку общества;

б) содержит нормы поведения людей;

в) возникает на основе исторического опыта людей;

г) находится в развитии.

8. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?

а) потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего;

б) сделать вид, что тебя это не касается;

в) выразить соболезнование тому, кого обидели;

г) разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения.

9. Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?

а) сделать все возможное для устранения зла, ущерба;

б) сделать вид, что ничего не произошло;

в) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба;

г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).

10. Критерии духовности человека:

а) активная жизненная позиция;

б) обладание высшим образованием;

в) приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям.

11. Мировоззрение в жизни человека - это:

а) ориентир для его деятельности;

б) укрепление его жизненного опыта;

в) связь с религией и наукой.

12. Уровень развития духовной культуры измеряется:

а) объемом создаваемых в обществе духовных ценностей;

б) качеством духовной продукции;

в) тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди;

г) степенью достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

13. Мировоззрение человека зависит от:

а) исторических условий;

б) жизненного опыта;

в) от уровня образования;

г) внутренней культуры.

14. Моральные качества человека:

а) заложены от рождения;

б) вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием;

в) формируются обществом целенаправленно.

15. Культура в широком смысле - это:

а) все виды преобразовательной деятельности;

б) все, что связано с искусством;

в) производство духовных ценностей;

г) образованность человека.

16. К продуктам материальной культуры не относятся:

а) небоскреб;

б) музыка;

в) автомобиль;

г) телевизор.

17. К духовным ценностям относится:

а) микроскоп;

б) компьютер;

в) научное открытие;

г) видеокассеты.

18. Верно ли суждение?

А. Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга.

Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба неверны.

19. Накопление культурных ценностей по вертикали связано:

а) с появлением новых произведений искусства;

б) углублением знаний о культуре;

в) передачей культурных ценностей от поколения к поколению;

г) реставрацией памятников культуры.


Практикум

1. Проанализируйте высказывания двух писателей о русской литературе. Только ли о литературе здесь речь? Что бы вы могли сказать этим писателям о свойствах «русской души» сегодня?

• Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детей, у Бальзака-замок с титулом пэра и миллионами. И если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах - чего хотят там люди? - быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится этому? - Никто. Ни один (Стефан Цвейг).

• Если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека... (Иван Франко).

2. В документальном фильме режиссера А. Арлаускаса «Прикосновение» рассказывается о Загорском детском доме для слепоглухих. Благодаря изумительным методикам дети-инвалиды приобщаются к видам деятельности здоровых детей: слушают музыку, воспринимают искусство - словом, обретают почти полноценное восприятие жизни, начинают участвовать в ней. Одна из воспитательниц детского дома считает, что это вовсе не нужно, ибо так дети-инвалиды еще острее почувствуют свою физическую обделеность и будут жестоко страдать. С них довольно, чтобы они были минимально приспособлены к жизни и выполняли простейшие трудовые обязанности: клеили коробочки например. Другую точку зрения высказывает бывший воспитанник этого детского дома Александр Суворов, один из авторов фильма, научный сотрудник одного из НИИ: «Жизнь не каприз, а долг, надо жить, пока есть хоть капля силы».

Какой из этих взглядов на жизнь вы разделяете? Какой из них кажется вам человечнее? Аргументируйте свой ответ.

3. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам... Продолжите этот перечень. Какие типы убеждений являются основой такого рода внутренних конфликтов? Те ли это конфликты, которых следует избегать?

4. Английский писатель К.С. Льюис написал книгу писем старого беса Баламута своему молодому племяннику «Письма Баламута». Старый черт дает профессиональные советы о том, как надо относиться к людям, что надо делать для того, чтобы их соблазнить и погубить.

Вот маленький отрывок из одного письма:

Мой дорогой Гнусик! Я вижу, ты следишь за чтением своего подопечного... Твой подопечный с младенчества привык к тому, что в его голове кружится одновременно добрая дюжина несовместимых воззрений... Доказывая, ты пробуждаешь разум подопечного, а если разум проснется, кто предугадает результат?.. Твоя же задача как раз в том, чтобы приковать внимание подопечного к постоянно меняющимся чувственным впечатлениям. Учи его называть этот поток «настоящей жизнью» и не позволяй задумываться над тем, что он имеет в виду. Помни: в отличие от тебя, твой подопечный - не бесплотный дух. Ты... не можешь представить себе, как они порабощены обыденным.

Какой тип мировоззрения желает «сформировать» у человека старый бес? В расчете на какую из слабых сторон этого типа мировоззрения он действует? А есть ли у этого типа мировоззрения сильные стороны, которые были бы нежелательны, с точки зрения Баламута?

5. Многие великие ученые свидетельствовали о том, что религия и наука не исключают друг друга.

М. В. Ломоносов писал: «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию».

Гений математики, один из творцов новой физики, Б. Паскаль был не просто верующим человеком, но и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Он сказал: «Все противоречия, которые более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии, более всего и привели к ней».

Великий основатель современной бактериологии Л. Пастер говорит: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца».

Знаменитый ученый К. Линней заканчивает свою книгу о растениях словами: «Воистину есть Бог, великий, вечный, без которого ничто не может существовать».

Крупнейший ученый нашего века, физик М. Планк, лауреат Нобелевской премии, сказал: «Религия и наука требуют для своего обоснования веры в Бога».

Правомерны ли, с вашей точки зрения, такие высказывания? Если нет, попытайтесь их опровергнуть. Если да, подтвердите примерами из различных областей знания.

6. Хорошо известно влияние искусства на формирование убеждений. Но может быть, не меньшую роль в этом играют произведения так называемой массовой культуры, рекламы.

«Всегда любима, всегда с тобой!» Как вы думаете, о чем это? Это реклама сигарет «Ява».

«Был бы друг, найдем и досуг», - надпись на изображении бутылки водки рядом с фигурой человека. Причем бутылка изображена в рост человека.

«Пожми руку старому другу!» - надпись на изображении ручки унитаза. (Реклама слабительного.)

Примеров такого рода рекламы, где человек и вещь как бы поменялись местами, можно привести немало. Проанализируйте приемы воздействия на психику подобной рекламы. На какие нравственные ценности она ориентирует, какое мировоззрение стремится сформировать?

7. Наука - один из главных источников, «питающих» мировоззрение. О каких свойствах науки можно рассказать, используя следующие высказывания?

- Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед (Аристотель).

- Кто из наук решил извлечь доход, / Тот и себя обманет, и народ. / Унизившись, чтобы снискать чины, / Свои познанья он лишит цены (А. Навои).

- Ученость в дураке несноснее всего (Мольер).

- В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса (А. Эйнштейн).

8. Опровергните или подтвердите примерами из вашего жизненного опыта, из произведений искусства следующее высказывание русского педагога К.Д. Ушинского: «Дайте человеку все материальные блага, но лишите его понятия смысла жизни - и это будет несчастный человек». Как соотносятся друг с другом убеждения и смысл жизни? Смысл жизни и судьба человека?

9. Сопоставьте высказывания двух мыслителей о русской идее, русском менталитете.

1. Итак, русская идея есть идея сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, восприняла исторически от христианства; она отозвалась сердцем на Божие благовестив, на главную заповедь Божию и уверовала, что «Бог есть любовь»... О доброте, ласковости и гостеприимстве, а также и о свободолюбии русских славян свидетельствуют единогласно древние источники, и византийские, и арабские. Русская народная сказка вся проникнута певучим добродушием. Русская песня есть прямое излияние сердечного чувства во всех его видоизменениях. Русский танец есть импровизация, проистекающая из переполненного чувства. Первые исторические русские князья суть герои сердца и совести (Владимир, Ярослав, Мономах). Первый русский святой (Феодосии) есть явление сущей доброты. Духом сердечного и совестного созерцания проникнуты русские летописи и наставительные сочинения... Божий дар, история и природа сделали русского человека таким. В этом нет его заслуги, но этим определяется его драгоценная самобытность в сонме других народов. Этим определяется и задача русского народа: быть таким со всей возможной полнотой и творческой силой, блюсти свою духовную природу, не соблазняться чужими укладами, не искажать своего духовного лица искусственно пересаживаемыми чертами и творить свою жизнь и культуру именно этим духовным актом (И. А. Ильин).

2. Мы еще очень далеки от сознательного патриотизма старых наций, созревших в умственном труде, просвещенных научным знанием и мышлением; мы любим наше отечество еще на манер тех юных народов, которых еще не тревожила мысль, которые еще отыскивают принадлежащую им идею, еще отыскивают роль, которую они призваны сыграть на мировой сцене; наши умственные силы еще не упражнялись на серьезных вещах; одним словом, до сегодня у нас почти не существовало умственной работы (П. Я. Чаадаев).

10. У поэта К. Симонова есть такие строки:

Но в детстве можно все на свете,

И за двугривенный в кино

Я мог, как могут только дети,

Из зала прыгнуть в полотно...

К последней строке можно, очевидно, добавить с известной долей условности: «прыгнуть на сцену» или «в книгу» и т. д. Как вы понимаете эту поэтическую цитату? А какое произведение искусства или литературы захватило вас до самозабвения? Как оно повлияло на формирование вашего мировоззрения?

11. Существует мнение, что прогресс, раздвинувший границы нашего миропонимания, в то же время в чем-то значительно сузил интересы личности. Один современный поэт печально спрашивает: «Где наша мудрость, потерянная ради знаний, где наши знания, потерянные ради информации?» Объясните смысл этого высказывания. Согласны ли вы с ним? Как соотносятся понятия «информация», «знания», «мудрость» и «мировоззрение»?

12. Софокл устами героя одной из своих трагедий говорит: «О знанье, знанье! Тяжкая обуза, когда во вред ты знающим дано!» Приведите примеры, которые могли бы проиллюстрировать истинность этого утверждения. Покажите связь знаний и мировоззрения.

13. Главный герой повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (в буквальном переводе с английского ее название «Ловец во ржи») - подросток, который живет одним стремлением, одной мечтой: не дать малышам, беззаботно резвящимся на поле, свалиться в пропасть, находящуюся здесь же, рядом. Один педагог использовал образ этой книги, когда размышлял о роли культуры в формировании личности. Он назвал культуру «ловцом во ржи». Можно ли согласиться с такой оценкой роли культуры? Обоснуйте свой ответ.

14. Французский социолог А. Моль назвал культуру технократического общества мозаичной из-за ее осколочности, обрывочности, в отличие от традиционной культуры, которая была целостной, последовательной, логичной, четко структурированной. Каким образом эта «осколочность» проявляется в формировании мировоззрения, убеждений, идеалов, веры? Как, на ваш взгляд, можно преодолеть эту «мозаичность»?

15. Необходимыми компонентами мировоззрения являются системы взглядов на жизнь - нравственных, религиозных, научных, философских, социальных, политических, правовых, эстетических и др. Какой из этих компонентов кажется вам наиболее значимым? Наименее значимым? Почему? Свою точку зрения аргументируйте.

16. 17 января 1991 г. в «Комсомольской правде» было опубликовано письмо 14-летнего школьника.

Мы будем проклинать нынешнее время так же, как вы теперь - Сталина...

Я не знаю, куда мне идти после школы. Я никем не хочу быть. Я вообще ничего не хочу.

Люди!!! Вы все сетуете, что пусто в магазинах. А кто-нибудь побеспокоился, почему пусто в человеческих душах?

Что бы вы ответили этому мальчику?

17. Обязательно ли высокая нравственность предполагает религиозность человека? Совместимы ли милосердие и гуманность с атеистическими убеждениями? Свои выводы обоснуйте.

18. Немецкий философ И.Г. Фихте писал: «Добро всегда слабее, потому что оно просто и может быть любимо только ради самого себя; зло привлекает каждого отдельного человека самыми соблазнительными обещаниями». Но есть и другая точка зрения: добро сильнее зла, так как при достижении своих целей зло использует принципы добра. А какова ваша позиция?

19. Т. Кампанелла (1568-1639) так описывал жизнь в городе Солнца: «Обязанности, художества, труды и работы распределяются между всеми, каждому приходится работать не больше четырех часов в день; остальное время проводится в приятных занятиях науками, собеседованиями, чтении, рассказах, письме, прогулках, развитии умственных и телесных способностей». Как вы думаете, можно ли назвать жителей этого города свободными? Ответ аргументируйте.

20. Немецкий философ Г. Гегель писал, что действительное моральное сознание есть сознание, совершающее поступки. Раскройте смысл этого высказывания. Почему в деятельности человека, его поведении и поступках присутствует нравственный аспект?

21. Дайте оценку позициям руководителей, отраженных в следующих высказываниях:

• Они очень любили советский народ, но не любили население (А. Солженицын. «Раковый корпус»).

• Он очень любил народ, но не любил ездить с ним в одном трамвае.

Как связаны в этих высказываниях отношения человека к «ближним» и «дальним»? Возможна ли любовь к народу, к людям вообще без сочувствия, без сопереживания и стремления помочь конкретному человеку из ближайшего окружения?

22. Оцените ситуацию из рассказа русского писателя Л. Андреева «Правила добра».

Черт, решив служить справедливости, но не умея по своей греховной природе определить в каждом конкретном случае, где добро и где зло, и как ему поступать, требует от старого священника четкого, ясного правила, которому он всегда бы следовал. В конце концов священник дает ему заповедь: «Не противься злу». Твердое следование этой заповеди приводит к следующему: «И долго рассказывал черт, как его гнали и били, морили жаждою и грабили по пустынным дорогам...» «Может быть, это и есть добро, но только отчего же оно так безрадостно?..»

А в конце пути случилось с ним следующее:

- Лежу я, святой отец, отлеживаюсь за камнем, что при дороге. И вижу я: идут с одной стороны два грабителя, злых человека, а с другой стороны идет женщина и несет в руках нечто, как бы драгоценное. Говорят ей грабители: «Отдай!», а она не отдает. И тогда поднял грабитель меч...

Ну! - вскричал попик, прижимая руки к груди.

И ударил ее мечом грабитель и рассек ей голову надвое и упало на дорогу нечто драгоценное, и когда развернули его грабители, то, оказалось оно младенцем, единым и последним сокровищем убитой. Засмеялись грабители, и один из них, тот, что имел меч, взял младенца за ножку, поднял его над дорогою...

Ну! - дрожал поп.

- Бросил его и разбил его о камни, святой отец!

Поп закричал:

- Так что же ты! Так как же ты! Несчастный! Ты бы его палкой, палкой!..

- Не противься злому, - тихо сказал черт.

Было долгое молчание.

Следует ли из этого рассказа вывод о том, что непротивление злу порождает еще большее зло? Разделяете ли вы этот вывод? Кто из великих русских писателей отстаивал этику ненасилия?

23. Какие из перечисленных ниже позиций характерны для искусства, а какие - для научной деятельности? Запишите первые три цифры, соответствующие искусству, а три последующие - научной деятельности:

1) формирование чувства прекрасного;

2) выдвижение гипотезы;

3) проведение эксперимента;

4) эмоционально-чувственное отражение реальности;

5) создание художественного образа;

6) внедрение в практику.

Цифры в каждой тройке расположите в порядке возрастания.

24. Перечислите учреждения, которые занимаются сохранением и распространением духовных ценностей (представьте от двух до пяти видов таких учреждений).

25. Перечислите типы мировоззрения, которые выделяет наука.

26. В чем главное отличие потребления духовных ценностей от ценностей материальных? Поясните свой ответ на примере.


Анализ текста

Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна.

Так от поколения к поколению передается жизнь - медленно, как растет дерево, - а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы - люди - и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение - скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря.

Антуан де Сент-Экзюпери

Вопросы и задания к тексту

- Озаглавьте данный текст.

- Что, по мнению автора, отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря?

- Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»?

- В чем автор видит роль человека на земле? Что, по мнению автора, дает смысл и жизни, и смерти?

- Разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.


Темы для эссе

Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше).

Дом без книг подобен телу без души (Цицерон).






Для любых предложений по сайту: [email protected]