Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Политическая деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Ключевые понятия
Политическая деятельность - деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
Политика - особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, с руководством ими или воздействием на это руководство.
Властная деятельность - деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь.
Субъекты политики - большие социальные общности (социальные группы, классы, нации, политические элиты), личности (выдающиеся личности, политические лидеры), политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения).
Правящая элита - немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть и экономику.
Властвование - вид политической деятельности.
Легитимность - законность.
Традиционный тип легитимности - законность, существующая благодаря привычке повиноваться власти, опирающаяся не столько на закон, сколько на традиции, обычаи, веру в священность издавна существующих порядков и властей. Такой тип характерен для монархий.
Харизматический тип легитимности - законность, связанная с необыкновенными, экстраординарными личными качествами властителя. Такой тип опирается не на привычное поведение, не на закон, а на эмоционально окрашенное преклонение перед действительными или воображаемыми исключительными качествами вождя.
Рационально-легальный тип легитимности - признание власти, возникшей по установленным правилам и соответствующей закону. Такой тип связан не с выдающимися личностями, не с привычками людей, а с четким соблюдением формально-правовых норм, регламентирующих властную деятельность.
Тестовый контроль
1. Политикой древние греки называли:
а) искусство ведения домашнего хозяйства;
б) ораторское искусство;
в) искусство управления государством;
г) политический талант.
2. Политическими институтами являются:
A. Государство.
Б. Политические партии.
B. Общественно-политические организации.
Г. Движения.
а) АБ;
б) БГ;
в) ВГ;
г) АБВГ.
3. Политика - это деятельность, связанная:
а) с культурой;
б) властью;
в) производством;
г) моралью.
4. Политику могут осуществлять:
A. Государство.
Б. Объединения граждан.
B. Органы власти.
Г. Отдельные лица.
а) АВ;
б) БГ;
в) АБВ;
г) АБВГ.
5. Политика связана с отношениями:
а) между социальными группами;
б) в процессе производства;
в) между работником и работодателем;
г) внутри социальной общности.
6. Власть опирается:
а) на авторитет;
б) силу;
в) право;
г) все вышеперечисленное.
7. Личностными компонентами политики являются:
а) субъект и объект;
б) спортклуб;
в) партия;
г) государство.
8. Носителем политики не является:
а) отдельный человек;
б) спортклуб;
в) партия;
г) государство.
9. Политические отношения связаны:
а) с организацией митинга;
б) государственной властью;
в) поощрением;
г) наказанием.
10. Политическая культура - это:
а) членство в политической партии;
б) осознание политических процессов;
в) участие в политической борьбе;
г) участие в профсоюзном движении.
11. Политическая культура включает:
A. Политические традиции.
Б. Действующие нормы политической практики.
B. Политические идеи и концепции.
Г. Политические убеждения.
а) АВГ;
б) АБВГ;
в) ВГ;
г) АГ.
12. Политическая культура формирует:
а) политическую идеологию;
б) политическое мировоззрение;
в) чувство патриотизма;
г) политический плюрализм.
13. Политическая культура выполняет:
а) репрессивную функцию;
б) познавательную функцию;
в) воспитательную функцию;
г) поощрительную функцию.
14. Политическая партия - это организация, которая:
а) борется за власть;
б) решает хозяйственные проблемы;
в) занимается устройством досуга;
г) объединяет людей по интересам.
15. Консервативные партии выступают:
а) за реформы;
б) революционное переустройство общества;
в) сохранение устоев;
г) возвращение к монархии.
16. Верны ли суждения?
А. Политика - это деятельность по отстаиванию своих интересов.
Б. Политика - это деятельность по гармонизации и сочетанию противоречивых интересов.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) А и Б;
г) неверно.
17. Политика бывает:
A. Военная.
Б. Текущая.
B. Культурная.
Г. Долговременная.
а) АБВГ;
б) АВ;
в) АГ;
г) БГ.
18. Из перечисленного списка выберите то, что относится к области политики:
а) судебная защита личности;
б) девальвация национальной валюты;
в) социализация личности;
г) идеологический плюрализм;
д) многопартийность.
19. Организационный компонент политической системы включает:
а) общественные классы;
б) идеологические течения;
в) нравственные нормы;
г) политические партии.
20. Что из перечисленного относится к признакам политической власти?
а) волевое воздействие на поведение больших групп людей;
б) развитие горизонтальных общественных отношений между людьми;
в) наличие разнообразных социальных слоев и групп;
г) наличие разнообразных форм собственности.
Практикум
1. Как существо политическое человек проявляет разную степень политической активности. Политологи считают, что лишь 10-20% людей действительно политически активны, а 80-90% - политически равнодушны. Согласны ли вы с этим утверждением? А сами себя вы считаете политически активными или пассивными?
2. Субъектами политики называют всех, кто так или иначе участвует в политической жизни, в «политическом театре». Являются ли субъектами политики граждане, партии, организации, класс, государство, этнос?
3. Может ли политика быть нравственной? «Политика - дело грязное», - это вы, вероятно, слышали не раз. Так думают не только обыватели, но и те, кого мы считаем специалистами в области политики. Например, Н. А. Бердяев писал, что у него сформировалось стойкое отвращение к политике, поскольку она всегда основана на лжи. Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.
4. Как вы понимаете это выражение?
Элита - это небольшая группа людей, которые отличаются не тем, что они обладают лучшими нравственными или творческими качествами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе. Элита общества - узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и не меньшими деньгами на вершине социальной пирамиды. К элите обычно относят представителей деловых и финансовых кругов, специалистов в области внешней политики и обороны.
5. Что же думает русская народная сказка о власти? Во-первых, положительные герои в сказках власти не домогаются, хотя и могут получить ее по наследству, в подарок за заслуги. Герои скромны и самодостаточны. Затем на пути к власти лежит испытание, временно лишающее героя реального шанса обрести власть (козни, наветы врагов, болезнь, околдованность, перенесение в другой, «волшебный» мир и т. п.). Найдите примеры из русских народных сказок, где раскрываются народные представления о власти.
6. Проанализируйте следующие афоризмы и покажите, как они раскрывают проблему власти:
• Растущая потребность в сильном человеке - неопровержимый признак слабости (Г. Честертон)!
• Самая жестокая тирания - та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости (Ш. Монтескье).
• Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль над сознанием и действиями других людей (Г. Моргентау).
7. «Исторический опыт и современные антропологические изыскания показывают, что жажда власти - отнюдь не меньшая страсть, чем жажда богатства. Причем в отличие от многих других страстей она никогда не покидает человека». О какой особенности власти идет речь?
8. «Если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии», - писал Т. Гоббс. О чем говорится в этом утверждении?
9. «Вне власти государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве (во власти) - владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знания и благосклонность», - писал Т. Гоббс. Что можно возразить философу?
10. «Власть есть своего рода очарование и гипноз» (77. Струве). Насколько справедливо подобное утверждение?
11. «Неэффективная власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной. Нелегитимная же власть не может долгое время быть эффективной». В чем смысл этого утверждения?
12. «Позиции власти устойчивы, когда она легитимна в трех компонентах: идеологическом, правовом, нравственном. Что можно сказать о легитимности и устойчивости власти в России в связи с этой позицией? Стремление к власти так же присуще человеку, как и преклонение перед властью над собой. Первое свойство делает из нас тиранов, второе - рабов» (У. Хэзлитт). А что делает нас людьми?
13. Согласны ли вы с таким утверждением французского писателя Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположен предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Подумайте также, чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью.
14. Английский историк Т. Маколей писал: «Жизнь политического деятеля должна быть жизнью компромиссов. Государственный человек часто принужден давать свое согласие на меры, которые ему не по душе, чтобы не подвергать опасности успех тех мер, в которых он видит жизненную необходимость». Как вы относитесь к словам Т. Маколея? С какими мыслями, изложенными в учебнике, можно связать приведенное высказывание? В чем вы видите эту связь?
15. Известный историк В.О. Ключевский (1841-1911) утверждал: «Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идет напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева». Разделяете ли вы эту точку зрения? Ответ обоснуйте.
16. Древнегреческий философ Платон считал, что политика-это «искусство жить вместе». Согласны ли вы с таким определением? Ответ обоснуйте.
17. Немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) утверждал, что насилие следует рассматривать как конкретное, а не отвлеченное понятие. Что вы думаете по этому поводу?
18. Л. Н. Толстой писал: «Для избавления людей от дурного устройства общества есть только одно средство - воздержание от насилия, причины бедствий, от личного насилия, от проповеди насилия, от всякого оправдания насилия». Как оценить это высказывание с точки зрения использования политических средств; возможности практической реализации?
Анализ текста
А. Солженицын «Как нам обустроить Россию?»
Демократия малых пространств веками существовала и в России. Это был сквозь все века русский деревенский мир, а в иные поры - городские веча, казачье самоуправление. С конца прошлого века росла и проделала немалый путь еще одна форма его - земство, к сожалению, только уездное и губернское, без корня волостного земства и без обвершения всероссийским. Октябрьский переворот насильственно сломал всякое земство, заменив его советами, от самого начала подмятыми компартией. Всей историей с 1918-го эти советы опорочены: они никогда не были реальным самоуправлением на каком-либо уровне. Вносимые сейчас робкие избирательные изменения тоже не могут эту форму спасти: она не обеспечивает местных интересов с их влиянием через всю структуру снизу вверх. Я полагаю, что «советы депутатов» надо, шаг за шагом, снизу вверх, заменить земской системой.
Е. Стариков «Популизм и маргиналы»
С давних времен на «изломах» общественной жизни возникает своеобразное явление, называемое популизмом (от латинского populus - народ). Скорее стихийное движение, чем организованная партия, больше настроение, нежели идеология, это явление возникает как реакция широких и разнородных масс на оттеснение их от центров экономической и политической власти. В популизме «простой человек», утративший идеологические ориентиры, ищет способ хоть как-то влиять на принятие важных для него решений.
Одна из главных черт популизма - мощный антибюрократический заряд. Переплетение демократических идей и дичайших предрассудков массового сознания, здравой социальной критики и ностальгии по «старому доброму времени», озабоченности судьбами страны и обветшалых мифов образует «гремучую смесь», особо опасную при стремлении к «прямому действию». Тем более когда действия диктует не осознанная логика событий, а эмоции стихийно объединившейся массы.
Политическая элита, когда она теряет свои позиции, получает «политическую пехоту» в виде шовинистических и других экстремистских групп - люмпенов и маргиналов. Они связаны с устаревшими формами производства и напуганы непредсказуемыми изменениями. На словах проклиная бюрократию, они гораздо больше опасаются непонятного им движения за глубокую демократизацию общества и тоскуют по утраченному «порядку» и «сильной руке».
Не должно быть сомнений, что, если миллионам чернорабочих, лимитчиков, люмпенов и просто малокультурных «промежуточных людей» предложить на выбор либо терпеливую, упорную, долгую выработку демократических ценностей, либо следование «простому» лозунгу вроде «Все беды многострадального народа вызваны происками инородцев», - не должно быть сомнения, что выберут эти спои!
Вопросы и задания к текстам
- Вам известен популизм как тактика неприкрытого заигрывания политического лидера с массами, обещание мероприятий и программ, которые впоследствии не выполняются. Какой новый оттенок в данное явление вносит текст статьи?
- Почему люмпены и маргиналы составляют «политическую пехоту» той части элиты, которая стремится к революционному ниспровержению существующего строя?
- Почему люмпены и маргиналы готовы объединиться в борьбе с инородцами, которые также относятся к маргинальным слоям?
- Какие события в общественно-политической жизни нашей страны помогает понять эта статья?