Общение как взаимодействие - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Общение как взаимодействие - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

Ключевые понятия

Кооперация - процесс общения, при котором происходит координация единичных сил участников.

Конкуренция - процесс, при котором расшатывается совместная деятельность, препятствия для взаимодействия.

Доминантный собеседник - уверенный, жесткий в своих решениях человек.

Недоминантный собеседник - застенчивый, чуткий к внешним признакам силы собеседника, нерешительный человек.

Мобильный собеседник - с легкостью переключающийся на общение от любых других занятий, контактный, легко отвлекаемый человек.

Ригидный собеседник - человек, который не сразу включается в беседу, идеальный слушатель, вдумчивый.

Экстраверт - весьма расположенный к общению человек. Интроверт - не склоненный к внешней коммуникации человек. Интеракция - межличностное взаимодействие.


Тестовый контроль

1. Человека, без сомнения изменяющего свое поведение в соответствии с групповым воздействием, т. е. соглашающегося с мнением группы, называют:

а) конформистом;

б) нонконформистом;

в) коллективистом.

2. Социальная норма - это:

а) правило поведения;

б) стандарт поведения;

в) регулятор поведения;

г) обычаи и традиции;

д) все ответы верны.

3. Социальный контроль обеспечивает:

а) приобретение билетов в транспорте;

б) изменения поведения, отклоняющегося от нормы;

в) помощь всем нуждающимся.


Практикум

1. Определите направленность личности (Б. Басс).

1) Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы.

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо.

B. Сознания того, что меня окружают друзья.

2) Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

Б. Известным игроком.

B. Выбранным капитаном команды.

3) По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход.

Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4) Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе.

Б. С удовольствием работают в коллективе.

B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5) Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности.

Б. Были верны и преданы мне.

B. Были умными и интересными людьми.

6) Лучшими друзьями я считаю тех:

A. С кем складываются хорошие взаимоотношения.

Б. На кого всегда можно положиться.

B. Кто может многого достичь в жизни.

7) Больше всего я не люблю:

A. Когда у меня что-то не получается.

Б. Когда портятся отношения с товарищами.

B. Когда меня критикуют.

8) По-моему, хуже всего, когда педагог:

A. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.

B. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9) В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями.

Б. Ощущение выполненных дел.

B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10) Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни.

Б. По-настоящему увлечен своим делом.

B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11) В первую очередь школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика.

B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12) Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями.

Б. Для отдыха и развлечений.

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13) Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.

Б. У меня интересная работа.

B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14) Я люблю, когда:

A. Другие люди меня ценят.

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

B. Приятно провожу время с друзьями.

15) Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности.

B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16) Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход.

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.

B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17) Для меня нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства.

Б. Неудача при выполнении важного дела.

B. Потеря друзей.

18) Больше всего я ценю:

A. Успех.

Б. Возможности хорошей совместной работы.

B. Здравый практичный ум и смекалку.

19) Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других.

Б. Часто ссорятся и конфликтуют.

B. Возражают против всего нового.

20) Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом.

Б. Имеешь много друзей.

B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21) По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

A. Доступным.

Б. Авторитетным.

B. Требовательным.

22) В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.

Б. О жизни знаменитых и интересных людей.

B. О последних достижениях науки и техники.

23) Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

A. Дирижером.

Б. Композитором.

B. Солистом.

24) Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс.

Б. Победить в конкурсе.

B. Организовать конкурс и руководить им.

25) Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу сделать.

Б. Как достичь цели.

B. Как организовать людей для достижения цели.

26) Человек должен стремиться к тому, чтобы:

A. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу.

B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27) Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. В общении с друзьями.

Б. Просматривая развлекательные фильмы.

B. Занимаясь своим любимым делом.

Инструкция:

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1) Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «Больше всего».

2) Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов с номером соответствующего пункта в столбце под рубрикой «Меньше всего».

3) Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы.

Остальные ответы нигде не записываются. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

Ключ к расшифровке:


п/п

Я

О

Д


п/п

Я

О

Д


п/п

Я

О

Д

1

А

В

Б

11

Б

В

А

21

Б

А

В

2

Б

в

А

12

Б

А

В

22

Б

А

В

3

А

В

Б

13

В

А

Б

23

В

А

Б

4

В

Б

А

14

А

В

Б

24

Б

В

А

5

Б

А

В

15

Б

В

А

25

А

В

Б

6

В

А

Б

16

А

В

Б

26

В

А

Б

7

В

Б

А

17

А

В

Б

27

Б

А

В

8

А

Б

В

18

А

Б

В





9

В

А

Б

19

А

Б

В





10

А

В

Б

20

В

Б

А






С помощью методики выявляются следующие направленности:

1) Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2) Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3) Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

2. Ваш стиль взаимодействия: администратор или лидер.

Тщательно продумав нижеследующие высказывания, постарайтесь определить по одиннадцатибалльной шкале (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) степень вашего согласия с каждым из них. Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствующих клетках регистрационного бланка. Имейте в виду, что 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 - полное несогласие, 5 - согласие наполовину.

1) Я доверяю людям.

2) Я считаю, что о решении своих социально-бытовых проблем люди должны заботиться сами, а не их руководители или администрация.

3) Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбирали себе руководителей.

4) Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться».

5) Люди хорошо знают, что я умею хранить доверяемые мне их личные тайны.

6) Все люди хотят одного - власти; я не исключение.

7) Я склонен и готов вступиться за членов коллектива всякий раз, когда с ними обходятся несправедливо.

8) Думаю, что в интересах дела людям выгодней иметь руководителем человека непреклонного и жестокого (безжалостного).

9) Я за полную гласность.

10) Согласен с тем, что основное для достижения успеха в управлении - умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу.

11) Я могу ладить (срабатываться) даже с теми людьми, которые мне не по душе.

12) Я отдаю команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме.

13) Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моей собственной точке зрения.

14) Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся.

15) Мне кажется, что я хорошо знаю общие нужды и проблемы своего коллектива.

16) Мне легче руководить людьми, когда я знаю то, что они не хотели бы афишировать.

17) Я лично заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов того коллектива, в котором я работаю, разрешились.

18) Я уверен, что боязнь наказания - более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения.

19) Я чувствую в себе способности и готовность практически действовать для решения общих для коллектива проблем.

20) Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглашаются со мной из опасения «нарваться на неприятность».


Л (лидер)

1

3

5

7

9

11

13

15

17

19

А (администратор)

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20


Суммируйте все баллы по шкале JI (нечетные высказывания), итог запишите.

Проведите ту же операцию со шкалой А (четные ответы), итог запишите.

Отношение Л/А отражает соотношение в вашей деятельности черт лидера и администратора.

Например: Л = 90, А = 60, значит вы на 60% лидер и на 40% администратор.

3. Взаимодействие.

Все члены группы садятся в круг. Ведущий передает или бросает кому-нибудь какой-либо предмет (книгу, спичечный коробок и др.) и называет при этом какой-либо одушевленный или неодушевленный предмет (ножик, собака, ежик, огонь, вода и т. д.). Участник должен проделать действия, характерные для обращения с данным предметом. Затем ведущий передает предмет следующему участнику, называя его по-новому.

В упражнении должны быть задействованы все члены группы. Анализ выразительности и адекватности не обязателен. Важно уже то, что игра побуждает фантазию на поиски соответствующего невербального «приспособления», стимулирует двигательную активность, направленность внимания, способствует созданию благоприятной обстановки в группе.

4. Ролевое общение.

Группа делится на участников и наблюдателей. Участники (не более 10 человек) садятся в круг, в середине которого кладется стопка конвертов с заданиями. Содержание каждого задания заключается в том, чтобы продемонстрировать определенный стиль общения с людьми.

Ведущий предлагает всем взять по одному конверту. Никто не должен показывать другим содержание своего конверта до момента окончания дискуссии и анализа.

Задается тема дискуссии (например, «Нужен ли психолог в школе?»). Кроме участия в дискуссии на заданную тему каждый участник должен выполнить свое индивидуальное задание, содержащееся в конверте. Наблюдатели стараются определить разные стили общения участников, анализируя конкретное вербальное и невербальное поведение каждого.

Индивидуальные задания для дискуссии - содержимое отдельных конвертов - могут носить следующий характер:

1) Ты как минимум два раза выскажешься во время дискуссии. Всякий раз ты будешь говорить что-то на обсуждаемую тему, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя...

2) Ты как минимум два раза выскажешься во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти в чьих-то словах предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением заранее намеченного тобой вопроса. Постарайся вести разговор в нужном для тебя направлении...

3) Ты будешь активно участвовать в разговоре и вести себя так, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь и очень много пережил...

4) Ты как минимум пять раз постараешься влезть в разговор. Будешь слушать других главным образом для того, чтобы в своих словах вынести какие-то оценки конкретным участникам дискуссии (например, начинающиеся со слов «Ты -...»). В основном будешь ориентироваться на то, чтобы давать оценки членам группы.

5) Ты не менее трех раз выскажись в ходе дискуссии. Внимательно слушай других и каждую свою реплику начинай с пересказа своими словами того, что говорил предыдущий оратор (например, «Правильно ли я тебя понял, что...»).

6) Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим как можно более полно выразить свои мысли, способствовать взаимопониманию между членами группы.

7) Вспомни, как обычно выглядит твое поведение во время дискуссий, постарайся, чтобы на сей раз все было иначе. Попробуй изменить свой обычный способ поведения на более совершенный.

8) Тебе не дается никакого задания, веди себя во время дискуссии так, как ты обычно ведешь себя во время групповых обсуждений.

По окончании упражнения анализируются конкретные особенности поведения участников дискуссии, соответствующие разным стилям поведения. Делаются выводы о продуктивности занятия.

5. Путанка.

Группа выбирает водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки.

6. Метафора.

Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается?

Ведущий предлагает всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала желающему предлагают быть предметом творчества, выйти в середину круга.

Задание участникам: «Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы нарисовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие исторические времена все это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.

7. Требование.

Ведущий предлагает проверить свои возможности в области предъявления требований к окружающим. Варианты упражнений: обратитесь к кому-нибудь с требованием-просьбой, с требованием- доверием, с требованием-одобрением, с требованием-намеком, с требованием-игрой, с требованием-обсуждением, с требованием- недоверием.


Домашнее задание

1. Пора расставаться.

Беседуя с кем-то на тему, не слишком важную для вас, научитесь, взглянув на часы, приветливо сказать: «О, извини, я тороплюсь, договорим в другой раз» - и с этими словами немедленно удалиться. Если осталось впечатление, что собеседник обижен, загладьте обиду потом: разыщите, позвоните, еще раз принесите свои извинения. Зато вы научите себя не «прилипать» к людям, у которых свои заботы. Было бы неплохо еще овладеть дружелюбным и забавным «прощальным» жестом или словцом, но это требует известного артистизма и дается не каждому.

2. Эмоциональная поддержка.

Присматривайтесь к тому, как люди работают, и не упускайте случая выразить им свое одобрение. Скажите им негромко что-нибудь в таком роде: «Ловко это у вас получается!» Даже если вы стеснительны, преодолейте себя и все-таки скажите.

Мы отвыкли говорить друг другу приятное, и каждый внутренне готов услышать грубость. Поэтому доброе слово может даже насторожить незнакомца. Не исключено, что он подумает: «Чего этому от меня надо?» Пусть вас это не беспокоит: вы-то знаете, что вам ничего не надо.

3. Танцевальное взаимодействие.

Обсудите какой-нибудь интересный фильм. Разделитесь на «телезрителей» и «танцоров». «Танцоры» должны рассказать экспертам- «телезрителям» о том, что они думают о героях телефильма и их дальнейшей судьбе.






Для любых предложений по сайту: [email protected]