ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА - ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА - ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение темы вносит вклад в достижение результатов

личностных:

— осознание значимости нравственного поведения на основе усвоения духовных ценностей;

метапредметных:

— умение определять назначение и функции культуры как социального института;

— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом нравственных ценностей;

предметных:

— владение понятиями «духовная культура», «духовные ценности», «институты культуры», «народная культура», «элитарная культура», «массовая культура», «субкультура», «контркультура»;

— владение умениями применять полученные знания о культурных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Задачи занятия:

1) познакомить учащихся со спецификой и функциями духовной культуры;

2) раскрыть объединяющую гуманистическую составляющую основных духовных ценностей;

3) охарактеризовать особенности различных типов культур.

II. Место темы в системе учебных занятий

Тема открывает главу «Общество как мир культуры», тем самым определяя её общий фарватер — духовная сфера общества. Последующие темы раскрывают этические, научные, религиозные, эстетические и другие аспекты духовного развития общества.

В данной теме учащимся предстоит познакомиться со спецификой духовной культуры общества. Урок вбирает в себя достаточно широкий круг вопросов, но определяющими являются характеристика духовной культуры и её ценностные установки.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Кулибаба С. И., Калюжная Н. А. Духовная культура современного российского общества: состояние и тенденции формирования (по материалам всероссийского социологического исследования). — Астрахань, 2006.

Культурология: учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. — М., 2008.

Культурология: учеб, пособие. — М., 2005.

Оборудование

Проектор, схема «Функции культуры», подготовленные материалы текстов (И. А. Ильин, Д. С. Лихачёв) и заданий для проверки знаний.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Традиционные (комбинированные) уроки, включающие в себя изложение учителем ключевых положений нового материала, беседу с классом, работу с текстом учебника, закрепление материала.

2-й вариант. Лабораторное занятие: работа с текстами.

Ход занятия

Мотивационный этап

Начать занятие полезно с вопросов, предваряющих текст параграфа (с. 101). Учитель обращает внимание класса на вопрос, связанный с понятием «духовная культура». Учитель рекомендует старшеклассникам записать в тетрадь, во-первых, факты проявления духовной культуры в обществе, во-вторых, её значение для социума. Имеет смысл окончательно не завершать обобщение и обсуждение этого задания, а вернуться к нему в конце занятия.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Понятие «духовная культура».

2. Культурные ценности и нормы.

3. Институты культуры.

4. Многообразие культур.

1. Основная задача первого пункта плана — усвоить понятие «духовная культура». Учащиеся самостоятельно знакомятся с разделом параграфа и заполняют в тетради таблицу.

Определение понятия «духовная культура»

Области и компоненты духовной культуры

Представляет собой:

1) духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных продуктов;

2) духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т. д.

Проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию), религию, науку, образование, искусство, язык, письменность и т. д.

Итогом этой работы может быть беседа с классом по вопросам: 1. Как вы поняли слова Н. А. Бердяева о культуре? Аргументируйте свой ответ. 2. Что объединяет позиции Н. А. Бердяева и Вильгельма фон Гумбольдта? 3. Результатом какой деятельности является духовная культура?

2. Затем учитель акцентирует внимание учащихся на ещё одном аспекте духовной культуры, которую можно рассматривать как совокупность духовных ценностей, прежде всего мировоззренческо-философских, нравственных, эстетических, религиозных. Он останавливается на определении понятия «духовная культура», а также характеризует основные духовные ценности. Духовные ценности — это идеальное представление об истине, справедливости, добре, человечности, красоте и миропорядке в целом. Мировоззренческо-философские ценности сосредоточивают в себе основы понимания жизни на Земле, они охватывают пространство и время, природу и космос. Нравственные ценности регулируют отношения в обществе с антагонистических позиций должного и предписанного. Основные этические категории — добро и зло. С добром всегда ассоциируются гуманизм, милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание. Эти ценности помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Эстетические ценности связаны с представлением о прекрасном, с эмоциональной культурой человека. Религиозные ценности объединяют в себе мировоззренческие, нравственные, эстетические. Широко известны такие религиозные ценности, как вера в Бога, смирение. В целях более глубокого погружения в проблему учитель ставит перед классом задание: прочитать материал параграфа о духовных ценностях и письменно в тетради составить 2—3 вопроса к содержанию материала. Затем производится коллективное обсуждение результатов выполнения задания.

Приведём возможные варианты ответов.

Мировоззренческо-философские ценности. 1) Чем можно объяснить, что эти ценности требуют осмысления и самоопределения по отношению к ним? 2) Что формирует эта группа ценностей? 3) Какие мировоззренческие понятия являются ключевыми?

Нравственные ценности. 1) Какие отношения регулируют нравственные ценности? 2) Какое умение достигается, если человек придерживается этих ценностей? 3) Какие ценности принято относить к нравственным?

Эстетические ценности. 1) С чем связаны эстетические ценности? 2) Что древние греки понимали под гармонией? 3) Какое место она занимает в ряду эстетических ценностей?

Религиозные ценности. 1) Что включают в себя и мировые, и национальные религии? 2) К чему ведёт нарушение религиозных ценностей?

Вариантом промежуточного этапа закрепления ключевых вопросов темы может быть задание такого типа (ЕГЭ 2013. Обществознание: сб. заданий / Е. Л. Рутковская, Е. С. Королькова, Г. Э. Королёва. — М., 2012. — С. 68—69):

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Духовная культура — это важнейшая сфера деятельности отдельных людей и общества в целом, связанная с производством, сохранением, ____________________ (А) и потреблением ____________________ (Б). Наука, искусство, религия, мораль, образование выполняют социально значимые исторически закрепившиеся за ними функции, имеют свою структуру, т. е. являются ____________________ (В). Духовная жизнь отдельной личности включает её потребности, способности, стремления, жизненные ориентиры и ____________________ (Г), знания, веру и многое другое. Неотъемлемой её частью является ____________________ (Д) — область чувств и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является её ____________________ (Е), т. е. освоение культуры».

Список терминов: 1) социализация; 2) распространение; 3) общество; 4) социальный институт; 5) ценностные ориентации; 6) культура; 7) духовные ценности; 8) общественные отношения; 9) эмоциональная сфера.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







3. Изучение третьего пункта плана может быть основано на беседе с классом, в процессе которой учащиеся заполняют в тетради схему «Функции культуры» (макет схемы отображается с помощью проектора на экране). Учитель кратко характеризует функции культуры.

1. Познавательная функция аккумулирует в себе знания о мире, обществе, человеке и опыт многих поколений людей. У нас появляется возможность познавать и осваивать всё то лучшее, что вобрала в себя культура. 2. Оценочная функция культуры напрямую связана с её ценностными предпочтениями. Из курса обществознания известно, что человеческая деятельность регулируется не только нормами права, но и системой ценностей. Отбор ценностей происходит посредством практической деятельности. 3. Регулятивная (нормативная) функция базируется на системе моральных норм, правовых норм, обычаях и традициях, а также на нормах поведения человека в быту, на производстве, во взаимодействии с другими людьми, природой. 4. Информативная функция заключается в передаче от поколения к поколению знаний, ценностей, всего накопленного социального опыта. 5. Коммуникативная функция направлена на обеспечение взаимодействия между людьми, социальными группами, обществом. Эта функция способствует интеграционным процессам. 6. Функция социализации даёт каждому человеку возможность приобщиться к определённой системе знаний, норм, ценностей, на основе которых субъект может проявлять себя в самой широкой палитре социальных ролей и взаимодействий.

Функции культуры

познавательная;

оценочная;

регулятивная (нормативная);

информативная;

коммуникативная;

социализации

Затем учитель предлагает школьникам самостоятельно прочитать небольшой фрагмент учебного текста о культурных институтах и выписать примеры таковых в тетрадь. Далее педагог мобилизует знания учащихся о том, что представляет собой социальный институт. Следует спроецировать теоретические знания на выявленные примеры. В этой работе будут уместны следующие вопросы: 1) Что понимается под социальным институтом? 2) Каковы основные признаки социального института? 3) Какую роль он играет в жизни общества? На примере какого-либо института культуры школьники должны показать его практическую направленность и институциональность.

4. Заключительный пункт плана может быть освоен на основе групповой работы в классе. Класс делится на 4 группы, каждая получает задание: прочитать в учебнике материал о массовой, элитарной или народной культуре, субкультуре и контркультуре. Выделить их особенности и сделать краткое сообщение о предмете рассмотрения (массовая, элитарная, народная культура, субкультура и контркультура).

На лабораторном занятии можно обратиться к фрагментам научных трудов.

Текст 1. Культура и цивилизация. Автор — И. А. Ильин (1883—1954), русский религиозный философ, публицист, выслан из России в 1922 г.

Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утончённую духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т. д.) являть картину отсталости и первобытности, и обратно...

Внутреннее, сокровенное, духовное решает вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного.

Ныне это должно считаться аксиомой всякой культуры. Так, нравственное состояние человека ценится не по его материальным последствиям и не по внешней пользе, из него проистекающей, но по внутреннему состоянию души и сердца человека, его переживающего. Так, произведение искусства художественно не тогда, когда «эффектна» и «оригинальна» его эстетическая материя, но тогда, когда оно верно своему сокровенному духовному предмету... Так, право и государство жизненны и верны именно там... где на высоте пребывает живое правосознание людей. Так, все хозяйственные вопросы и затруднения разрешаются именно изнутри — через воспитание людей к братству и справедливости; ибо так воспитанные люди найдут и внешние формы братской жизни. Культура творится изнутри; она есть создание души и духа...

Ильин И. А. Соч. В 10 т. — М., 1993. — Т. 1. — С. 300, 301.

Вопросы и задания к тексту: 1. Согласны ли вы с высказанными в тексте различиями в определениях культуры и цивилизации? Какие точки зрения на эту проблему, кроме изложенной во фрагменте, вам известны? 2. Поясните положение текста о том, что духовное решает вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного.

Текст 2. Память. Автор — Д. С. Лихачёв (1906—1999), российский филолог, культуролог, академик Российской академии наук.

Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.

Память — преодоление времени, преодоление смерти.

В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.

Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной...

Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям... так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его порой ошибками и тяжёлыми воспоминаниями и быть устремлённым в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами.

Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.

Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества — это активная память человечества, активно же введённая в современность.

Лихачёв Д. С. Нравственные вершины // Книга беспокойств. — М., 1991. — С. 328, 329.

Вопросы и задания к тексту: 1) Найдите в тексте определение культуры. 2) Согласны ли вы с определениями совести и безответственности, данными академиком Д. С. Лихачёвым? Постарайтесь дать своё определение этих понятий. 3) Раскройте на примерах смысл и значение трёх видов памяти — семейной, народной и культурной. Объясните, в чём проявляется их взаимозависимость. 4) Подробно разъясните смысл выражения «историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ». Согласны ли вы с этим утверждением? Свои взгляды аргументируйте.

Текст 3. Документ, помещённый в конце параграфа (фрагмент работы современного российского автора А. В. Костиной «Культурология»).

Далее имеет смысл сформулировать задания и вопросы, которые позволят перейти к рубрике «Практические выводы»: назовите слагаемые духовной культуры общества. Какие из них для вас являются ключевыми? Объясните почему. В чём, по-вашему, состоит неиссякаемый потенциал духовной культуры?

Учитель обращает внимание класса на связь практических выводов. Он просит старшеклассников уточнить, в чём она проявляется, объективна ли она. Важно, чтобы работа над этим разделом заставила учащихся задуматься о том, каковы их духовные предпочтения, есть ли они вообще в их жизни, помогают ли они отличить истинные духовные ценности от мнимых.

Этап закрепления

На данном этапе можно использовать следующие задания:

1. Картины Пикассо многие искусствоведы считают малопонятными широкой публике, рассчитанными на узкий круг знатоков и поэтому относят их к произведениям

1) экранной культуры

2) народной культуры

3) массовой культуры

4) элитарной культуры

2. Реклама является неотъемлемой частью

1) национальной культуры

2) массовой культуры

3) элитарной культуры

4) народной культуры

3. Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Характерные черты

Сферы культуры

A) анонимность

Б) ориентация на запросы

B) коллективность творческих процессов

Г) стандартизация содержания

Д) развлекательный характер

1) народная культура

2) массовая культура потребителя

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






Домашнее задание

Выполнить задания 1, 2, 3 к параграфу. Выполнить задание 4 и подобрать информацию из СМИ о том, как функции духовной культуры реализуются в современной жизни российского общества.

Учащимся, проявившим интерес к теме, имеет смысл выполнить задание 5 к параграфу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]