СЕМЕЙНОЕ ПРАВО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

— осознание значимости правового регулирования семейных отношений;

— понимание важности юридического оформления брака;

метапредметных:

— умение устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях семейных правоотношений, имеющих определённые юридические последствия;

— способность давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права и приводить нормы соответствующей отрасли права (например, административного, уголовного), регулирующей проявляющиеся в этом поведении семейно-брачные отношения;

— умение строить рассуждения, раскрывающие смысл высказываний о юридической стороне брака;

— умение выполнять познавательные проблемные задания на правовом материале;

предметных:

— знание базовых понятий «семейные правоотношения», «семейное законодательство», владение понятиями «семья», «брак», «усыновление», «опека», «попечительство»;

— знание правовых основ семейно-брачных отношений;

— целостное представление об основных нормах семейного права;

— умение применять знания основных норм семейного права в ситуациях повседневной жизни.

Задачи занятия:

1) систематизировать знания школьников о семейном праве;

2) конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье;

3) познакомить с формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

4) довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений.

II. Место темы в системе учебных занятий

Изучение темы целесообразно строить с опорой на знания о социальных институтах, в том числе институте семьи и брака (§ 2), об источниках, отраслях права и правоотношениях (§ 19, 20). Кроме того, данные уроки имеют содержательную основу, выработанную в основной школе при изучении семейного права как одной из отраслей права. Имеющиеся знания при рассмотрении темы конкретизируются, дополняются новым правовым содержанием.

Материал, иллюстрирующий различные аспекты семейных правоотношений, можно почерпнуть из литературных произведений, входящих в школьную программу.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Нормативные правовые акты:

Конституция РФ; Декларация прав ребёнка: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml;

Конвенция о правах ребёнка: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

Абашин Э. А. Семейное право: учеб, пособие. — М., 2002.

Гришина И. И., Гришин И. П. Семейное право: учеб, пособие. — М., 2004.

Бровкин А. В., Еремичев И. А., Страунинг Э. Л. Семья и закон в вопросах и ответах: учеб, пособие. — М., 2002.

Калуцкая Е. К. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении семейного и трудового права в 11 классе // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2007. — № 4.

Полякова С. В. Урок по теме «Личные и имущественные права и обязанности супругов» // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2009. — № 2.

Шевчук Л. А. Тема «Семейное право» (анализ ситуаций) // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2009. — № 8.

Оборудование

Презентация, содержащая схемы «Субъекты семейных правоотношений», «Права и обязанности супругов», «Формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» и таблицу «Права ребёнка»; Конституция РФ, Семейный кодекс РФ; вопросы для закрепления в электронном виде.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Традиционные комбинированные уроки с последовательным изучением на них вопросов темы и текущим закреплением.

2-й вариант. 1-й час: изучение всех пунктов плана. 2-й час: а) практическое занятие по решению задач; б) лабораторная работа с источниками. 3-й час: выполнение заданий с элементами деловой игры, а также заданий дискуссионного характера.

Ход занятия

Мотивационный этап

Целесообразно обратиться к вопросам, поставленным во вводной части параграфа. Возможно также обращение к вопросу: есть ли в современном российском семейном законодательстве юридическое понятие «глава семьи»? Выслушав предположения учащихся, важно обратить их внимание на то, что ответить на эти вопросы помогут знания об основных принципах семейного права.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Правовая связь членов семьи.

2. Вступление в брак и расторжение брака.

3. Права и обязанности супругов.

4. Права и обязанности детей и родителей.

5. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Начать работу можно с привлечения внимания к перечню источников семейного права. (Классу с сильным составом учащихся можно напомнить, что наряду с термином «источник права» встречается термин «форма права»; в современной юридической литературе и практике эти термины употребляются, как правило, в качестве идентичных.) Помимо Семейного кодекса РФ, известного учащимся как источник семейного права из курса основной школы, важно назвать в качестве источников семейного права другие законы и подзаконные нормативные акты. К законам, регулирующим семейное право на территории Российской Федерации, относятся Конституция РФ, уже названный Семейный кодекс, Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы и законы субъектов Федерации. Помимо этого, к источникам семейного права относят Конвенцию о правах ребёнка и Декларацию прав ребёнка. Нелишне также отметить, что отдельные правоотношения в области семейного права регулируют Гражданский процессуальный кодекс, Жилищный кодекс, Административный кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс. Так, например, Гражданский процессуальный кодекс определяет порядок взыскания алиментов. А за злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей родители привлекаются к уголовной ответственности (кстати, как и трудоспособные дети, уклоняющиеся от уплаты алиментов родителям). Примером подзаконного нормативного акта, принятого в соответствии с законом РФ и в его исполнение, может быть Положение о приёмной семье. Перечень источников (форм) семейного права целесообразно заранее написать на доске или представить в виде схемы, включённой в презентацию.

Полезно обратить внимание учащихся и на то, что семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Субъекты РФ могут решать самостоятельно конкретные вопросы семейного права. (Примером может быть снижение некоторыми субъектами РФ брачного возраста.)

Предваряя введение понятия «семейные правоотношения», полезно обратиться к учащимся с вопросом о том, что им известно о понятии «правоотношения». Заслушав ответы, важно заметить, что на основе изучения темы понятие «правоотношения» будет конкретизировано на примерах регулируемых нормами права отношений членов семьи.

Пункт плана о правовой связи членов семьи может быть изучен по тексту параграфа в учебнике. После ознакомления с соответствующим разделом проводится беседа по вопросам: 1) Почему фактически существующие, но формально не зарегистрированные семейные союзы в правовом (юридическом) смысле нельзя назвать словом «семья»? 2) Что представляет собой семья с юридической точки зрения? 3) Кто может выступать в качестве субъектов семейных правоотношений? 4) Какие отношения членов семьи регулируются семейным правом? 5) Что относят к объектам семейных правоотношений? 6) Какие действия членов семьи являются правомерными, а какие — неправомерными?

При рассмотрении некоторых вопросов видится целесообразным прямое обращение к тексту учебника. В частности, это касается юридического определения семьи, а также субъектов и объектов семейных правоотношений.

Сославшись на ст. 2 Семейного кодекса РФ, полезно акцентировать внимание учащихся на отношениях, регулируемых семейным законодательством. К ним относятся: 1) условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; 2) личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, между другими родственниками и иными лицами; 3) формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе работы над вопросом о правоотношениях членов семьи и об их правомерных и неправомерных действиях учащимся может быть предложено рассмотреть приведённые в учебнике примеры, а также (особенно это важно в классах с сильным составом и для заинтересованных в изучении предмета учащихся) раскрыть изучаемые теоретические положения на собственных примерах.

Вопрос о субъектах семейных правоотношений может быть изучен с опорой на схему.

В зависимости от степени подготовленности учащихся возможны следующие варианты работы со схемой: а) в менее подготовленном классе данную схему учитель может предъявить в заполненном виде и дать комментарии по отдельным её структурным компонентам; б) в классе с сильным составом учащихся схему можно предложить в незаполненном или частично заполненном виде (например, заполнить первое звено — «муж и жена») и попросить заполнить все оставшиеся звенья, опираясь на знания из курса основной школы и собственный опыт. Учителю следует подчеркнуть, что схема не исчерпывает перечень субъектов семейного права, так как включённые в неё структурные составляющие могут состоять из частей, способных быть самостоятельными субъектами семейного права (скажем, звено «другие родственники» можно конкретизировать, включив в него, например, бабушек и дедушек, сводных братьев или сестёр).

2. Изучая вопрос вступления в брак и расторжения брака, следует выделить и записать на доске перечень: а) требований, необходимых для заключения брака (присутствие обоих лиц, вступающих в брак; добровольное согласие на вступление в семейный союз; достижение брачного возраста), и б) обстоятельств, которые препятствуют заключению брака (близкое родство — в брак не могут вступить родные братья и сёстры, мать и сын, отец и дочь; отношения усыновителей и усыновлённых; нахождение в другом зарегистрированном браке; признание судом одного из брачующихся недееспособным вследствие психического расстройства).

Вопрос о порядке и условиях заключения брака, брачном возрасте и обстоятельствах, препятствующих вступлению в брак, может быть также рассмотрен с использованием документа к параграфу и заданий к данному документу (с. 262—263).

В дополнение к учебному тексту параграфа можно выделить три основания прекращения брака: а) смерть одного из супругов; б) расторжение брака; в) признание брака недействительным.

В целях текущего закрепления рекомендуем следующие вопросы: 1) Каким образом производится регистрация брака? 2) Всегда ли вопрос о расторжении брака решается в судебном порядке? 3) В каких случаях брак может быть признан судом недействительным?

3. Приступив к разъяснению вопроса о правах супругов, целесообразно сразу же выделить и, возможно, изобразить схематически две группы прав: личные неимущественные и имущественные права. Имущественные права, в свою очередь, полезно наглядно, на схеме, разделить на права, регулирующие отношения по поводу супружеской собственности, и права, регулирующие отношения по поводу взаимного материального содержания (алиментные отношения).

По мере изложения учебного материала полезно проводить текущее закрепление. Ему будут способствовать вопросы: когда возникают права и обязанности супругов? Какие группы прав и обязанностей супругов выделяются в законе? Что закон относит к совместной собственности, а что — к собственности каждого из супругов? Каким образом делится совместное имущество при расторжении брака? Подлежит ли разделу собственность каждого из супругов при расторжении брака? Какие права и обязанности супругов могут быть зафиксированы в брачном договоре?

4. Вопрос о правах и обязанностях родителей и детей может быть изучен в ходе заполнения таблицы, фиксирующей основные права ребёнка, соответствующие каждому из них права и обязанности родителей.

Основные права ребёнка

Права и обязанности родителей

Право жить и воспитываться в семье (за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребёнка)

Обязанность обеспечить право ребёнка жить и воспитываться в семье, заботиться о его здоровье и развитии

Право с момента рождения на имя, отчество, фамилию

Обязанность дать ребёнку имя, отчество, фамилию

Право на общение со своими родителями и родственниками (даже если брак между родителями расторгнут)

Право и обязанность общаться с ребёнком

Право на защиту своих прав

Право и обязанность защищать права и интересы ребёнка

Право собственности на полученные доходы

Обязанность управлять имуществом ребёнка до наступления его совершеннолетия

Право собственности на имущество, полученное в дар или в порядке наследования либо приобретённое на свои средства

Право на получение содержания от родителей и других членов своей семьи для обеспечения нормальных условий жизни (быта, учёбы, отдыха и т. п.)

Обязанность содержать ребёнка, обеспечивая ему нормальные условия жизни

Акцентировать внимание на важных положениях учебного материала помогут вопросы: 1) До какого возраста человек в юридическом смысле считается ребёнком? 2) Какие из прав ребёнка вы отнесёте к личным неимущественным правам, а какие — к имущественным? 3) Кто управляет имуществом ребёнка до наступления его совершеннолетия? 4) Каким образом могут расходоваться доходы от управления имуществом ребёнка? 5) Как принцип равенства супругов в браке отражается на их правах и обязанностях в отношении детей? 6) Кто обеспечивает защиту законных прав и интересов ребёнка? 7) Какие обязанности несёт ребёнок по отношению к своим родителям?

5. Раскрывая вопрос о воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, важно, отметив обязанность органов опеки и попечительства определить ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в детский дом, интернат либо передать его на воспитание в семью, сделать особый акцент на формах семейного воспитания. Целесообразно предложить следующую схему, фиксирующую эти формы:

Закрепить материал помогут вопросы: 1) Чем отличается каждая из форм семейного воспитания от всех других? 2) Всегда ли в случае усыновления (удочерения) ребёнка необходимо согласие его родителей? 3) В каких случаях опекуны и попечители могут быть освобождены (отстранены) от выполнения своих обязанностей? 4) Чем положение воспитателей детей в приёмной семье отличается от положения опекунов и попечителей?

Отдельный урок по теме может быть посвящён работе с источниками и решению задач.

В качестве источников могут быть использованы тексты: а) Конституции Российской Федерации (ст. 7, 19, 38, 39); б) Семейного кодекса РФ.

После обращения к указанным статьям Конституции можно попросить учащихся пояснить, как и в каких нормах семейного права конкретизированы те или иные положения Основного закона РФ.

При работе с Семейным кодексом целесообразно обратить внимание на его содержание. Можно, в частности, попросить прочитать перечень разделов и глав СК и выбрать любые два раздела для детального изучения. После того как учащиеся осуществят выбор разделов для изучения, важно сформулировать вопросы и задания по работе с источником. Они могут быть, к примеру, такими: что нового по сравнению с изученным на прошлом уроке вы узнали из Семейного кодекса? Опираясь на текст Семейного кодекса, докажите, что закон отражает интересы субъектов семейных правоотношений.

Учитель может отметить, что в Семейном кодексе предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребёнка, с которой учащиеся знакомились в курсе основной школы. Так, в СК выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». В духе Конвенции решён вопрос о праве ребёнка на защиту от злоупотреблений родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Предусмотрено обязательное согласие ребёнка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, фамилии на фамилию другого родителя, а также при изменении его фамилии, имени и отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребёнка требуется также для восстановления в родительских правах родителей, ранее лишённых этих прав, а также для усыновления и передачи ребёнка, оставшегося без родительского попечения, в приёмную семью. Ребёнку предоставлено право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства.

Работу по решению задач можно провести с элементами деловой игры. Для этого из учащихся класса с учётом их желания следует выбрать группу «юристов-консультантов». Их задача — опираясь на законодательство, разъяснить, как будут решаться конкретные ситуации, в основе которых — определённые проблемы семейных правоотношений. Каждая из этих ситуаций предлагается паре учащихся, которая должна войти в роль её участников и прийти за разъяснением своих прав и способов решения своей проблемы к «юристам-консультантам». Учитель играет роль эксперта, который в случае необходимости корректирует или комментирует решение возникающих проблем.

Учащимся могут быть предложены следующие задания-ситуации:

1. Бабушка подарила своему 12-летнему внуку принадлежавшую ей приватизированную квартиру. Кто теперь является собственником квартиры? Кто имеет право распоряжаться этой собственностью, например сдать эту квартиру в аренду?

2. Является ли дача, перешедшая по наследству к одному из супругов после заключения ими брака, их совместной собственностью?

3. Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение развестись. Должен ли вопрос о разводе решаться в суде?

4. Супруги, имеющие сына, разводятся и делят имущество. К кому должны перейти приобретённые для сына спортивный тренажёр и музыкальный инструмент, на которых он занимается?

5. Супруги М. подали на развод. Жена собирается потребовать на суде долю в общей собственности с учётом полученного мужем в качестве наследства и проигранного им в карты автомобиля «Москвич» и дома в деревне, так как, по её мнению, супруг расходовал это имущество в ущерб интересам семьи. Удовлетворит ли суд её требование?

В качестве заданий-ситуаций могут быть также использованы задания 1—3.

Этап закрепления

Целесообразно выполнение нескольких заданий в формате ЕГЭ по образцу нижеследующих:

1. Найдите в приведённом списке объекты семейных правоотношений. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) находящаяся в совместной собственности супругов квартира

2) проживающая с супругами бабушка жены

3) усыновление супругами ребёнка

4) несовершеннолетние дети-школьники

5) новая дача, приобретённая супругами

6) родители мужа, нуждающиеся в уходе

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Права детей

Группа прав

Пример

...

неимущественные

Право жить и воспитываться в семье

Имущественные

Право на собственность на полученные ребёнком доходы

Ответ:______________

Домашнее задание

Учебник, § 24, документ к параграфу, вопросы к документу, вопросы для самопроверки.

Хорошо подготовленным учащимся (на выбор): привести собственный пример семейных правоотношений; составить развёрнутый план по теме «Основные источники семейного права»; написать эссе по высказыванию, представленному в рубрике «Мысли мудрых» (с. 264).






Для любых предложений по сайту: [email protected]