ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

— гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего своё право на благоприятную экологическую среду, готового в соответствии с действующим законодательством защищать это право и бороться с экологическими правонарушениями;

метапредметных:

— способность давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного экологического поведения;

— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию экологического поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;

предметных:

— владение базовым понятийным аппаратом экологического права;

— умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

— навыки оценивания социальной информации, умений поиска информации в различных нормативных правовых актах (Конституция РФ, кодексы, федеральные законы) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Задачи занятия:

1) раскрыть специфику экологических отношений, акцентируя нравственный аспект в отношениях между обществом и природой;

2) углубить и расширить знания учащихся о праве человека на благоприятную экологическую среду;

3) познакомить учащихся со способами защиты экологических прав;

4) продолжить формирование навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в нормативных правовых актах (в том числе понимания того, что гражданину необходимо знать законы своей страны, быть в курсе того, какие новые4 законы принимаются, а также какие изменения и дополнения вносятся в уже действующие законы).

II. Место темы в системе учебных занятий

Занятие строится с опорой на межпредметные связи с литературой (тема природы в творчестве русских писателей и поэтов), экологией, биологией, географией (размещение производства) и историей Отечества (обострение экологических проблем во второй половине XX в.). Оно направлено на то, чтобы углубить и поднять на более высокий уровень обобщения знания учащихся о нравственно-правовых аспектах отношений общества и природы, дополнив уже известные положения и идеи рядом новых аспектов. В определённой мере рассматриваемые понятия и идеи (прежде всего понятия «экология», «право человека на благоприятную окружающую среду») известны школьникам из курса обществознания основной школы, а также опираются на понятия «правоотношения», «правонарушение», «юридическая ответственность» (материалы § 20).

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Боголюбов С. А. Экологическое право. — М., 2011.

Белокрылова Е. А. Правовое обеспечение экологической безопасности. — Ростов н/Д., 2014.

Оборудование

Компьютер, проектор. Презентация, содержащая слайды со статьями различных нормативных правовых актов: Конституция РФ (ст. 42, 45, 46); ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 3, 4); КоАП РФ (ст. 8.21); УК РФ (ст. 251), а также схемы «Структура экологического права», «Система экологических нормативов».

IV. Организация учебной деятельности

Вариант организации работы

1-й час: изучение первого и второго пунктов плана. 2-й час: изучение третьего пункта плана.

Ход занятия

Мотивационный этап

Во вступительном слове целесообразно сделать акцент на нравственных проблемах, напомнить о роли природы в духовном развитии человека. Учащимся предлагается привести примеры, иллюстрирующие идею о том, что природа — источник творческого вдохновения (литература, изобразительное искусство, музыка и др.). Можно отметить, что на протяжении истории человечества господствовал взгляд на природу как на неисчерпаемую кладовую, а не как на предмет заботы и охраны. И в наши дни психология подавляющего большинства людей остаётся на потребительском уровне. Они либо не знают законов взаимодействия человека и среды, либо не соблюдают их как в экономической деятельности, так и в быту.

Вопросы, указанные в начале параграфа, заставят учащихся задуматься о проблемах, которые предстоит решать в ходе урока. При этом первый вопрос призван в парадоксальной форме обострить проблему урока, другие два — более конкретны. Рекомендуем учителю поставить эти вопросы перед классом в начале изучения материала с тем, чтобы вернуться к ним при подведении итогов.

В более подготовленном классе можно предложить прочитать документ (с. 285—286), ответить на вопросы и выполнить задания к нему. Это позволит перейти к изучению нового материала.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Общая характеристика экологического права.

2. Право человека на благоприятную окружающую среду.

3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

1. Рекомендуем обратить внимание учащихся на то, что главная задача экологического права — способствовать решению проблем окружающей среды, а также подчеркнуть специфику экологических отношений как отношений по использованию, а также по охране окружающей среды.

Раскрыть смысл понятия «окружающая среда» целесообразно с опорой на схему в учебнике (с. 278). Учащимся можно предложить проанализировать её и охарактеризовать основные элементы окружающей среды, проиллюстрировав каждый из них конкретными примерами. Обобщение и корректировка ответов позволят сформулировать понятие «окружающая среда».

Советуем в процессе объяснения комплексной структуры экологического права заполнить вместе с учениками следующую схему:

Завершив составление схемы, подчёркиваем, что структурные компоненты экологического права нельзя рассматривать в отрыве друг от друга: нормы, регулирующие использование природных ресурсов, и нормы, регулирующие охрану окружающей среды, действуют одновременно. Предлагаем учащимся проиллюстрировать это положение примерами.

Перечислив типы источников экологического права, отмечаем особую роль ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ООС). Кратко характеризуем закреплённые в нём принципы (с опорой на ст. 3), акцентируя внимание на принципе соблюдения права человека на благоприятную среду.

2. Изучение второго пункта плана можно начать с анализа содержания ст. 42 (транслируя текст на экран).

Школьники самостоятельно приходят к выводу, что ст. 42 включает, по существу, три самостоятельных, но неразрывно связанных между собой экологических права человека и гражданина: 1) на благоприятную окружающую среду; 2) на достоверную информацию о её состоянии; 3) на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Дальнейшей изучение этого пункта плана желательно организовать как поэтапное раскрытие смысла каждого из трёх прав. Можно попросить учащихся, опираясь на знания из курсов экологии, биологии, географии, обществознания, назвать качества (свойства) окружающей среды, которые позволят говорить о том, что это благоприятная окружающая среда. Затем можно познакомить класс с определением, сформулированным в законе об ООС.

Наиболее сложным представляется вопрос об экологическом нормировании. Дадим ряд разъяснений, которые, возможно, помогут учителю. Основным юридическим документом и в данном случае служит Закон «Об охране окружающей среды», в частности глава «Нормирование в области охраны окружающей среды». Это особые экологические нормы, которые устанавливает государство. Экологическое нормирование — мера вынужденная, обусловленная характером антропогенного воздействия на среду (как правило, отрицательного). Нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей России. За их нарушение предусмотрена юридическая ответственность в зависимости от причинённого вреда (ст. 22 Закона).

Систему экологических нормативов можно представить в виде следующей схемы:

Обращаем внимание учащихся, что правовое регулирование в сфере использования природных ресурсов пока не получило должного развития. В особенно сложном положении находится нормирование использования полезных ископаемых, поскольку нет ответа на вопрос о том, какие объёмы добычи можно считать нормальными, рациональными, не приносящими непоправимого вреда окружающей среде.

Завершая изучение этого пункта, подчеркнём, что право на информацию также является основополагающим правом личности и провозглашается во Всеобщей декларации прав человека. Это право закреплено в Конституции РФ, а также в ряде федеральных законов, и прежде всего в Законе об ООС. Важно акцентировать внимание на том, что право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды подразумевает сведения, которые отражают реальное, неискажённое состояние окружающей среды. Такой информацией в первую очередь располагают государственные органы, имеющие специальные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Раскрывая вопрос о праве на достоверную экологическую информацию, материал учебника можно дополнить сообщением о том, что реализация данного права предполагает соблюдение ряда юридических предписаний. Например, необходимо установить, что лицу, запрашивающему информацию, она действительно нужна для определения состояния окружающей среды. Важно также определить порядок доступа к информации, обеспечивающий её сохранность с целью последующего использования, и др.

3. Третий вопрос плана советуем рассмотреть поэтапно: вначале раскрыть вопрос о способах защиты экологических прав, а затем — вопрос об экологических правонарушениях. Рекомендуем отметить, что в Конституции РФ предусмотрена система юридических гарантий экологических прав человека и гражданина. Знакомим учащихся с содержанием ст. 45 и 46 Конституции РФ и подводим к выводу, что можно говорить о двух основных способах защиты прав граждан (в том числе и экологических прав): 1) самозащите и 2) защите с помощью государственных институтов (или государственной защите). Далее можно рассмотреть ст. 11 Закона об ООС.

Предлагаем перебросить мостик к изучению вопроса об экологических правонарушениях, предложив учащимся подумать над высказыванием в разделе «Мысли мудрых» (с. 287). Само изучение материала предлагаем провести в форме беседы. Советуем вместе вспомнить уже изученный материал (§ 20): что такое правонарушение и каковы его основные признаки? Каковы основные виды юридической ответственности? Какие кодексы устанавливают каждый из них?

Опираясь на ответы учащихся, можно раскрыть специфику экологического правонарушения и познакомить их с некоторыми мерами эколого-правовой ответственности. (Поскольку в нашем законодательстве такие меры весьма обширны, рекомендуем школьникам прочитать соответствующий текст учебника, где произведён тщательный отбор нормативных актов.) Завершая объяснение, следует отметить, что экологические правонарушения, как и все прочие, по виду (форме) юридической ответственности подразделяются на проступки и преступления, а разница, как известно, определяется степенью вреда, нанесённого окружающей среде и здоровью человека. В качестве примера можно предложить проанализировать текст ст. 8.21 КоАП РФ и ст. 251 УК РФ и определить, в чём состоит существенное различие составов правонарушений, указанных в статьях.

Этап закрепления

Целесообразно поставить перед учащимися ряд вопросов, которые позволят перейти к рубрике «Практические выводы»: 1) Почему каждый человек нуждается в улучшении качества окружающей среды? 2) Почему каждому нужно научиться разбираться в экологической ситуации, которая складывается в той местности, где он живёт? 3) Почему необходимо думать о своих обязанностях перед природой? 4) Почему каждый должен заботиться о защите окружающей среды?

Работа с этим разделом параграфа позволит учащимся осознать личную экологическую ответственность каждого.

Задания для закрепления материала:

1. Верны ли следующие суждения об экологическом праве?

А. Экологическое право объединяет нормы природо-ресурсного и природоохранного права.

Б. Главный принцип экологического права — соблюдение права человека на благоприятную экологическую среду.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения об экологических нормативах?

А. Цель экологического нормирования — обеспечить экологическую безопасность.

Б. Нормативы ПДВ устанавливают предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для различных источников воздействия на окружающую среду.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Ниже приведён ряд компонентов природной среды. Все они, за исключением двух, относятся к одному типу (виду).

1) недра; 2) почва; 3) сады; 4) вода; 5) лесополосы; 6) атмосферный воздух.

Укажите цифры, под которыми даны термины, выпадающие из этого ряда.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и укажите цифру, под которой оно помещено.

1) природная среда; 2) природные объекты; 3) природно-антропогенные объекты; 4) окружающая среда; 5) антропогенные объекты.

Домашнее задание

В менее подготовленном классе (или для учащихся, не планирующих сдавать экзамен по предмету): § 26, вопросы для самопроверки и задания 1 и 5 к параграфу.

В подготовленном классе (или для учащихся, планирующих сдавать экзамен по предмету): § 26, задания 1—5 к параграфу, а также подготовить развёрнутый план по теме «Право граждан на благоприятную окружающую среду».






Для любых предложений по сайту: [email protected]