ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

— осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;

— понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;

метапредметных:

— умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;

— умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);

— умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;

— способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;

предметных:

— владение понятиями «деятельность», «потребности»;

— целостное представление о структуре деятельности;

— понимание связей между сознанием и деятельностью;

— умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;

— умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.

Задачи занятия:

1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;

2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;

3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;

4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;

5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.

II. Место темы в системе учебных занятий

При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).

Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественно-научного комплекса — с деятельностью учёных, её научными результатами.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Социология: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. — М., 2002. — Гл. 3 (§ 2—3).

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2003. — Гл. 1 (§ 3—7), гл. 2 (§ 3).

Оборудование

Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. 1-й час: школьная лекция с элементами беседы по вопросам, предложенным в тексте параграфа и в рубрике «Вопросы для самопроверки» (учебник, § 5, вопросы 1—8). 2-й час: лабораторное занятие с фрагментами оригинальных текстов по изучаемой теме. В частности, могут быть использованы тексты из пособия «Дидактические материалы. 10—11 классы». Можно использовать тексты «Структура деятельности», «Деятельность и поведение», «Предметный характер деятельности» (подтемы 3, 4).

2-й вариант. 1-й и 2-й часы: традиционные уроки с изучением на первом уроке первого и второго пунктов плана, на втором — третьего и четвёртого пунктов с последующим проведением итогового закрепления. 3-й час: работа с документами и решение познавательных заданий.

Ход занятия

Мотивационный этап

Начать урок целесообразно с вопроса: как существовало бы человеческое общество без деятельности людей? В результате обсуждения учащиеся подводятся к мысли о том, что именно деятельности люди обязаны своим существованием. Без неё не было бы ни человека, ни человеческого общества, так как только в процессе деятельности человек познаёт мир и самого себя, создаёт всё необходимое для своего существования и развития.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Деятельность и потребности.

2. Структура деятельности и её мотивация.

3. Многообразие видов деятельности.

4. Взаимосвязь деятельности и сознания.

1. Классу с сильным составом учащихся можно предложить сравнить определения деятельности, которые дают некоторые социальные науки.

Социология определяет деятельность как специфическую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающуюся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. (Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. — М., 2000. — С. 70).

Социальная психология определяет деятельность как специфический вид активности человека, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя. (Словарь социально-гуманитарных терминов / под общ. ред. А. Л. Айзенштадта. — Минск, 1999. — С. 79).

Сравнение данных определений даёт возможность, во- первых, заметить и в том и в другом определении слово специфическая, т. е. свойственная только человеку форма отношений или активности. Во-вторых, и то и другое определение одинаково обозначают направленность этой активности (или формы отношений) на преобразование человеком окружающего мира и самого себя. Различия же в определениях связаны с предметом изучения данных наук. Социальная психология, изучая закономерности поведения людей, включённых в социальные группы, рассматривает деятельность как проявление активности человека. Социология, изучая социальные факты, процессы, отношения, определяет деятельность как особую форму отношений.

В менее подготовленном классе начать изучение материала можно с обращения к первым двум абзацам подтемы «Деятельность человека: основные характеристики», в которых излагается суть понятия «деятельность».

Особенности деятельности человека, её характер могут быть изложены учителем или выявлены учащимися на основе самостоятельного ознакомления с соответствующим текстом учебника. Уместно каждую особенность раскрывать на конкретном примере, подтверждающем специфику деятельности человека и её отличие от инстинктивно целесообразного поведения других живых существ, неспособных выходить за пределы биологической программы поведения, изменять её, проявлять творчество.

Конкретизации положений учебника может способствовать работа с таблицей. Сильному классу таблица может быть предложена для заполнения по ходу изучения материала, менее подготовленному классу она может быть представлена как средство наглядности. Важно заметить, что в таблице акцентируются отдельные особенности деятельности, которые не отменяют другие её характеристики, а проявляются через них.

Конкретизация целесообразна и при изучении потребностей, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность. Например, стоит попросить учащихся проиллюстрировать примерами словосочетания «переживаемая нужда» и «осознаваемая нужда».

Изложенную в учебнике самую доступную классификацию потребностей человека можно изучить с помощью схемы «Потребности человека: вариант классификации».

Характер деятельности

В чём проявляется отличие от поведения других живых существ

Примеры

Сознательный

Сознательное выдвижение целей своей деятельности и предвидение её результатов

Создание нового проекта здания, на основе которого впоследствии будет вестись строительство


Продуктивный

Направленность на создание полезного человеку и обществу продукта

Производство пищевых продуктов, одежды, телевизоров, фотоаппаратов, отдельных комплектующих для сложной техники

Орудийный

Создание и дальнейшее использование новых орудий труда с помощью других, уже имеющихся орудий

Производство, использование и обеспечение сохранности станков, конвейеров и т. д.

Преобразующий

Изменение человеком окружающего мира и самого себя

Озеленение городов; проведение социальных реформ; развитие воли, привычек, способностей

Общественный

Необходимость разнообразных отношений с другими людьми и с тем, что выработало человечество

Разделение труда при производстве и вводе в эксплуатацию компьютерной техники, опора на известные изобретения и открытия при подготовке программного обеспечения

При работе со схемой важно заметить, что данная классификация — одна из многочисленных классификаций человеческих потребностей. Естественные потребности в других классификационных системах могут быть названы биологическими, врождёнными, физиологическими, органическими, природными. Идеальные потребности могут по-другому называться духовными или культурными. Некоторые исследователи рассматривают духовные потребности как разновидность потребностей социальных, так как они, как и социальные потребности, порождены обществом. Согласно другому подходу, в числе групп потребностей, помимо физиологических, социальных и духовных, выделяются экзистенциальные, престижные, когнитивные и эстетические потребности. Любой классификацией потребностей, отличной от данной в учебном тексте, можно завершить работу по данному разделу плана. В частности, можно продемонстрировать и описать «пирамиду потребностей» — иерархическую модель потребностей человека, представляющую собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу:

Физиологические потребности (пища, вода, одежда, воспроизводство рода и т. д.) — Потребность в безопасности (защита от болезней, преступности, от врагов и т. д.) — Социальные потребности (дружба, любовь, взаимопонимание и т д.) — Потребность в уважении (самоуважение, общественное положение и т. д.) — Потребность в саморазвитии (духовный рост, самосовершенствование и т. д.).

В качестве текущего закрепления может быть предложено: 1) сравнить две любые классификации и определить, что в них повторяется; 2) определить, рассмотрев варианты классификации, базовые потребности, которые лежат в основе человеческой деятельности.

2. В ходе знакомства с целями, средствами и продуктами деятельности учащимся может быть предложено по аналогии с примерами, данными в учебнике, привести свои примеры целей, средств и результатов деятельности. Полезно пояснить, что к средствам деятельности относят как орудия и приспособления, так и приёмы, способы действий, а также деньги, часто необходимые для осуществления деятельности.

Уровень осмысления учащимися понятия «процесс деятельности» желательно проверить с помощью обращения учащихся к абзацу учебного текста, начинающемуся словами «Если поставлена цель...», и обсуждения вопроса, почему результат деятельности может оказаться беднее или богаче начального замысла, т. е. цели деятельности. Заслушав мнения учащихся, целесообразно выделить ряд причин несовпадения цели и результата деятельности, разграничив объективное в них (не зависящее от участников деятельности) и субъективное (зависящее от них). Так, выдвижение недостижимой цели, выбор не вполне соответствующих цели средств, отсутствие необходимых умений, проявление недобросовестности справедливо отнести к субъективным моментам, а, например, непредвиденное изменение условий, в которых протекала деятельность, — к объективным.

С понятиями объекта и субъекта деятельности можно познакомиться, обратившись к тексту документа, данного в конце параграфа.

3. При изучении многообразия деятельности важно довести до понимания учащихся два аспекта. Первый заключается в том, что объективно многообразие деятельности вызвано многообразием потребностей человека и общества. С каждым видом потребностей можно связать тот или иной вид деятельности. Второй аспект заключается в том, что многообразие видов деятельности связано с различными их классификациями. Каждой классификации свойствен свой ракурс рассмотрения человеческой деятельности, свои основания для выделения её видов.

В учебнике приведены различные классификации видов деятельности и примеры, их иллюстрирующие. Можно попросить учащихся, опираясь на учебный текст, выполнить следующие задания: 1) назвать различные виды деятельности; 2) привести конкретные примеры деятельности, относящейся к тому или иному виду; 3) определить, по каким основаниям выделены данные виды деятельности; 4) изобразить различные классификации видов деятельности с помощью схем. Эти задания разнятся по уровню сложности и рассчитаны на учащихся с разным уровнем подготовки.

4. Четвёртый пункт плана может быть изучен путём самостоятельной работы учащихся с соответствующим текстом учебника и документом к параграфу.

Беседу по прочитанному тексту учебника можно провести по следующим вопросам:

1) Какие два подхода противостоят друг другу во взглядах на сознание? В чём их главное различие?

2) Все ли действия человека являются осознанными?

3) Может ли деятельность влиять на сознание человека? Можно ли говорить об обратном — о влиянии сознания на деятельность?

4) Что такое ведущие виды деятельности? Назовите их.

5) Можно ли словосочетания «человеческая деятельность» и «сознательная деятельность» рассматривать в качестве синонимов?

Этап закрепления

Закреплению изученного поможет работа с рубрикой «Практические выводы». В классе с сильным составом учащихся эта рубрика может быть изучена с помощью поиска тех теоретических положений, знание которых подводит к каждому из имеющихся в учебнике выводов. Так, например, усвоить первый и третий выводы помогает положение о соответствии цели и средств деятельности. Второй практический вывод можно сделать на основе идеи о разных мотивах одной и той же деятельности (композиции мотивов). К четвёртому выводу подведут ответы учащихся на вопрос о том, как влияет разнообразие деятельности на развитие личности. Пятый вывод базируется на внимании к внутреннему миру окружающих людей, их внутренней деятельности.

В классах с менее подготовленными учащимися полезно конкретизировать каждый из выводов — рассмотреть их на примерах.

В ходе закрепления можно предложить задания, подобные тем, которые используются на ЕГЭ.

1. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Субъектом данной деятельности являются

1) материальные возможности общества

2) изучающие литературу студенты

3) пути использования ресурсов

2. Соотнесите особенности деятельности с её видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Особенности

Виды деятельности

1) Создание необходимых людям благ

2) Наличие воображаемой обстановки

3) Обязательное использование языка

4) Необходимость специальной подготовки

A) Игра

Б) Общение

B) Труд

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

1

2

3

4





Домашнее задание

Учебник, § 5, документ к параграфу, вопросы к документу, вопросы для самопроверки.

Учащимся с невысоким уровнем подготовки: задания к параграфу № 1, 2, 3.

Хорошо подготовленным учащимся: 1) на основе материалов СМИ и Интернета сформулировать самостоятельно условие задания, аналогичное условию задания № 1; 2) подготовить к обсуждению в классе эссе по высказыванию (на выбор по желанию): а) данному в рубрике «Мысли мудрых»; б) «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие — самая трудная вещь на свете» (И. В. Гёте); 3) разработать проект «Мотивы учебной деятельности учащихся» (на примере учащихся разного возраста из своей школы).

Учащимся, проявившим интерес к теме, можно рекомендовать: Обществознание: учеб. для 10 кл.: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. — Гл. III. — § 17.






Для любых предложений по сайту: [email protected]