Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада — Что нас разделяет?

Обществознание - Глобальный мир в XXI веке - Книга для учителя

Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада — Что нас разделяет?

6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада

Как мы уже отмечали, на Земле в настоящий момент насчитывается 194 государства, 22 большие религии, около 7 тыс. языков и еще больше этносов и национальностей. Причем границы политических, этнических, религиозных и языковых сообществ, как правило, не совпадают, и все они постоянно друг с другом конфликтуют. Вся эта пестрота и противоречивость интересов и устремлений разных групп и сообществ может производить впечатление Вавилонского столпотворения, где никто не понимает друг друга и все находятся в постоянной вражде со всеми.

На самом деле мир организован достаточно систематично, хотя система его организации постоянно меняется. Начиная с XVII в. вплоть до первой половины XX в. центром и опорой мирового единства являлась Европа, или в терминах, которые мы употребляли в предыдущей главе, европейская цивилизация. Именно нации европейских стран, среди которых лидировали в основном Великобритания, а также Франция, Бельгия, Голландия и Германия, политически и экономически связывали воедино отдаленные регионы мира: политически — основывая и расширяя колониальные империи, экономически — формируя единый мировой рынок.

Идеологической основой колониальной экспансии европейских наций была расовая теория, согласно которой человечество состоит из различных видов (рас), которые можно выстроить в эволюционную иерархию, т. е. систему рангов, ступеней. Черная раса, согласно этой теории, занимает низшую ступень в эволюции человечества от «животного» до «цивилизованного» состояния, а на верхней ступени находится белая раса. Остальные — монголоиды, индусы и т. д. — занимают промежуточные места на ступенях эволюции. Поскольку белые изначально выше, они обладают правом господствовать над остальными.

На этой теории строилась практика британского колониализма. Создатели империи, над которой «никогда не заходит солнце», верили, что выполняют цивилизующую миссию. Они называли это «бременем белого человека». Певец британского империализма Р. Киплинг закрепил это противостояние рас в образе Запада и Востока, которым «никогда не сойтись».

Благосостояние Соединенных Штатов Америки в XIX в. в значительной степени основывалось на труде черных рабов, насильно вывозимых из Африки. Практика расовой сегрегации сохранялась в США даже после запрета рабства в 60-х гг. XIX в. вплоть до 60-х гг. XX в. Например, существовали отдельные школы для белых и черных детей. А в общественном транспорте специально отводились места с табличками «Только для белых».

Также почти до конца XX столетия существовало государство (Южноафриканская Республика), в котором был узаконен апартеид, т. е. раздельное существование расовых групп. Официально существовали три большие группы: белые — потомки буров и другие представители европейской расы, черные — представители коренных африканских племен, и цветные, к которым относилось прежде всего индийское население юга Африки. Суть апартеида состояла в официальном, проводимом на государственном уровне запрете смешения этих групп: от раздельного проживания до официального запрета браков между представителями разных рас. Апартеид в ЮАР — это самый поздний пережиток идеологии господства белой расы на государственном уровне.

Может создаться впечатление, что господство европейской цивилизации, заложенное в период создания колониальных империй, ныне стало полным и безраздельным. Действительно, странам Запада (США и Западной Европе) принадлежит безусловное преимущество в экономике, информационных ресурсах и военной силе. Именно они оказываются ведущим фактором глобализации и диктуют всему миру правила не только политики, но и обыденной жизни, и культуры. И тем не менее никогда на протяжении последних столетий господство Запада не было столь шатким и ненадежным, как сегодня.

Запад ощущает угрозу как извне, так и изнутри самого себя. Угроза извне — это угроза безраздельному господству Запада со стороны появляющихся в мире новых центров силы. Это государства, сумевшие в полной мере воспользоваться плодами глобализации и нарастить свою экономическую и военную мощь в такой степени, чтобы приблизиться к экономической и военной мощи таких членов Евроатлантического содружества, как Англия или Германия. Это Китай, Индия и Бразилия. Эти страны становятся самостоятельными центрами силы, способными к организации геополитического пространства вокруг своих границ и в соответствующих регионах мира. Вступая в политические, экономические и военные союзы с государствами собственного региона, они оказываются в состоянии создавать региональные сообщества, способные при необходимости стать игроками на международной арене, сравнимыми по влиянию с Западом.

Таким союзом, например, является ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), при посредстве которой ее члены (Россия, Китай, Индия, Киргизстан, Узбекистан и др.) сумели в определенной степени нейтрализовать настойчивые попытки США утвердиться в качестве решающей силы в Центральной Азии. Было бы неправильно говорить, что страны ШОС противопоставляют себя Америке или Западу вообще, но справедливо утверждать, что в рамках ШОС страны-участники получают возможность более полно реализовывать свои национальные интересы вопреки попыткам давления извне.

Другая региональная организация — МЕРКОСУР, в рамках которой осуществляется сотрудничество государств Латинской Америки, завершает процесс подлинного освобождения Южной Америки, считавшейся не так давно «задним двором» Соединенных Штатов.

Несомненно, к этим новым центрам силы нужно причислить и Россию, которая, набирая экономическую мощь и восстанавливая собственную государственность, становится полноправным и мощным игроком на мировой арене.

Наличие этих новых сильных государств и политических союзов разрушает иллюзию однополюсного мира, т. е. мира, управляемого из одного центра. Мировая система становится полицентрической, мир становится многополюсным, а евроатлантический «центр» лишь одним из многих полюсов или центров силы в мировой системе. Такое положение не может не восприниматься Западом и прежде всего Соединенными Штатами как угроза если не своему существованию, то своему влиянию и своей мощи. Ведь с начала 90-х гг. XX в. США пытались в международной политике реализовать не что иное, как проект всемирной империи.

Основной политический принцип управления любой империей — разделяй и властвуй. Властвующий в империи, чтобы сохранить свою власть, все время должен следить за тем, чтобы все остальные не объединились против него. Поэтому одна из стратегий, применяемых США, состояла и состоит, например, в том, чтобы изолировать Россию от всех бывших республик Советского Союза. Для этого применяется особая технология рейтингования стран «по степени свободы».

В частности, американский фонд Freedom House распространяет карту мира, на которой Россия обозначена как «несвободная страна», а многие бывшие республики СССР, например Украина или Грузия, как свободные.

Другая стратегия разделения состоит в выстраивании так называемой «оси зла», или выделении «стран-изгоев». К ним, согласно новейшей (март 2006 г.) стратегии национальной безопасности США, отнесены Северная Корея, Куба, Мьянма, Иран, Сирия, Зимбабве и Белоруссия, т. е. страны, на которые влияние США не распространяется или в которых оно очень слабо. Однако ввиду явного увеличения своего влияния на Северную Корею в начале 2007 г. американцы выразили готовность исключить эту страну из числа «изгоев», или стран так называемой «оси зла».

США и Европа охотно поддерживают и даже инициируют расчленение сколько-нибудь влиятельных государств, способных вести самостоятельную политику и противостоять этому имперскому влиянию. Это произошло сначала с Югославской федерацией, практически насильственно расчлененной на ряд национальных государств, а затем с бывшим центром этой федерации — Сербией, потерявшей Черногорию и уже полностью подготовленной к утрате Косово. И в то же время под лозунгом «святости и неприкосновенности» существующих границ США и Европа препятствуют обретению независимости народами Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, поскольку последние ориентированы не на США и не на Европу, а на Россию.

Возникновение государств и союзов государств, выстраивающих независимую политику, ориентированную на собственные цели и интересы, есть угроза Западу и, в частности, Соединенным Штатам, поскольку это ведет к крушению их планов по превращению в мировую империю.

Эту угрозу Западу можно назвать угрозой извне. Но гораздо опаснее угроза, прорастающая изнутри западных стран. Поскольку западный мир является наиболее благополучным на планете и обеспечивает более или менее высокий жизненный уровень всем, кто становится его обитателем, туда стремятся попасть жители стран так называемого «третьего мира» (Азия, Африка, Латинская Америка). Проникновение легальных иммигрантов в европейские страны и в США частично обусловлено потребностями рынка труда, т. е. необходимостью обеспечивать народное хозяйство людьми, готовыми работать там, где требуется неквалифицированный или тяжелый труд. Эмигранты из бывших колоний, направляющиеся в Европу, владеют, как правило, языком страны, в которую едут, и способны хотя бы к минимальной культурной адаптации. Но легальные иммигранты — это только часть прибывающих в Европу и США «чужаков». Сотни и тысячи жителей нищих африканских стран, невзирая на пограничные кордоны, сторожевые катера и предохранительные барьеры, часто с риском для жизни нелегально преодолевают границы и растворяются в Европе.

То же происходит в США с иммигрантами из бедных стран Латинской Америки. Власти США планируют в целях противодействия нелегальной миграции построить стену на всем протяжении границы с Мексикой. Ситуация действительно чрезвычайно остра. Нелегальных мигрантов в США миллионы, если не десятки миллионов. Надежной статистики на этот счет не имеется. Они образуют замкнутые и изолированные «гетто» и даже целые регионы, как бы исключенные из жизни страны в целом. Большинство из них не говорит по-английски, и, по некоторым сведениям, число испаноговорящих жителей США через несколько лет превзойдет число англоговорящих.

Долгое время США — страна, которая сама создавалась эмигрантами, — поощряли и приветствовали иммиграцию. В XX в. там господствовала теория «плавильного котла», согласно которой в результате жизни в Америке все иммигранты утрачивают свою первоначальную национальную идентификацию и «переплавляются» в «американцев»; в результате возникает относительно однородная американская нация. Но уже в конце XX в. была принята другая теория, названная теорией «салатницы».

Научно она называется мультикультурализм и предполагает не ликвидацию культурных различий, а сосуществование разных культур, которые не растворяются в одной общей американской культуре.

Мультикультурализм оказался вынужденным признанием того факта, что Америка больше не может интегрировать в одно целое поток иммигрантов и соединять в одну нацию «белых», «черных» (политкорректно их именуют афроамериканцами), «латинос» (латиноамериканцев) и др. Этот процесс распада американской нации на отдельные этнокультурные группы и объединения разных групп небелого населения против «белых» был назван «культурной войной». Некоторые политики и социологи считают, что этот процесс приведет к внутреннему ослаблению и конечному распаду США, и это, по их мнению, будет означать «смерть Запада».

Похожие процессы происходят и в Европе. Дело в том, что даже легальная иммиграция, а тем более нелегальная, часто не приносит искомого счастья и благоденствия. Иммигранты оказываются, как правило, людьми второго сорта. Очень редко и очень немногие в состоянии достичь богатства и значимого социального статуса. Успехом является достижение социального и экономического уровня, характерного для низших слоев коренного белого населения. Кроме того, несмотря на демократические принципы в публичной жизни, в повседневности существует бытовой расизм, да еще с экономической подоплекой — иммигранты рассматриваются, и не без оснований, как конкуренты в борьбе за социальные ресурсы (пенсионное обеспечение, здравоохранение и пр.), которые не безграничны.

В результате происходит отчуждение инокультурных групп и их «геттотизация», т. е. переход в «гетто» — компактное расселение, изолированное от групп коренного населения. Таким образом формируются инокультурные анклавы, где воспроизводится традиционная культура иммигрантов, вывезенная ими с родины, где люди едят свою пищу, говорят на своем языке, женятся и выходят замуж за своих соотечественников, так практически не увидев и не почувствовав богатства и содержательности европейской (или соответственно американской) жизни.

Такие «гетто» порождают криминал и террористов, ненавидящих западную жизнь и западного человека. Естественный протест против неравенства приобретает экстремистские формы. Погромы и поджоги, организованные мусульманской (арабо-африканской) молодежью в Париже и других французских городах, взрывы бомб в лондонском метро и в автобусах, взрывы на мадридских вокзалах, осуществленные исламскими террористами, — все это свидетельствует о глубоком культурном конфликте и грядущих потрясениях мировой системы.


Краткие выводы к главе

Культура является специфической «второй» природой для человека. И именно культура пролагает основные разделительные линии в глобальном человеческом сообществе. Именно культурные различия — национальные, религиозные и многие другие — являются питательной почвой для большинства конфликтов в современном мире. Можно было бы возразить, что на самом деле, мол, борьба идет не за культуру, а за власть, за ресурсы, за территории. Но если мы присмотримся, то увидим, что борющиеся сообщества формируются именно по культурным признакам (государства, религии, цивилизации) и на самом деле борьба за власть, за ресурсы, за территории и т. д. оказывается именно борьбой культур. Культура в той степени, в какой она является общей культурой человечества, людей соединяет, однако же культура в той степени, в какой проявляются культурные различия, людей разделяет. И именно культурные различия оказываются в конечном счете тем, что будоражит мир и не дает ему закоснеть в неподвижности.


Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе

Глобализация (в культурном смысле) — становление единой общей культуры человечества.

Государство — особая организация политической власти в сообществе, занимающем определенную территорию, имеющем собственную систему управления и обладающем внутренним и внешним суверенитетом.

Империя — государство, являющееся результатом объединения многих наций и национальностей под политическим руководством одной нации.

Конфессия — религиозная община, объединяемая единством вероучения.

Культура — продукт приспособления человеческих сообществ к природной среде, ведущий к выработке в каждом сообществе особых традиций и социальных институтов.

Мультикультурализм — идеология и практика сосуществования различных культурных групп в рамках одной политической общности (государства).

Национализм — идеология, основанная на чувстве общей национальной принадлежности и выдвигающая эту принадлежность в качестве основной ценности.

Национальное государство — государство, являющееся формой политического существования одной нации.

Национальность — общность людей на этнической основе, способная служить основанием либо одним из элементов нации.

Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей в результате взаимодействия разных национальностей и ставшая основой государства.

Патриотизм — чувство гордости за свою нацию и стремление к ее возвеличиванию.

Религия — мировоззрение и мироощущение, а также система поведения, основанная на вере в существование Бога или богов.

Традиции — это привычные и воспроизводимые от поколения к поколению формы социальной жизни разных человеческих сообществ.






Для любых предложений по сайту: [email protected]