Обществознание - Глобальный мир в XXI веке - Книга для учителя
Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей — Власть в информационном обществе
9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
В социальном смысле информационное общество резко отличается от своих предшественников. И аграрный, и индустриальный мир были построены вертикально: существовала понятная общественная иерархия, каждая социальная группа или класс (а их было немного) знали свое место и не претендовали на чужое. Социальную структуру этих обществ можно описать как пирамиду, в самом низу которой находились угнетаемые и эксплуатируемые классы (рабы, зависимые крестьяне, позже — промышленный пролетариат), а на верхушке — классы эксплуататорские (аристократия, воины, жрецы, позднее — предприниматели-капиталисты). В аграрном обществе основание пирамиды было очень широким (огромное число зависимых крестьян, рабов), а ее верхушка — почти неразличимой (монарх и его окружение). В индустриальном обществе средняя часть пирамиды существенно расширилась за счет появления многочисленного среднего класса, но пирамида тем не менее оставалась пирамидой.
Информационное же общество напоминает большую плоскую платформу, разделенную на множество секторов. Каждый сектор — это особая профессиональная, этническая, конфессиональная, поколенческая, мировоззренческая или любая иная группа. Все группы, несмотря на свои различия и уникальный, только им присущий стиль жизни, тесно связаны между собой и обладают равными социальными правами. Все они участвуют (или, по своему желанию, не участвуют) в управлении государством. Если раньше обогащение означало неуклонное продвижение к вершине социальной пирамиды, то теперь человек вполне может быть счастлив, известен и влиятелен, двигаясь не по вертикали, а по горизонтали, меняя профессию, облик, стиль, религию, убеждения. Но не теряя при этом ни политических прав, ни гарантируемого государством минимума социального обеспечения.
Главным принципом организации информационного общества, в отличие от аграрного и индустриального, является горизонтальный, а не вертикальный. Иерархия между социальными группами здесь если не отсутствует, то существенно менее выражена, чем раньше. Связи между различными группами носят не вертикальный и однонаправленный (сверху вниз), а горизонтальный и равноправный (во всех направлениях) характер. Общество, таким образом, напоминает сеть со множеством ячеек (узлов). Не случайно Интернет играет такую значительную роль в информационном обществе: он с высокой точностью моделирует его сетевую структуру. Сеть и есть основной принцип организации информационного общества.
Однако ни одно общество, вероятно, не может существовать без определенной иерархии, без управляющих групп и групп, занимающих подчиненное положение. Пусть даже их влияние на управление будет очень ограниченным, а автономия отдельных групп — очень высокой. По какому же принципу устроена иерархия в информационную эпоху? Какова природа социальных и политических конфликтов в таком обществе? Кто, какая группа претендует на руководящее место в новом обществе?
Так как становление нового общества еще только началось, однозначного ответа на эти вопросы пока нет. При переходе от аграрного общества к индустриальному руководящее положение еще долго сохранял правящий класс уходящей эпохи — аристократия. И потребовалось немало переворотов и революций, чтобы полноценную власть получила буржуазия — новый правящий класс. Переход от индустриального к информационному обществу тоже сопровождается острой конкуренцией старых и новых лидерских групп. И сегодня мы можем только предполагать, кто придет на смену буржуазии в качестве правящего слоя информационного общества.
По одному из предположений, высказанному шведскими мыслителями Бардом и Зондерквистом в их книге «Нетократия», власть в новую эпоху сосредоточится в руках слоя «нетократов» (от англ. net — сеть и греч. kratos — власть). Их влияние будет основываться на положении, которое они занимают в качестве лидеров («кураторов») виртуальных сообществ, из которых состоит сетевое общество. Чем более интересна, насыщенна, инновационна жизнь сообщества (его еще можно назвать «электронным племенем»), тем больше желающих в него вступить, тем более высокие требования предъявляются к ним куратором. Искусство куратора состоит в том, чтобы создать привлекательный стиль жизни и поведения членов своего «электронного племени». А в его полномочия входит установление правил сетевого поведения и исключение из «племени» нарушителей этих правил.
Кураторы разных «племен» и образуют лидерское сообщество новой эпохи. Ведь именно «нетократы» формируют психологию, этику, эстетику, стиль потребления членов руководимых ими сетей. Проблемы производства в информационном обществе фактически не существует (благодаря высокому уровню развития производительных сил, достигнутому еще на излете индустриальной эпохи), зато есть проблема сбыта произведенной продукции и услуг. Чья же продукция найдет своего потребителя? Это зависит не от ее качества или цены (они близки или даже одинаковы в любом случае), а от вкуса и привычек членов сетевых сообществ. Эти вкус и привычки и формируют «нетократы».
Таким образом, благосостояние предпринимателей теперь зависит от «нетократов», диктующих моду миллионам членов сетей. Простых участников сетевых сообществ поэтому можно назвать «консьюмериатом» («консьюмер» означает «потребитель»), ведь их главная функция — не производство, а потребление произведенной продукции. Но их выбор той или иной продукции или услуг не является свободным, а диктуется модой, стилем, образами, создаваемыми «нетократами». Именно «нетократы» побуждают «консьюмериат» потреблять, сами же они свободны от диктата моды и стиля, ведь они создают и то и другое. И поэтому они являются правящим слоем как по отношению к предпринимателям, так и по отношению к потребителям их продукции.
Кроме положения в обществе, «нетократы» отличаются от «консьюмериата» иным подходом к информации. Для них важно не количество потребляемой и перерабатываемой информации, а ее качество. Иными словами, «консьюмериат» потребляет информацию, а «нетократы» производят и потребляют знание. Для них и только для них в новом обществе действует принцип «знание — сила».
«Нетократы», в отличие от жрецов аграрной эпохи, не могут хранить знание в тайне — это противоречит природе информационного общества, где все тайное быстро становится явным. Зато они могут рассеять знание в океане информации, сделать его нераспознаваемым в огромном массиве «информационного мусора».
Признаки зарождения слоя «нетократов» уже сейчас просматриваются в кругах, формирующих моду, привычки, стили поведения и потребления в развитых странах. Пока эти люди и их сообщества тесно интегрированы в капиталистическую систему и работают на нее, помогая предпринимателям продавать произведенную ими продукцию потребителям. Они никак не соприкасаются с государственными властями, так как воздействуют на общество в той плоскости, которая совершенно непривычна и далека от традиционной сферы компетенции политической власти. Они также не признают никаких государственных границ, ибо мода и стили поведения все больше носят наднациональный характер, охватывая потребителей от США до Китая. Они сосредоточиваются в больших городах, причем не обязательно в столицах, а скорее там, где существует особая творческая атмосфера, позволяющая им свободно жить и творить. В Италии это Милан (а не официальная столица — Рим), в Испании — Барселона (а не Мадрид), в США — Сиэтл и Лос-Анджелес (а не Вашингтон), в Китае — Шанхай и Гонконг (а не Пекин). Появляется новая «нетократическая элита», определяющая будущее развитие и существование человечества и государств.
Эта тенденция входит в противоречие с существованием основных политических институтов индустриального общества: нации, государства, представительной демократии. Всем им будет нелегко выжить в условиях конкуренции с «нетократией», которая все активнее привлекает людей во всем мире под свои знамена. «Нетократы» эффективно пользуются «мягкой властью» — создают привлекательные для людей образы и смыслы, предъявляют им новые образцы поведения, объединяют граждан разных стран не вокруг традиционных прав и обязанностей, диктуемых государством, а вокруг того, что им действительно интересно. Происходит ползучее сокращение и разложение государственных систем, вера людей в их действенность постоянно снижается, а желание участвовать в их работе (даже в такой простой форме, как участие в выборах парламента и президента) неуклонно падает. «Нетократы» полностью игнорируют принятые в демократической системе принципы выборности, равного представительства, власти большинства.
«Нетократы» — это лидеры воинствующих меньшинств, сами предписывающие правила своим последователям. И весьма вероятно, что судьба народовластия в информационном обществе решится именно в противостоянии глубоко укорененных и привычных, но неповоротливых и старомодных демократических институтов с популярными и привлекательными, но абсолютно антидемократичными и космополитичными лидерами-«нетократами».
Краткие выводы к главе
Во второй половине XX в. мир начал переход к новому типу общественного строя — информационному. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей военной силой или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами информации (знаний) и успешнее применяет их. Основой и главным источником богатства, силы, власти в информационном обществе становится знание. Меняется и сам тип власти — прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила убеждения. Ключевые политические игроки новой эпохи не правительства или партии, а средства массовой информации, неправительственные организации и отдельные личности — создатели новых смыслов, ценностей, стилей жизни.
Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе
Аграрное общество — первая историческая стадия развития человеческого общества, на которой главным источником власти и богатства является земля и другие природные ресурсы.
Индустриальное общество — второй исторический этап развития человеческого общества, на котором главным источником силы, богатства и власти становится крупномашинная промышленность (индустрия).
Интернет — глобальная информационная сеть, состоящая из множества взаимосвязанных компьютерных сетей, обеспечивающая удаленный доступ к информационным системам, электронной почте, доскам объявлений, дискуссионным группам и т. д.
Информационное неравенство — неравенство между членами общества, причиной которого является различие возможностей доступа к информации, вызываемое неравенством в уровне доходов и уровне образования людей.
Информационное общество — современный этап развития человеческого общества, на котором основным источником силы, власти и богатства становится знание и информация.
«Когнитариат» — основной производительный класс информационного общества, к которому принадлежат люди, чья профессиональная деятельность связана с созданием, обменом, хранением и воспроизведением информации. В аграрном обществе основным производительным классом было крестьянство, в индустриальном — пролетариат (наемные рабочие).
«Мягкая сила» — новый способ осуществления власти, широко распространяющийся по мере перехода человечества к информационному обществу. При нем власть переходит от тех, кто отдает приказы (правительства, армии, бюрократические структуры), к тем, кто формирует сознание людей, их стереотипы, образы, модели поведения.
«Нетократия» (от англ. net — сеть и греч. kratos — власть) — тип общественного устройства, при котором власть и влияние на граждан переходят от официальных правительственных структур к лидерам неформальных сетевых сообществ («нетократам»). Другое значение — правящий слой информационного общества.
Средства массовой информации — общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами.
Электронное правительство — такая система исполнения функций государства, при которой значительная их часть автоматизируется и переносится в Интернет.