Построение эффективной демократии — Задачи России в XXI в.

Обществознание - Глобальный мир в XXI веке - Книга для учителя

Построение эффективной демократии — Задачи России в XXI в.

4. Построение эффективной демократии

Является ли политическая система в ее нынешнем виде инструментом реального народовластия? Насколько продуктивен диалог власти и общества? Молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов, но все же она весьма далека от желаемого образа и только начинает двигаться по правильному пути.

Ключевой вопрос современной стадии развития демократии в России — удастся ли ей стать суверенной демократией.

Так называют образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими. В суверенной демократии сила и достоинство российского народа проявляются через развитие гражданского общества, построение надежного государства, конкурентоспособной экономики и эффективного механизма влияния на события в мире.

Демократический процесс должен шаг за шагом расширять реальное пространство свобод личности, укоренять ценности свободы, сближать их с историческими традициями, моральными и культурными ценностями россиян. Демократизация России возможна лишь на основе усилий самого народа, роста его политической активности и социальной ответственности. Но это неразрывно связано с демократизацией государства, с четкой регламентацией норм его функционирования и постоянным общественным контролем, с проведением административной реформы.

Основная внутренняя задача государства на современном этапе — создать условия, при которых граждане России могут зарабатывать деньги, с выгодой для себя вкладывать их в экономику страны. Для этого необходимо устранить то, что мешает людям жить и работать. Прежде всего существенно изменить саму систему работы государственных институтов. Ведь сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом.

Мы привыкли жаловаться на российскую бюрократию, многочисленную и неповоротливую. Претензии к ней совершенно обоснованны. Но бюрократических структур в России, как это ни странно, не больше, а иногда даже меньше, чем в других странах. Главная проблема не в количестве этих структур, а в том, что их работа плохо организована.

Нашему государству необходима последовательная и долгосрочная административная реформа. Ее результатом должно стать государство, адекватное новому времени и целям, стоящим перед Россией. Путь к этому — целенаправленное создание «эффективной российской бюрократии».

Следует разъяснять отличие существующего государственного аппарата от классической бюрократии, важнейшие признаки которой: четкая регламентация, публичная ответственность, ясные механизмы продвижения, социальные гарантии.

Важнейший элемент модернизации государства — обеспечение независимости и авторитета судебной системы, создание системы гражданского контроля над деятельностью органов правопорядка. Невозможно победить преступность лишь путем укрепления правоохранительных органов. Без создания общей атмосферы нравственного неприятия преступления, без активной поддержки обществом борьбы с преступностью решение этой задачи нереально.

Важно переломить широко распространенную, криминальную по своему происхождению и содержанию традицию осуждения «доносительства», сотрудничества с «ментами». Напротив, без такого сотрудничества нечего и надеяться на победу над преступностью. Но такое сотрудничество возможно лишь в ситуации, когда правоохранительные органы государства вызывают доверие у граждан. Наличие такого доверия и есть разграничение между презираемым в народе «доносительством» и ставшим традиционным в странах сильной демократии сотрудничеством с государством.

Государство не существует в вакууме, в безвоздушной среде. Оно есть часть общества со всеми его сильными и слабыми сторонами. В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов, но далеко не все они отстаивают реальные интересы людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других — обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. Когда же речь идет о нарушениях фундаментальных и основополагающих прав человека, об ущемлении реальных интересов людей, их голос не слышен.

Чтобы стимулировать укрепление институтов гражданского общества, целесообразно постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять.

Следует также повышать престиж гражданских организаций, привлекать их к обсуждению и участию в решении вопросов государственной важности. Большая надежда здесь возлагается на недавно образованную Общественную палату.

Для суверенной демократии, которая отличается интеллектуальным лидерством, сплоченной элитой, национально ориентированной открытой экономикой и умением защищаться, необходима гражданская солидарность как сила, предупреждающая социальные и военные столкновения. Свободное общество не будет мириться с массовой бедностью (на фоне столь же массового уклонения от уплаты налогов), убожеством социальной защиты, несправедливым распределением общественных доходов. Равно как и не поставит под сомнение необходимость разумных оборонных бюджетов для поддержания престижа и технического переоснащения армии, флота, спецслужб.

Социальный мир в России невозможен и без ясных ориентиров и понимания того, как в нашей стране можно достичь жизненного успеха, не имея богатых родителей, связей во власти и готовности к аморальным или даже прямо преступным поступкам ради личного обогащения и возвышения. Сформированная таким образом элита не может служить авангардом, передовой силой нации, она скорее дезориентирует общество, задает ему неправильные образцы для подражания.

Для создания здорового морального климата в стране необходимо реализовать базовые принципы меритократии: заслуга, реальный вклад — основной источник высокого социального статуса, материального и морального вознаграждения.

Востребованность таланта, инициативы и трудолюбия, достойное вознаграждение должны стать общепризнанными критериями продвижения в бизнесе и на государственной службе.

Новая российская нация, объединенная общей судьбой, может возникнуть только как следствие формирования новой, социально и национально ответственной элиты, исходящей из высшей ценности — необходимости сохранения России как суверенной, независимой демократической державы. Пока, следует признать, такая элита у нас только формируется.

Создание граждански мыслящей, укорененной в своей стране и ответственной перед ней национальной элиты — стратегический приоритет и условие масштабного и реального успеха России в мире XXI в.






Для любых предложений по сайту: [email protected]