Из чего состоит политическая культура — Политическая культура и глобальная конкурентоспособность

Обществознание - Глобальный мир в XXI веке - Книга для учителя

Из чего состоит политическая культура — Политическая культура и глобальная конкурентоспособность

· Из чего состоит политическая культура.

· Типы политических культур.

· Политические культуры в истории России.

· Политическая культура и глобальная конкуренция.

Страна, которая стремится играть выдающуюся роль на мировой арене, прибегает для обеспечения этой роли к самым разным инструментам. Это — экономическое влияние, дипломатические усилия, использование в случае необходимости вооруженных сил, идеологическое и пропагандистское воздействие. Все это в совокупности определяет вес страны в мире. В разное время разные государства по-разному сочетают и используют все эти меры воздействия как внутри страны, так и в окружающем мире. Потенциал страны в каждом из этих направлений и умение им воспользоваться характеризуют конкурентоспособность страны на мировой арене.

Могучим конкурентным преимуществом в международной политике является и то, как окружающий мир рассматривает способы, какими действует страна в политической сфере: видит ли он в них нечто достойное зависти и образец для подражания либо, наоборот, нечто вызывающее отвращение и нежелание следовать этому примеру. Если определить способы действия в политической сфере, присущие той или иной стране, как ее политическую культуру, то желание других стран и народов следовать примеру этой страны и брать ее политическую культуру как образец для подражания есть свидетельство глобальной конкурентоспособности этой политической культуры. Тогда политическая культура, наряду с экономикой, армией, дипломатией и пропагандой, оказывается мощным фактором повышения или, наоборот, падения влияния и авторитета страны в мире.


1. Из чего состоит политическая культура

Политическая культура очень сложное и многосоставное понятие. В самом общем виде можно сказать, что политическая культура — это совокупность специфических для страны и принимаемых большинством ее граждан как привычные и правильные форм и методов политических действий.

Нужно сразу предостеречь против двух возможных ошибок в понимании политической культуры. Первая распространенная ошибка состоит в том, что политическая культура понимается как всеобщее согласие по поводу содержания тех или иных политических решений. На самом деле согласие должно существовать лишь относительно способа принятия решений об этих действиях. Так, например, царь, или президент, или парламент страны А объявляет войну стране Б. Одни подданные или граждане считают это решение правильным, а другие — неправильным, но и те и другие подчиняются этому решению, поскольку полагают, что царь (в случае авторитарной политической культуры), президент или парламент (в случае демократической политической культуры) имел право его принять. Важно, что существует консенсус, т. е. всеобщее согласие относительно способа принятия решений, который считается привычным и правильным.

Вторая возможная ошибка заключается в том, что страны сопоставляются по уровню политической культуры в том смысле, что одни являются «более культурными», другие «менее культурными», а у третьих вообще нет никакой политической культуры. На самом деле политическая культура каждой страны отражает своеобразие ее истории, традиций, обычаев, а также еще и особенности ее климата и географического положения. В главе III говорилось, что культура вообще есть продукт приспособления человеческих групп к окружающей природной среде, и политическая культура может рассматриваться как одно из проявлений культуры вообще (конкретнее, социальной культуры). В этом смысле нельзя говорить о том, что одна политическая культура лучше другой. Универсального масштаба сравнения не существует. Но при этом, разумеется, политические культуры можно классифицировать по огромному числу параметров, в том числе и очень важных для их оценки, например с точки зрения того, насколько сильно вовлечение населения в процесс принятия политических решений или насколько учитывается при этом мнение каждого отдельного гражданина и т. п. В зависимости от этого можно оценивать степень желательности или соответственно нежелательности для нас приобщения к той или иной культуре.

Точно так же нельзя говорить, что какая-то страна не обладает политической культурой. Политическая культура есть в любой стране, где имеется политика, а политика есть везде. Если политическая культура этой страны нам не нравится и даже вызывает отвращение, все равно это не отсутствие политической культуры, а лишь свидетельство того, что эта политическая культура принципиально отличается от той, что привычна для нас.

Нужно также отметить, что политическая культура присуща не только странам, но и группам стран, регионам (например, политическая культура Юго-Восточной Азии или политическая культура Сибири) или отдельным социальным слоям и группам (политическая культура рабочего класса, политическая культура молодежи). Кроме того, политическая культура стран может различаться по отдельным периодам в историческом развитии. Так, политическая культура советского периода в истории России отличалась от политической культуры царской России, так же как она отличается от современной российской политической культуры. Однако эти различия, как правило, менее значимы, чем то, что объединяет эти отдельные периоды как периоды в развитии политической культуры одной страны.

Из чего состоит политическая культура?

В политическую культуру входят привычные для граждан, принимаемые ими и реализуемые в практическом поведении представления:

· о роли и функциях государства, а также об отношениях государства и его подданных или граждан;

· о том, что такое политическая свобода и в чем она реализуется;

· о правах народа по отношению к власти;

· о правильном или неправильном поведении политиков и чиновников, о том, что дозволено и что не дозволено властям;

· о характере и границах политического протеста и противодействия властям и о том, в каких ситуациях какая форма протеста возможна и необходима;

· о «правильных» и подобающих методах и формах решения проблем, возникающих в отношениях с другими государствами, и международных проблем.






Для любых предложений по сайту: [email protected]