Государство и гражданское общество: способы взаимодействия — Политическая система современной России

Обществознание - Глобальный мир в XXI веке - Книга для учителя

Государство и гражданское общество: способы взаимодействия — Политическая система современной России

5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия

Важнейшим условием стабильности политической системы любой страны является правильно налаженное взаимодействие между государством (властью) и гражданским обществом. Такое взаимодействие начинается с правильного понимания того, что такое гражданское общество.

В ХХ в. в период «холодной войны» между социалистической и капиталистической системами общества советского типа назывались западными идеологами тоталитарными. Это определение означает, что коммунистическая власть, сосредоточенная в руках единственной партии, с помощью насилия, террора и пропаганды целиком подчиняет себе население страны и контролирует всю его деятельность и даже мысли. Художественное воплощение такой тоталитарной антиутопии представлено в знаменитом романе английского писателя Джорджа Оруэлла «1984», а еще раньше — в романе «Мы» русского писателя Евгения Замятина.

Ключевым признаком тоталитарного общества, с точки зрения обществ западного типа (обществ либеральной демократии), является полное подавление государством свободы граждан и, следовательно, уничтожение гражданского общества. Поэтому борьба с тоталитаризмом, перестройка в СССР и затем падение коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в 1989—1990 гг. понимались как борьба гражданского общества против государства.

Именно этот смысл термина «гражданское общество» оказался воспринятым в России в 90-е г. ХХ в. Все, что было связано с традициями борьбы советских инакомыслящих (диссидентов) и правозащитников (моральным лидером которых являлся создатель советской водородной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда академик Андрей Сахаров), считалось проявлением гражданского общества. А эти традиции состояли в борьбе с государством, в принципиальном противостоянии ему всегда и во всем. Поскольку диссидентов и правозащитников, объединенных в различные организации, в России было не более нескольких тысяч человек, то про нашу страну стали говорить, что у нас нет гражданского общества.

Однако такое понимание отношений между государством и гражданским обществом не имеет ничего общего ни с историей происхождения термина, ни с реальной практикой государственности. И то и другое свидетельствует, что государство как система органов власти — это часть гражданского общества. И граждане, избирая свою власть на всех уровнях, все время воссоздают свое, гражданское общество.

Однако государство — важная, но не единственная часть гражданского общества. Кроме органов власти, которые обслуживают интересы всех, граждане создают свои объединения для удовлетворения специфических интересов. В нашей стране существует несколько сотен тысяч таких объединений граждан по интересам, и все они служат формой самореализации людей без участия государства. В конфликт с государством такие объединения могут войти только в тех редких случаях, когда их деятельность запрещена законом. Например, нельзя создавать общество стрелков из автомата Калашникова, поскольку индивидуальное владение огнестрельным оружием в России (в отличие, например, от США) запрещено. Но общество охотников, пользующихся ненарезными ружьями, существует, и никаких оснований для конфликта с государством у него нет.

Откуда же происходит это словосочетание — «гражданское общество»? Мы знаем, что древнегреческий философ Аристотель назвал человека существом общественным. Он считал, что человек, только живя вместе с себе подобными, становится человеком. Однако в XVII в. английский философ Томас Гоббс (1588—1679) предположил, что человек может существовать сам по себе, и это существование он назвал естественным (от англ. State of Nature). А состояние множества отдельных людей, договорившихся о создании общества и устройстве верховной власти (о суверене), он назвал термином «гражданское общество» (от англ. Civil Society).

Таким образом, в европейской традиции Нового времени гражданское общество и государство (верховная власть) понимались как взаимопроникающие и взаимодействующие части. И только в ХХ в. с появлением феномена тоталитарных обществ они были радикально друг другу противопоставлены.

Для России, начавшей строить демократическую государственность только в 1992 г., чрезвычайно важно установить правильное взаимодействие между государством и гражданским обществом.

Приоритетная задача российского гражданского общества не противостояние власти и не оппозиция ей, а построение демократической государственности. Тогда как для стран с длительной демократической традицией и государственностью, в основных чертах установленной много веков назад (Великобритания, США, Франция, Нидерланды, Швеция, Дания, Швейцария), приоритетной целью гражданского общества является защита частных интересов граждан и их объединений.

Это различие между новой Россией и западноевропейскими странами игнорировалось теми, кто в 90-е гг прошлого века и в начале XXI в. из-за рубежа предлагал нам помощь в строительстве «гражданского общества». В этот период целый ряд российских общественных организаций получали так называемые гранты (денежную помощь) от различных частных иностранных фондов и правительств зарубежных стран. И нередко случалось, что организации—получатели таких грантов, вопреки декларациям о несовместимости государства и гражданского общества, по сути, выступали в роли политической оппозиции и участвовали в борьбе за государственную власть в России на иностранные деньги.

Нормализовать положение в этой области удалось в 2005 г. с помощью нового законодательства о некоммерческих организациях, которое исключило возможность финансирования политической деятельности в России из-за рубежа, а также благодаря созданию Общественной Палаты, в которую по приглашению главы государства вошли 42 гражданина, имеющих выдающиеся заслуги перед Россией (в дальнейшем Общественная Палата сама будет выбирать новых членов), и еще 84 представителя различных общероссийских, межрегиональных и региональных общественных организаций. Целью деятельности этого органа гражданского общества является экспертиза наиболее важных законопроектов, рассматриваемых Госдумой, контроль над деятельностью органов федеральной и региональной исполнительной власти, а также выявление нарушений конституционного права свободы слова в деятельности средств массовой информации. Первый состав Общественной Палаты приступил к работе в начале 2006 г.

Основное поле деятельности гражданского общества — местное самоуправление. Поскольку оно не входит в систему органов государственной власти, то именно здесь имеются богатые возможности для проявления самых различных гражданских инициатив, форм самоорганизации граждан, включения их в реальное управление своих городов, поселков, сел, деревень, муниципальных районов. Именно здесь ведется поиск эффективных моделей наро- доправия — той низовой демократии, на основе которой только и возможно реализовать конституционное положение о России как демократическом государстве.






Для любых предложений по сайту: [email protected]