Демография современной России - СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Демография современной России - СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Цели и задачи: 1) познакомить с проблемами демографии, показать основные тенденции изменения народонаселения в России, основные направления демографической политики государства; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию статистической информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к демографическим проблемам современного общества.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-практикум.

Ход уроков

I. Организационный момент

Демографическая ситуация, или состояние воспроизводства населения, наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны и интеллигенции. Однако до надлежащего осознания нашим обществом всей серьезности и уже почти неизбежных негативных последствий нынешней демографической ситуации еще очень далеко.

Наша страна одна из немногих, в которой нет ни одного учебного заведения, в котором готовили бы специалистов-демографов. Между тем для преодоления демографической катастрофы, в которой мы уже находимся, потребуются усилия (или хотя бы сочувствие) всего общества.

О решении демографических проблем и пойдет речь на нашем уроке.

Тема урока: «Демография современной России».

План уроков

1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2. Демографическая политика в России.


II. Изучение нового материала

1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

Демография - это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса.

Сегодня о демографических проблемах говорят и пишут ученые и журналисты, выходят серии популярных работ, курс демографии преподается в ряде вузов России.

На протяжении всей истории существования России власти скрывали многие данные о демографической ситуации в стране. До хрущевской «оттепели» демографическая статистика была под грифом «Совершенно секретно» и только с конца 1950-х гг. начала появляться в документах с пометкой «Для служебного пользования». С того времени и вплоть до 1985 г. сведения о численности населения, количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, сведения же, например, о продолжительности жизни, младенческой смертности и числе абортов не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: именно продолжительность жизни и уровень смертности населения, рождаемость, младенческая смертность, число абортов, как ничто иное, отражают состояние государства.

Системный кризис российского общества резко ухудшил демографическую ситуацию и здоровье населения. Заметно увеличилось число умерших практически из-за всех наиболее распространенных причин, ведущих к преждевременной смерти. «Независимая газета» (в номере за 2 февраля 1994 г.) пишет: «Разница между возрастающей смертностью и сокращающейся рождаемостью в Российской Федерации (и особенно в ее русских регионах) позволяет охарактеризовать Россию как страну с вырождающимся населением». В 1990 г., впервые за послевоенное время, наблюдалась естественная убыль населения. В 1993 г. ею были охвачены 68 субъектов РФ, где проживают 63% россиян, тогда как в 1992 г. таких субъектов было 45. Растет смертность населения в трудоспособном возрасте. Превышение смертности над рождаемостью начиная 1992 г. часто оценивается как депопуляция, т. е. вымирание России, составляющая около 700 тыс. человек в год.

Это общая характеристика. Ниже речь пойдет о конкретных демографических показателях.

Разбившись на творческие группы, работая с текстом пункта 1 § 10 и рабочим материалом, охарактеризуйте и проанализируйте современную демографическую ситуацию в РФ на конкретных демографических показателях. Выработайте рекомендации по исправлению негативных явлений. Работу представьте наглядно.

Первая группа - продолжительность жизни.

Вторая группа - рождаемость.

Третья группа - смертность.

Четвертая группа - статистика абортов.

Пятая группа - самоубийства.

Шестая группа - миграция.


Рабочий материал для первой группы

Продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни в нынешней России составляет 57 лет для мужчин и 72 года для женщин. К примеру, для США, Канады, Франции, Германии и других развитых стран мира этот показатель равен соответственно 73 и 80 годам. А для Японии - 76 и 82. Таким образом, российские мужчины сегодня живут в среднем на 16, а женщины - на 8 лет меньше, чем на Западе. Особенно тревожен разрыв между сроками жизни противоположных полов - 15 лет. Такого нет нигде.

«Нью-Йорк Таймс» пишет, что Россия стала первой промышленно развитой страной, пережившей столь резкое сокращение населения в подобных условиях.

Примечательно, что разрыв показателей продолжительности жизни мужчин и женщин увеличивается с конца XIX в., достигнув почти девяти лет в 1968-1971 гг. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин обусловлен не только биологическими факторами, на счет которых можно отнести четыре-пять лет. Остальные годы разрыва вызваны действием специфических факторов. И тем более важно выяснить причины происходящего в нашей стране, если «небиологический разрыв» достигает 10 лет, что чрезвычайно пугает.


Рабочий материал для второй группы

Рождаемость

На протяжении последних ста лет в России произошли огромные изменения в уровне рождаемости, отражающие переход от традиционного к новому, современному типу репродуктивного поведения.

Традиционный тип репродуктивного поведения исключает всякое намеренное вмешательство в процесс зачатия и вынашивания плода. Социальные и культурные нормы, формировавшиеся в течение долгого времени и поддерживаемые религией и обычаями, не допускают внутрисемейного регулирования деторождения как массового явления. Уровень рождаемости при традиционном типе репродуктивного поведения довольно высок.

При современном типе репродуктивного поведения внутрисемейное регулирование деторождения получает всеобщее распространение, превращается в неотъемлемую черту образа жизни и становится главным фактором, определяющим уровень рождаемости.

Изменения репродуктивного поведения российских семей - следствие трансформации функции семьи, в том числе и ее репродуктивной функции, в процессе длительного исторического, экономического и социокультурного развития России.

Плавный процесс перехода к малодетной семье был нарушен в брачных когортах, сформировавшихся в 1985-1989 и 1990-1993 гг. В распределении женщин по числу ожидаемых детей произошли очень существенные изменения: резко увеличилась доля собирающихся ограничить свою семью одним ребенком, и резко сократилась доля намеревающихся иметь троих и более детей. Резкое падение рождаемости в начале 1990-х гг. породило мнение, что главной причиной этого был экономический и политический кризис. Однако исследования показывают, что этот процесс, как и снижение рождаемости в последующие годы, - продолжение объективного процесса ее эволюции, которая длится уже более столетия, хотя немалое влияние оказывают условия жизни семьи.

Итак, очень быстро пройдя путь от традиционного типа рождаемости до современного, Россия в 1990-х гг. заняла место в ряду стран с самой низкой рождаемостью. В 1993 г. рождаемость упала по сравнению с предшествующим годом на 15% и составила 9,0 родившихся на тысячу человек.

Сейчас сохраняется тенденция к снижению количества детей в семье. По данным Госкомстата, в наши дни большинство россиян считают наиболее приемлемым иметь одного ребенка, тогда как раньше абсолютно нормальным было наличие 3-4 детей в семье. При этом, как и прежде, для семей сельских жителей характерно большее количество детей, чем для городских семей.

До сих пор в сельской местности рождаемость значительно выше, чем рождаемость в крупных городах, несмотря на то что социально- экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах, в том числе и в России. Процент городского населения в отдельных странах равен: в Австралии - 75%, США - 80, Германии - 90%. Помимо крупных городов-миллионеров быстро растут городские агломерации и мегаполисы.

Падение уровня жизни большинства семей было предопределено самим характером реформ, либерализацией цен при сохранении монополизма производителей и отсутствии полноценного рынка товаров и услуг. В течение 1992-1995 гг. происходил резкий спад производства, экономический кризис приобрел особую глубину. Сокращение производств, потеря хозяйственных связей, отсутствие сырья, сокращение числа заказов привели к реальной безработице.

За период 1992-1996 гг. цены на основные виды потребительских товаров и услуг выросли в 2200 раз, а в сравнении с началом 1991 г. они в среднем увеличились в 6000 раз, при этом на мясные и молочные продукты - в 8-12 тыс. раз, а на хлеб - в 15 тыс. раз.

Во взглядах ученых и политиков на формирование экономических мер семейной политики просматриваются две позиции, если не противоположные, то достаточно противоречивые.

Одна - обеспечить гарантированный минимум социальной поддержки всем нетрудоспособным. Сторонники другого подхода предлагают отказаться от принципа всеобщности и равноправия в получении семьями с детьми поддержки от государства и концентрировать весьма ограниченные ресурсы на поддержке наиболее уязвимых социальных слоев (к таким относят многодетных, одиноких матерей, семьи с детьми-инвалидами и т. п.). Такой подход получил название адресной социальной помощи. При введении централизованных мер помощи семьям с детьми в 1990 г., а затем и в 1991 г. ряд основных пособий назначался не всем, а лишь малообеспеченным. В 1991 г. российским правительством эти ограничения были сняты. Однако принцип определения нуждающихся в социальной защите путем подсчета доходов и уравнивания - перераспределения доходов между семьями с большими доходами в пользу семей с меньшими доходами - находит много сторонников в правительственных структурах. По мнению авторов такой концепции это позволяет занижать объем средств на поддержку семей и сдерживать рост обесценивающейся денежной массы.

В краткосрочной перспективе будет продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости, как в городской, так и в сельской местности. Здесь, по всей вероятности, произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже - и малодетной семье. По наблюдениям, если естественный прирост населения не изменится, то в 2050 г. население России составит всего 125-130 млн. человек (сегодня в стране 143,3 млн. человек). В этих условиях важно активизировать демографическую политику таким образом, чтобы не допустить усиления стремления к малодетной семье.

Не исключено, что со временем положение изменится и рождаемость несколько повысится, но возврат к прежним репродуктивным нормам вряд ли вообще возможен.


Рабочий материал для третьей группы

Смертность

По данным на 1993 г., смертность в России составила 16,6 умерших на 1000 человек. Для сравнения: в США - 9,0 случаев на 1000.

Основными причинами смерти в наши дни являются болезни так называемого эндогенного типа, т. е. связанные с нарушением деятельности важнейших систем человеческого организма. Поэтому увеличение в общей численности населения доли лиц старших возрастов ведет к росту общего числа умерших, а значит, и общих коэффициентов смертности. Эта тенденция наблюдалась и в прошлом. Например, с 1939 по 1970 г. доля лиц в возрасте 57 лет и старше возросла с 6,8 до 11,8%.

Если в 1973 г. на долю умерших от заболеваний систем кровообращения приходилось 49,5% всех смертей, то в 1985 г. - 53,4%. Этот показатель оставался прежним и в 1995 г. От рака в 1995 г. умерло 17,5%, погибло в результате несчастных случаев 16%.

Пугает статистика и младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6 смерти на 1000 новорожденных и детей в возрасте до 1 года. Сравним: в США умирают 5 новорожденных из 1000, в Канаде и Японии - 7, в наиболее развитых странах Западной Европы - от 6 до 8.

В современной России младенческая смертность почти в 3 раза выше, чем в цивилизованном мире, что говорит о значительно худшем состоянии отечественного медицинского сервиса, а также здоровья родителей.

Тенденции заболеваемости и смертности в ближайшем будущем во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здравоохранения, что довольно проблематично в связи с эмиграцией научных специалистов из России.


Рабочий материал для четвертой группы

Статистика абортов

Статистика абортов никогда не предавалась гласности. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83. На Западе: Германия - 5,1, Австрия - 7,7, Франция - 13,8.

Этот список можно продолжить, что не изменит сути: среди стран Западной Европы мы остаемся безусловными лидерами по числу абортов, причем наш отрыв от остальных просто потрясающ. Примечательно, что, если двигаться по карте Европы с Запада на Восток, количество абортов возрастает: в Венгрии - 35,6, в Югославии - 38,6, в Болгарии - 67,2.

Существуют и негласные данные, еще более настораживающие. По ним, на конец 1994 г. из общего количества зарегистрированных беременностей родами заканчивалось только 32%, остальные 68% - аборты.

Аборты - одна из главных причин низкой рождаемости и отрицательного естественного прироста населения. Такое огромное количество абортов связано прежде всего с экономической ситуацией в сегодняшней России. Вот уже на протяжении десяти лет наша страна находится в условиях социально-экономического кризиса, что и является причиной такого демографического явления, как аборты. В большинстве своем аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, так как этот социальный слой находится в наиболее неблагоприятном материальном положении. Ведь молодая одинокая женщина просто не в состоянии в должной степени обеспечить себя и своего ребенка.

Также на процент абортов влияет моральное и нравственное здоровье людей. Ведь за последние несколько лет моральные рамки сильно расширились, а многие нравственные принципы в глазах сегодняшней молодежи выглядят непоправимо устаревшими и совершенно неприемлемыми.


Рабочий материал для пятой группы

Самоубийства

На численность населения России, хотя и в незначительной степени, влияет процент самоубийств. С 1992 по 1995 г. количество самоубийств заметно возросло - с 46 125 до 61 000 соответственно. Затем в период с 1995 по 1996 г. их количество несколько снизилось. Резкое увеличение числа самоубийств в период с 1992 по 1995 г. объясняется кризисным состоянием экономики страны и падением производства, а также резким ухудшением социально- экономического условий в Российской Федерации. Заметим, что Россия находится в первой десятке стран с наивысшим процентом самоубийств.

Также высок процент криминальных преступлений, в частности убийств, по количеству которых мы уже приближаемся к США - лидерам в этой области.

Убийства во многом отрицательно влияют на социальное состояние России.


Рабочий материал для шестой группы

Миграция

Миграция - перемещение населения. Массовая миграция наблюдалась в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Так, в 1941-1942 гг. из районов, которым угрожала оккупация, было эвакуировано 25 млн. человек.

В 1968-1969 гг. переменили постоянное место жительства 13,9 млн. человек, причем 72% мигрантов были в трудоспособном возрасте.

В последние годы преобладала миграция населения из села в город. Так, за счет миграции из сельской местности в города с 1970 по 1983 г. численность сельского населения сократилась со 105,7 до 96 млн. человек (или на 8,9%), а доля сельского населения в общей численности населения страны уменьшилась с 44 до 35%. Эта тенденция наблюдается и в наши дни.

Влияние миграции на развитие населения часто неоднозначно. Рост подвижности населения является важным фактором развития общества, способствует повышению культурного и общественного уровня людей. Без миграции невозможно было бы в прошлом развитие экономики страны, освоение природных ресурсов Сибири, Дальнего Востока и т. д.

Однако чрезмерная миграция из села приводит к созданию возрастно-половых диспропорций, к нехватке молодежи на селе, что затрудняет развитие сельского хозяйства, быстрейшее освоение новой техники.

Большой отток молодежи ведет к снижению рождаемости в селах и старению населения. С другой стороны, прибытие больших масс молодежи из сел в крупные города создает дополнительную нагрузку на бытовые службы, осложняет решение жилищной проблемы.

Перемещение населения в новые районы страны часто связано с решением и других проблем. Важно, чтобы люди не только приехали в районы нового освоения, но и остались там трудиться и жить длительное время. Ведь пока человек накопит опыт работы в новых условиях, проходит не менее полугода. Иначе говоря, существует проблема «приживаемости» новоселов. В противном случае, когда человек, проработав недолго на новом месте, уезжает обратно, общество несет существенные экономические и социальные потери.

В последние годы в России резко усилился процесс еще одного вида миграции - интеллектуальной, или, как его еще называют, «утечки умов». Его масштабы во многом угрожают существованию и развитию целых направлений отечественной науки, вызывают многие негативные социальные и экономические последствия для российского общества в целом. К тому же такая миграция наносит ощутимый урон в финансовом плане для государства. Ведь, по приблизительным оценкам, на подготовку одного квалифицированного специалиста, которые и уезжают в первую очередь за рубеж, государство затрачивает около 300 000 долларов (средства немалые и должные быть, по меньшей мере, возвращены стране).

Важнейшим условием обвальной «утечки умов» стало резкое увеличение открытости вначале Советского, а затем Российского государства, создание законодательной базы для прозрачности границ.

Факторами данного вида миграции стали прежде всего глубокий социально-экономический кризис в стране, снижение до недавнего времени приоритетности науки.

Причина же этого вида миграции - невостребованность научного, интеллектуального потенциала, невозможность для конкретных ученых реализовать себя в стране в научном, материальном и интеллектуальном плане, обеспечивая творческий рост.

Причины эмиграции ученых и специалистов высшей и высокой квалификации из России в принципе известны. Экономический кризис имел своим следствием резкое снижение государственного финансирования научных исследований. Науке до сих пор не находилось места среди государственных приоритетов, а переход научных учреждений на рыночные принципы функционирования осуществляется, в силу объективных причин с большим трудом.

Важная причина интеллектуальной эмиграции - инфраструктурная необеспеченность российской науки, ставшая тормозом развития научных исследований.

Высока и этническая эмиграция научных сотрудников - 35 тыс. человек за последние годы, что составляет около 10% всех научных сотрудников по состоянию на 1995 г. При этом систему Российской академии наук покинули 17% научных работников. Однако дело не только в количественном соотношении. Из отечественной науки ушли просто инициативные и талантливые люди.

За последние годы 42% этнической эмиграции шло в Германию, 41 % - в Израиль. Имеются все основания полагать, что этот поток не самый большой по масштабам: в течение последних лет ежегодно выезжает около 100-120 тыс. человек. Желающих, конечно, много, но страны-реципиенты сдерживают и растягивают во времени их приток, производя при этом их селекцию. Однако надо учитывать, что доля лиц с высшим образованием среди выезжающих по этому каналу почти в 20 раз выше, чем по России в целом. К 2000 г. страну покинуло около 1,5 млн. ученых и специалистов.

В последние годы все большее развитие получает процесс бизнес-эмиграции из России. Молодые талантливые бизнесмены, добившись высокого благосостояния в России, заработав значительные суммы, эмигрируют, закупают недвижимость и занимаются бизнесом в развитых странах. Общий ежегодный вывоз валюты из страны превышает 20 млрд. долларов. Эти деньги невозможно возвратить в Россию.

Надо обратить внимание на то, что одновременно с экспортом интеллектуального потенциала в России происходит импорт значительного числа менее квалифицированных работников (по отдельным данным, их численность превышает 1 млн. человек). Россия, таким образом, снижает свой интеллектуальный потенциал. Целесообразно разработать меры по защите этого потенциала.

В целом можно констатировать, что проблема «утечки умов», сохранения национального интеллектуального достояния - одна из важнейших, стоящих не только перед российской наукой, но и перед российским обществом в целом. И от того, как она будет решена, во многом зависит будущее страны.


Вопросы для первой группы

1. Какова средняя продолжительность жизни сегодня в России?

2. Сравните данные показатели с показателями для других стран.

3. Какую особенность имеет этот процесс?

4. В чем вы видите причины данного тревожного явления?

5. Какие конкретные меры можно и нужно предпринимать для решения данной проблемы?


Вопросы для второй группы

1. Назовите отличия традиционного репродуктивного поведения от современного.

2. Чем вызваны подобные изменения?

3. Охарактеризуйте показатели рождаемости в современной России.

4. Какие тенденции устойчиво прослеживаются в данном направлении?

5. Сравните уровень рождаемости в городской и сельской местности. Проанализируйте результаты исследования.

6. Назовите прогнозы уровня рождаемости в России.

7. Какие конкретные меры можно и нужно предпринимать для решения данной проблемы?


Вопросы для третьей группы

1. Каковы данные статистики относительно уровня смертности в России?

2. Сравните эти цифры с показателями в других странах.

3. Назовите основные причины, которые повлекли смерть людей.

4. Проанализируйте данные младенческой смертности в России.

5. Сравните эти данные с показателями в развитых странах.

6. О чем свидетельствуют эти печальные цифры?

7. Прогноз современных демографов относительно уровня смертности.

8. Какие конкретные меры можно и нужно предпринимать для решения данной проблемы?


Вопросы для четвертой группы

1. Каковы статистические данные о числе абортов в России?

2. Сравните их с показателями на Западе. Сделайте выводы.

3. В чем опасность абортов?

4. Почему цифры столь велики?

5. Какие конкретные меры можно и нужно предпринимать для решения данной проблемы?


Вопросы для пятой группы

1. Каковы статистические данные о количестве случаев суицида в нашей стране?

2. Сравните их с показателями развитых стран.

3. Определите причины, по которым люди добровольно расстаются с жизнью.

4. Как вы относитесь к данному явлению?

5. Почему, на ваш взгляд, столь высок процент самоубийств среди молодежи?

6. Какие конкретные меры можно и нужно предпринимать для решения данной проблемы?


Вопросы для шестой группы

1. Что такое миграция?

2. Приведите примеры миграций в 60-70-х гг. XX в.

3. Проанализируйте процесс миграции из сельской местности в городскую.

4. Какие последствия имели эти процессы?

5. Что собой представляет явление, получившее в истории название «утечка умов»? Выявите ее причины и последствия.

6. Куда выезжают иммигранты? Почему?

7. Охарактеризуйте процесс бизнес-эмиграции из России.

8. Как и почему происходит импорт значительного числа менее квалифицированных работников?

9. К каким последствиям это приводит?

10. Какие конкретные меры можно и нужно предпринимать для решения данной проблемы?

Таким образом, озвученные здесь факты показали, что существуют угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в Российской Федерации.

1. Общее сокращение численности населения, снижение его плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых создадут опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации.

2. Уменьшение численности молодежи, начинающей трудовую жизнь, вызовет опасность обострения проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 г. численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 г. с 3,46 до 1,99 млн. человек.

3. Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Уже сегодня численность принимаемых в высшие учебные заведения практически совпадает с численностью выпускников общеобразовательных учреждений.

4. Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения трудоспособного возраста и, соответственно, с сокращением экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России, на 3,2 млн. человек за 2006-2010 гг.) вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции из стран Среднего Востока, Китая, Вьетнама.

5. В связи с постарением населения возникнет опасность дефицита рабочей силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.

6. Общее сокращение численности населения, сопровождающееся сокращением численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению.

7. Характер миграционных процессов (внутренние миграции и иммиграция) окажет отрицательное влияние на систему расселения населения Российской Федерации: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что не отвечает экономическим и геополитическим интересам России. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности.

8. Отток из России квалифицированных кадров ведет к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала страны.


2. Демографическая политика в России

Демографическая политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования вопросов народонаселения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру.

В широком смысле демографическая политика-это политика в области народонаселения. Объектом могут выступать население страны, отдельных ее районов, когорты населения, семьи определенных типов.

Историческая цель демографической политики государства - достижение демографического оптимума.

Меры демографической политики:

1. Экономические:

• оплачиваемые отпуска;

• различные пособия при рождении ребенка, часто в зависимости от их количества;

• оценка по прогрессивной шкале возраста и состояния семьи;

• ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы - для повышения рождаемости;

• преимущества для малодетных семей - для понижения рождаемости.

2. Административно-правовые:

• законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, число разводов;

• отношение к абортам и контрацепции;

• имущественное положение матери и детей при расторжении брака;

• режим труда работающих женщин.

3. Воспитательные, пропагандистские:

• формирование общественного мнения;

• нормы и стандарты демографического поведения;

• определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям;

• политика планирования семьи;

• половое образование молодежи.

Государство разработало документ «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» (2002). Я предлагаю трем творческим группам рассмотреть приоритеты демографической политики в настоящее время, обсудить их и выработать собственное мнение относительно эффективности предложенных мер.

Первая группа - в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.

Вторая группа - в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.

Третья группа - в области миграции и расселения.


Рабочий материал для первой группы

Приоритеты демографической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:

• ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;

• создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;

• обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей:

• повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;

• формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;

• разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства.

Необходимо проведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей.

Важным условием повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей является работа по пересмотру расчета потребительской корзины женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы.

Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и улучшения материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой.

Необходимо разработать комплекс минимальных социальных стандартов (гарантий), обеспечивающих всему населению понятную, доступную и реально обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей.

Для обеспечения благоприятных условий сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей необходимо дальнейшее освещение этой проблемы в законодательных актах, регламентирующих трудовые отношения, поощрение родительства и установление системы гарантий для работников с семейными обязанностями с одновременным усилением государственного контроля за соблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей.

Необходимо разработать механизмы материального стимулирования семей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. Среди них - дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, ее адресность и значимость для семьи. Следует увеличить размеры единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередности рождения, размеры ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, увеличить размеры пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов.

В области стимулирования семьи к рождению детей необходимо использовать возможности налоговой политики в отношении физических лиц, для чего предусмотреть налоговые вычеты для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей.

Необходимо принять действенные меры по поддержке молодых семей. В кратчайшие сроки разработать региональные аспекты обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

Для поддержки молодых семей и их ориентации на рождение детей необходимо обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления система учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказываются поддержка и социальный патронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте предложенные меры.

2. Выразите собственное мнение относительно их эффективности.


Рабочий материал для второй группы

Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:

• укрепление состояния здоровья детей и подростков прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению числа травм и отравлений, числа случаев выявления курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;

• сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

• улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению числа травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

• сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечнососудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний.

При проведении профилактической работы необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения.

Необходимо возродить систему массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан.

Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом сочетание мер из области фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий способно привести к желаемому результату. Система мер должна включать жесткий контроль за качеством алкогольной продукции и политику цен, стимулирующую переход к потреблению менее вредных типов алкогольных напитков. Ценовая политика должна, с одной стороны, не допустить переориентацию населения на самодельные или нелегальные алкогольные изделия, а, с другой - ограничивать потребление алкоголя.

В этих целях также необходимы введение правил, запрещающих продажу алкоголя лицам, находящимся в состоянии сильного опьянения, и несовершеннолетним, запрет на продажу крепких алкогольных напитков в местах массового скопления населения.

Следует усилить контроль за рекламой, имея в виду, что молодежь не должна быть задействована в рекламных роликах спиртных и слабоалкогольных напитков.

В рамках мероприятий по улучшению психического здоровья населения необходимо принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств, которые могут включать создание новых и поддержку существующих телефонов доверия, совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников.

Требует решения проблема обеспечения доступности медицинской помощи больным с тяжелыми заболеваниями, нуждающимся в обследовании и лечении с применением дорогостоящих технологий, в первую очередь в федеральных медицинских учреждениях.

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие и укрепление консультационно-диагностических служб областных, краевых и республиканских учреждений здравоохранения.

Первоочередной задачей являются усиление роли первичной медико-санитарной помощи, структурно-экономические преобразования амбулаторно-поликлинического звена, рациональное использование коечного фонда (уменьшение объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг дневных стационаров). Органами здравоохранения и социальной защиты населения должны реализовываться комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ- инфекцией, туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Необходимо усилить государственную поддержку мер, направленных на профилактику, раннее выявление заболеваний, разработку и внедрение современных технологий в лечебно-диагностические процессы. В целях снижения осложнений и смертности от злокачественных новообразований требуются разработка и внедрение скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний.

Особое внимание должно быть обращено на профилактику и лечение бесплодия, в связи с чем планируется разработать соответствующие программы, направленные на обеспечение ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья. С целью профилактики патологии беременности и родов, сохранения здоровья новорожденных должны быть внедрены паспорта здоровья семьи, предусмотрены возможности повышения качества питания беременных, оздоровления их в санаторно-курортных учреждениях.

Особое внимание должно уделяться охране репродуктивного здоровья подростков, созданию и развитию новых подходов к гигиеническому и нравственному их воспитанию. В связи с широким распространением среди детей и подростков алкоголизма, наркомании, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, следует предусмотреть создание таких новых структурных подразделений, как отделения (кабинеты) медико-социальной помощи в амбулаторных - поликлинических учреждениях и учебных заведениях.

Кроме того, органами государственной власти должна быть разработана система принципов экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охране труда, предусматривающая развитие страхования от производственного травматизма.

Обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей максимального использования потенциала инвалидов. С целью проведения медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования, необходимо предусмотреть развитие новых форм медико-социального обслуживания граждан из числа освободившихся из мест лишения свободы, а также бездомных, направленных в учреждения социального обслуживания из приемников- распределителей органов внутренних дел. Следует предусмотреть развитие сети домов ночного пребывания, в которых оказывается социально-психологическая, юридическая помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы.

Активные меры должны быть приняты по развитию и совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций и оздоровительных учреждений системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению существенное значение имеет укрепление материально- технической базы лечебно-диагностических комплексов, работающих в сельской местности. Одной из первоочередных задач для органов здравоохранения субъектов Российской Федерации является дальнейшее развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте предложенные меры.

2. Выразите собственное мнение относительно их эффективности.


Рабочий материал для третьей группы

Приоритеты демографической политики в области миграции и расселения

В области миграции и расселения определены следующие приоритеты и направления:

• привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств - членов СНГ, на основе проведения селективной миграционной политики;

• создание условий для сокращения эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения Российской Федерации;

• обеспечение легализации миграции в Российскую Федерацию путем применения соответствующих правовых, организационных, финансовых и прочих механизмов;

• создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.

Требуют дальнейшей разработки и совершенствования нормативно-правовые акты, прежде всего регулирующие миграционные процессы, в части обеспечения контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и натурализации мигрантов. Также необходима корректировка положений действующей нормативно-правовой базы, регулирующей положение вынужденных мигрантов в Российской Федерации.

Необходимо разработать подходы к регулированию иммиграционных потоков, создать действенный механизм миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации.

В рамках Федеральной миграционной программы на 2002-2005 гг. необходимо предусмотреть финансирование комплекса мер, направленных на стимулирование иммиграции в Российскую Федерацию, интеграцию мигрантов (жилищное обустройство, решение проблем трудоустройства), проведение селективной миграционной политики, развитие единой системы иммиграционного контроля и т. п.

Следует разработать механизмы привлечения в Российскую Федерацию иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для социально-экономического развития России. При этом необходима выработка системы приоритетной поддержки в России высококвалифицированных специалистов ведущих отраслей, а также более полное использование потенциала учебной иммиграции для восполнения потерь, вызванных оттоком молодых специалистов в развитые страны.

Важнейшей задачей является проведение активной региональной экономической политики, направленной на сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах РФ, что позволит расширить привлечение рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе.

Необходимо разработать подходы к обеспечению возможностей стимулирования возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь - высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая предоставление им условий безопасности, жилья, места работы и пр.

В части регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера.

Политика привлечения дополнительной рабочей силы потребует разработки действенных экономических стимулов для переселенцев, включая регионально-дифференцированные меры, направленные на перераспределение иммиграционных потоков в регионы, испытывающие наиболее острую нехватку населения и трудовых ресурсов.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте предложенные меры.

2. Выразите собственное мнение относительно их эффективности.


III. Итог уроков

Таким образом, очевидно, что решение проблемы демографии тесно связано с общей ситуацией в экономике и социальной сфере. Причем связь в этом случае носит взаимосвязанный характер: стабилизация численности населения и необходимые качественные сдвиги требуют значительных вложений ресурсов, в то же время само население является важнейшим ресурсом развития государства. А значит, и от нас с вами зависит будущее нашей страны.


Домашнее задание

Выучите § 10, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]