Демократия - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Демократия - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Цели и задачи: 1) познакомить с признаками и ценностями демократии, показать их взаимосвязь и взаимозависимость, проанализировать механизм парламентаризма; 2) развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии; 3) формировать отношения к демократическим ценностям и установкам, ответственности.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-рассуждение.

Ход уроков

I. Организационный момент

Жил-был один восточный правитель, мудрость которого, подобно солнцу, освещала страну животворными лучами. Никто не мог превзойти его по уму и сравниться с ним в богатстве. Однажды пришел к нему визирь: «О великий султан. ты самый мудрый, самый могущественный в нашей стране. В твоих руках и жизнь, и смерть. Твое имя у всех на устах. Повсюду тебя хвалят. Но нашлись и такие, кто плохо о тебе отзывается. Они надсмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. О могущественный повелитель, разве мыслимо, чтобы в твоем царстве могло быть подобное неповиновение и брожение умов!» Султан снисходительно улыбнулся и сказал: «Как и любой в моем царстве, ты знаешь, какие заслуги у меня перед моими подданными. Семь провинций, подчиненных мне, под моим господством стали богатыми и преуспевающими. В семи провинциях любят меня за справедливость. Конечно, ты прав. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу - закрыть рот своим подданным. И не то важно, что некоторые говорят плохого обо мне, а то, что я делаю хорошего для людей!»

- Как бы вы характеризовали этот вид правления?

Тема урока: «Демократия».

План уроков

1. Принципы и ценности демократии.

2. Парламентаризм.

3. Проблемы современной демократии.


II. Изучение нового материала

1. Принципы и ценности демократии

Демократия является одним из типов политического режима. Зародилась она в глубокой древности. В настоящее время усиливается стремление народов к демократии. Как вы думаете, с чем связан этот процесс?

Популярность данного политического режима связана с теми принципами и ценностями, которые он несет. Рассмотрим их более подробно.

Работая с текстом пункта 1 § 16 и дополнительным материалом, назовите и охарактеризуйте демократические принципы и ценности. Работу представьте в тетрадях.


Сатьяграха

Ненасилие - это покой, но активное ненасилие - это любовь. Мир существует, движимый любовью. В английском языке есть такая поговорка: «Кто силен, тот и прав». Еще существует теория о том, что выживает сильнейший. Обе эти идеи противоречат изложенному выше принципу, они абсолютно неверны. Если бы враждебность была основной движущей силой, мир давно был бы разрушен, а у меня не было бы возможности написать эту статью, а у вас - ее прочитать. Мы живы благодаря любви. Все мы - доказательство этого. Обманутые современной западной цивилизацией, мы забыли нашу древнюю цивилизацию и поклоняемся силе оружия.

Мы забыли принцип ненасилия, который является сущностью всех религий. Доктрина войны олицетворяет неверие в Бога. Именно из-за власти этой доктрины в Европе бушует кровопролитная война...

Ненасилие - действенный принцип высшего порядка. Это сила духа, или власть божественного внутри нас. Несовершенный человек не может объять всю Сущность, он не может вынести всего ее величия, но даже малейшая частица ее, действующая в нас, может творить чудеса... Ненасилие по действию подобно радию. Малейшее количество его, внедренное в болезненную опухоль, действуя постоянно, незаметно и целенаправленно, превращает всю больную ткань в здоровую. Так же и крошечные частицы ненасилия, действуя тихо и незаметно, изменяют все общество.

Ненасилие самодостаточно. Душа продолжает существовать даже после смерти, ее сущность не зависит от физического тела. Так же и ненасилие, или сила духа, не требует физической помощи для своего действия, оно действует независимо. Оно выходит за пределы времени и пространства.

Следовательно, если ненасилие успешно утвердится в одном месте, то его влияние распространится повсюду.

Махатма Ганди

Вопросы

1. Можно ли назвать ненасилие одной из важных демократических ценностей? Почему?

2. Существуют ли, на ваш взгляд, ситуации, когда насилие необходимо?

3. Какие принципы гандизма можно выделить на основе отрывка из документа?

4. Как вы могли бы сформулировать понятие «ненасилие» и связать его с демократией?

(По ходу проверки работы в тетрадях учащиеся делают записи.

Принципы и ценности демократии

1. Принцип большинства.

2. Уважение прав меньшинств.

3. Принцип политического плюрализма.

4. Гласность.

5. Принцип правового и политического равенства граждан.

6. Демократическая политическая культура граждан.

7. Парламентаризм.

8. Ненасилие.

9. Свобода.

10. Терпимость.

11. Сотрудничество.

12. Компромисс.)

- Какой из предложенных принципов и ценностей демократии для вас наиболее важен? Почему?

- Какой вам представляется не очень важным? Почему?


2. Парламентаризм

Одним из достижений демократии являются свободные выборы, которые находят свое выражение в парламентаризме. Исследуем природу и суть парламентаризма. Вот как энциклопедический юридический словарь трактует термин «парламентаризм».

Парламентаризм - система правления, характеризующаяся распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам. При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. Представительство народных интересов предполагает, что граждане делегируют свои властные полномочия депутатам.

- Как вы думаете, почему система выборов отвечает принципам демократии?

Разберем сущность избирательных систем, которые используются в мире. Перед вами рабочие схемы. Внимательно изучите их и ответьте на вопросы.

Вопросы

1. Можно ли назвать идеальной одну из избирательных систем?

2. Выдерживается ли принцип справедливости, если, например, какое-то решение принято 51 % голосов? Ведь в этом случае остальные 49% голосовавших вынуждены принять то решение, за которое они не отдавали голоса? Почему? Ведь их всего на два процента меньше «победителей». Это же совсем незначительная разница! Как разрешить это очевидное противоречие?

3. Назовите достоинства и недостатки избирательных систем.

4. Охарактеризуйте партии большинства и партии меньшинства.

5. Почему современный парламент нередко называют форумом политической гласности, ареной поиска компромиссов?

6. Как осуществляется связь парламентариев с избирателями?

7. Что собой представляет система выборов по партийным спискам, введенная в нашей стране с 2005 г.? Согласны ли вы с нововведениями?

- Назовите важнейшие условия и гарантии политической демократии. (В экономической сфере - плюрализм форм собственности и развитая рыночная экономика. В социальной сфере - преобладание в социальной структуре среднего класса. В духовной сфере - высокий уровень культуры и мировоззренческий плюрализм.)


Избирательные системы



3. Проблемы современной демократии

- Назовите достоинства демократии и ее недостатки. Заполните таблицу «Характеристика демократии».


Характеристика демократии


Достоинства

Недостатки

1. Основана на признании естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности.

2. Поощряет активное участие народа в политической жизни.

3. Формирует механизмы общественного контроля, ограничивает всевластие государства.

4. Создает условия для постоянного обновления властных структур.

5. Стимулирует многообразие общественной жизни.

6. Предполагает отказ от диктатуры и насилия как способов разрешения конфликтов

1. Юридическое равенство возможностей граждан и партий не означает их реального равенства.

2. Сильна зависимость политиков от поддерживающих их финансово-промышленных групп.

3. Слабы механизмы контроля общества за выдвижением кандидатов в представительные и исполнительные органы власти.

4. Нередки такие явления, как коррупция и лоббизм.

5. Серьезные трудности испытывает демократия в области международных отношений


В современном мире большинство государств заявляют о своей приверженности принципам демократии. В то же время, по утверждению аналитиков, нет ни одного государства, в котором демократические принципы были бы в полной мере реализованы. Согласны ли вы с теми, кто видит в этом противоречивое свидетельство утопичности, практической неосуществимости и бесполезности самой идеи демократии?


III. Итог уроков

До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии. Какое, на ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии?

A. «Называется этот строй демократическим потому, что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех» (.Перикл, V в. до н. э.).

Б. «Демократия - не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дает семья и вера» (Р. Рейган).

B. «Демократия ... в ней страшная мощь разрушения... Конечно, разрушение создает, оно расчищает место... Но действительного творчества в демократии нет - и поэтому она не будущее. Будущее вне политики...» (А. И. Герцен).

Оцените достоинства и недостатки каждого из приведенных здесь утверждений.

Представьте себе, что вы являетесь свидетелем спора двух товарищей. Один считает, что демократия - это ничем не ограниченная свобода личности, возможность делать все, что пожелаешь. Другой утверждает, что свобода хотя и является одним из ведущих признаков демократии, тем не менее не означает вседозволенности, а предполагает ограничения (меру). Вам предоставляется слово.


Домашнее задание

Выучите § 16, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]